г. Самара |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А72-12160/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Ульяновскцентргаз" - Карташовой И.В. (доверенность от 06.07.2015 N 38/15),
представитель прокурора Тереньгульского района Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образам,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ульяновскцентргаз"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 сентября 2015 года по делу N А72-12160/2015 (судья Коннова О.В.),
по заявлению прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, р.п. Тереньга, Тереньгульский район, Ульяновская область,
к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскцентргаз" (ОГРН 1047301152293, ИНН 7326021601), г. Ульяновск,
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Тереньгульского района Ульяновской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ульяновскцентргаз" (далее - общество, ООО "Ульяновскцентргаз") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.2-4).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2015 по делу N А72-12160/2015 заявленные требования удовлетворены. Суд привлек ООО "Ульяновскцентргаз" (ОГРН 1047301152293, ИНН 7326021601) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (л.д.116-118).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.123-125).
Прокурор апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя прокурора, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверки выявлены допущенные ООО "Ульяновскцентргаз" нарушения на автозаправочной станции N 1-М, расположенной по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Солдатская Ташла, требований статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, а именно: в местах, доступных для потребителей (на стеле (информационном стенде)), отсутствовала информация, обозначающая автомобильный бензин (буквы АИ), символы, обозначающие экологический класс автомобильного бензина (К4, К5), информация, обозначающая климатические условия применения дизельного топлива (Л, З).
По факту выявленного нарушения 25.08.2015 прокурором Тереньгульского района Ульяновской области в отношении ООО "Ульяновскцентргаз" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д.66-69).
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Ульяновскцентргаз" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Общество, полагая, что факт отсутствия вышеуказанной информации не является нарушением, пояснило, что в настоящее время информация размещена, имеются основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ либо положений статьи 4.1 КоАП РФ о назначении наказания в размере ниже низшего предела в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) или продавец продукции.
В силу статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно части 3 статьи 7 указанного Закона содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - Технический регламент).
Технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемому топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
В силу пункта 6.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 Россия как участница этой комиссии обязана обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с 31.12.2012.
Обязательность требований установлена в статьях 1, 3, 4, 5 Технического регламента и вытекает из основополагающих положений статьи 15 Конституции Российской Федерации. Рассматриваемый Технический регламент принят во исполнение Соглашения и единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, заключенного на основании Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000.
Возможность неисполнения требований Технического регламента отдельными субъектами хозяйственного оборота не предусмотрена.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 статьи 3 Технического регламента при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о: наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1, которым установлено, в частности, следующее.
Обозначение автомобильного бензина включает группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин, цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом, символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
Обозначение дизельного топлива включает группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо, буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения, символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, введенными в действие приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, также предусмотрено, что при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС информации о перечне реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг (пункт 3.1). При этом вся информация должна быть хорошо различима и читаема (пункт 3.3).
В силу статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Суд первой инстанции правильно указал, что ООО "Ульяновскцентргаз" обязано было разместить установленную информацию в местах, доступных для потребителей, обеспечивающую возможность их правильного выбора, с целью предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно назначения топлива, безопасности и энергетической эффективности.
Общество считает, что действующее законодательство не содержит в качестве обязательного требования размещение указанной информации на стеле, а также не относит стелу к "месту, доступному для потребителя".
Суд первой инстанции правильно указал, что обществом не оспорено, что стела на АЗС с указанием наименования продавца, цен на отпускаемые нефтепродукты с учетом специфики деятельности общества установлена им для потребителей именно в информационных целях в доступном месте.
Доказательств соблюдения обществом требований Технического регламента, а именно, размещения информации, обозначающей автомобильный бензин (буквы АИ), экологический класс автомобильного бензина (К4, К5), климатические условия применения дизельного топлива в местах, доступных для потребителей, при осуществлении прокурорского надзора в материалы дела не представлено.
Факт нарушения обществом вышеуказанных требований Технического регламента установлен судом первой инстанции и подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований Технического регламента при осуществлении предпринимательской деятельности и принятия им необходимых мер для его соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.
Общество, как профессиональный участник рынка, оказывающий услуги потребителям, обязано был принять все необходимые меры для соблюдения требований Технического регламента.
Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции правомерно не установил оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Защита прав потребителей находится под особым государственным контролем и совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений, на интересы граждан в области оказания услуг.
По смыслу норм Технического регламента предоставление продавцом топлива полной, достоверной и понятной информации о продукте неопределенному кругу заинтересованных лиц: 1) в местах, доступных для потребителей, 2) на топливно-раздаточном оборудовании, 3) в кассовых чеках, обязательно в силу прямого указания закона вне зависимости от каких-либо условий.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении профессионального участника рынка реализации топлива к исполнению своих правовых обязанностей.
Доказательств исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения не усматривается из материалов дела, исходя из существа охраняемых общественных отношений, характера совершенного правонарушения, посягающего на права и законные интересы потребителей, а также роли правонарушителя, возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Общество просит суд назначить размер штрафа ниже низшего предела.
Суд первой инстанции правомерно признал возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП Российской Федерации предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Учитывая вышеприведенные доводы общества в обоснование своего ходатайства, суд первой инстанции с учетом принципа соразмерности и справедливости наказания, положения Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 и Протоколов к ней в части соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, в соответствии с требованиями, содержащимися в судебных актах Европейского суда, обязательных для Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации о разумном балансе публичного и частного интересов, статьями 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, правомерно привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что вся информация о топливе размещена в уголке потребителя.
Продавцом топлива должна предоставляться полная, достоверная и понятная информация о продукте неопределенному кругу заинтересованных лиц: 1) в местах, доступных для потребителей, 2) на топливно-раздаточном оборудовании, 3) в кассовых чеках, обязательно в силу прямого указания закона вне зависимости от каких-либо условий.
В ходе прокурорской проверки установлено, что требования действующего законодательства обществом не выполнено
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 сентября 2015 года по делу N А72-12160/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12160/2015
Истец: Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области
Ответчик: ООО "Ульяновскцентргаз"
Третье лицо: Прокуратура Ульяновской области, Прокурор Тереньгульского района Ульяновской обл.