г. Вологда |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А13-6318/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Акватория" Кузнецова Е.В. по доверенности от 19.11.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 сентября 2015 года по делу N А13-6318/2015 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, улица Чехова, дом 6, литера А; ОГРН 1097847301661; ИНН 7840420941; далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Акватория" (место нахождения: 160014, город Вологда, улица Гоголя, дом 110; ОГРН 1133525019210; ИНН 3525311604; далее - ООО "Акватория", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о недоказанности состава вменяемого обществу в вину административного правонарушения, поскольку, по его мнению, является установленной реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства.
ООО "Акватория" в отзыве и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в адрес управления поступило письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.03.2015 N 5000/02-02, согласно которому административному органу поручено провести административное расследование по факту осуществления обществом оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов.
В результате анализа товаросопроводительных документов, представленных ООО "Акватория", управлением установлено, что объемы закупок ООО "Акватория" алкогольной продукции (пивных напитков производства общества с ограниченной ответственностью "Анри" (далее - ООО "Анри")) у общества с ограниченной ответственностью "Эверласт Рус" (далее - ООО "Эверласт Рус") превышают объем фактической отгрузки заводом-изготовителем алкогольной продукции (пивных напитков) по тем же документам.
На основании проведенного анализа представленных обществом документов в отношении ООО "Акватория" определением от 25.03.2015 N 08-45 управлением возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и проведено административное расследование.
По результатам административного расследования управлением в отношении общества составлен протокол от 24.04.2015 N 08-220 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 названного Кодекса административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Акватория" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Указанная норма основана на положениях статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Следовательно, объективная сторона правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ состоит в нарушении указанных запретов.
В пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ определено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как отмечено ранее в настоящем постановлении, в рассматриваемом случае в результате анализа товаросопроводительных документов, представленных ООО "Акватория", управлением установлено, что объемы закупок обществом алкогольной продукции (пивных напитков производства ООО "Анри") превышают объем фактической отгрузки заводом-изготовителем алкогольной продукции (пивных напитков) по тем же документам.
При этом к такому выводу управление пришло путем суммирования всей продукции, полученной обществом по товаросопроводительным документам за период с октября 2014 года по декабрь 2014 года.
Так как итоговый объем полученной обществом алкогольной продукции превышал объем алкогольной продукции, фактически отгруженной изготовителем по конкретной товарно-транспортной накладной, то управление пришло к выводу о том, что объем алкогольной продукции, не подтвержденной документально заводом-изготовителем, находится у общества в нелегальном обороте, что свидетельствует о нарушении им пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ.
С таким выводом правомерно не согласился суд первой инстанции.
В опровержение названного довода управления обществом в материалы дела предъявлены все необходимые товаросопроводительные документы: товарно-транспортные накладные, справки к товарно-транспортным накладным (разделы "А" и "Б"), в которых объем алкогольной продукции, отгруженной производителем, больше объема алкогольной продукции, принятой ООО "Акватория".
Доводы управления о том, что согласно представленным обществом документам объемы закупленной обществом продукции в совокупности превышают количество отгруженной производителем алкогольной продукции, указанной в разделе "А" к товарно-транспортным накладным, вследствие чего представленные документы не могут удостоверять легальность их производства и оборота, отклоняются апелляционной инстанцией в силу следующего.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Избранная управлением методика выявления объема алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, нормативно не установлена и им не обоснована.
На отсутствие каких-либо документов относительно конкретной поставки алкогольной продукции административный орган также не ссылается.
При этом доказательств, подтверждающих нахождение в обороте у ООО "Акватория" алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, как того требует Закон N 171-ФЗ, управлением не выявлено и суду не представлено.
Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 (далее - Правила N 864).
Согласно указанным Правилам при отгрузке продукции организацией, осуществляющей ее производство на территории Российской Федерации и являющейся ее продавцом, заполняются разделы "А" и "Б" справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяются данные, содержащиеся в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 4 Правил N 864).
При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 5 Правил N 864).
Согласно пункту 8 Правил N 864 при последующем заверении копий разделов "А" и "Б" справки не допускается наложение оттисков печатей заверителей на уже имеющиеся оттиски печатей на копиях разделов "А" и "Б" справки.
Таким образом, обязанность по проверке и заверению данных, отраженных предыдущими покупателями, с которыми у конечного покупателя не было непосредственных взаимоотношений, Правила N 864 на конечного покупателя не только не возлагают, но и прямо запрещают заверять уже заверенные документы.
Суд первой инстанции правильно отметил, что объем алкогольной продукции, отраженный в разделе "А" к товарно-транспортным накладным, больше объема алкогольной продукции, поставленной в адрес ООО "Акватория". Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что обществом в отношении каждой партии товара приняты необходимые меры по обеспечению подтверждения легальности оборота приобретенной им алкогольной продукции.
Кроме того, ООО "Акватория" приобретало алкогольную продукцию производства ООО "Анри" не у самого производителя, а через цепочку покупателей-продавцов. В связи с этим, как верно указал суд первой инстанции, возможности и обязанности сопоставить цифровые данные об общем объеме произведенной алкогольной продукции у общества не имелось.
Разделы справок "А" и "Б" к товарно-транспортным накладным, в силу статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ и Правил N 864, не являются документами, контролирующими учет количества продукции. Данные документы только подтверждают оборот.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, выводы управления о нелегальности оборота алкогольной продукции сделаны только на основании копии раздела "А" справки к товарно-транспортным накладным. Подлинники указанных документов судам первой и апелляционной инстанции не представлены. Относительно производителей продукции каких-либо процессуальных действий не предпринято, в том числе не проверено реальное количество алкогольной продукции, отгруженной в оборот на основании подлинных документов.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность конечного получателя алкогольной продукции сопоставлять объем совершенной изготовителем отгрузки произведенной им продукции и объем, полученный в результате всех поставок, не указан срок, в течение которого должен быть произведен анализ объемов производства и поставки, а также не предусмотрен механизм действий, которые необходимо совершить в результате выявления несоответствия объема отгрузки производителем и количество продукции, полученной конечным покупателем.
Также законодательно не предусмотрено, что в результате нарушения производителем отчетной дисциплины вся произведенная им и поставленная в адрес получателей продукция является нелегальной и подлежит изъятию из оборота, в том числе и в пределах реально зафиксированных цифр, отраженных в отчетной документации.
Кроме того, не предусмотрены такие действия и в случае технической ошибки производителя в объеме алкогольной продукции, отраженной в разделе "А" справки к товарно-транспортной накладной.
В силу требований действующего законодательства у конечного получателя алкогольной продукции отсутствует возможность сопоставить объем производимой заводом-изготовителем алкогольной продукции и объемом отгрузки всем получателям последней.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что административным органом не представлено конкретных пояснений относительно того, какие конкретно действия (бездействие) совершило общество с нарушением требований Закона N 171-ФЗ, с какого момента совершено административное правонарушение, с какой партии алкогольной продукции последняя перестала отвечать признакам легальности, поскольку каждая отдельно взятая поставка алкогольной продукции не превышает объем алкогольной продукции, произведенной изготовителем и поставленной в адрес первого получателя.
Достоверность данных об объемах произведенной и реализованной продукции, отраженных в декларации ООО "Анри", административным органом не проверялась.
Управлением не представлено также и доказательств того, что общество располагало сведениями или имело возможность узнать о нарушениях со стороны изготовителей в части отражения числовых показателей объемов отгрузки продукции в сопроводительных документах.
Статьей 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с тем что административным органом не представлено документов, подтверждающих факты оборота алкогольной продукции с допущенными со стороны ООО "Акватория" нарушениями, суд пришел к правильному выводу о том, что управлением не доказано наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения ООО "Акватория" к административной ответственности за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Приведенные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 сентября 2015 года по делу N А13-6318/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6318/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Акватория"
Третье лицо: Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области