г. Челябинск |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А07-12774/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2015 по делу N А07-12774/2015 (судья Кручинина Н.Е.).
Общество с ограниченной ответственностью "Эффективное теплооборудование" (далее - общество "Эффективное теплооборудование", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта общества "Эффективное теплооборудование", выраженного в письме от 02.04.2015 N 23847, обязании Управления в качестве способа защиты нарушенного права принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в микрорайоне "Кооперативный" севернее земельного участка с кадастровым номером 02:55:050227:769 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), л.д. 67-68).
В ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо переименовано в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 63).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2015 (резолютивная часть от 02.09.2015) требования заявителя удовлетворены, признан незаконным выраженный в письме от 02.04.2015 N 23847 отказ Управления в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта обществу "Эффективное теплооборудование" на земельном участке ориентировочной площадью 2 881,28 кв.м, расположенном на пересечении улиц Тальковая и Надежды в микрорайоне "Кооперативный" в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На Управление возложена обязанность в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения, проинформировать население о предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 2 881,28 кв.м, расположенного на пересечении улиц Тальковая и Надежды в микрорайоне "Кооперативный" в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт от 27.02.2015 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 2 881,28 кв.м, расположенного на пересечении улиц Тальковая и Надежды в микрорайоне "Кооперативный" в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
С указанным решением суда не согласилось Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы полагает, что, обязывая орган местного самоуправления по результатам публичного информирования населения принять решение о выборе земельного участка, суд не учел возможность обращения после размещения публикации заинтересованных в приобретении того же участка лиц, что потребует конкурсной процедуры предоставления земельного участка и повлечет невозможность исполнения решения суда. Судом также не учтено, что решением суда по делу N А07-24238/2014 на орган местного самоуправления не возложена обязанность по утверждению акта выбора.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица от заявителя в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 по делу N А07-24238/2014 по заявлению общества "Эффективное теплооборудование" признан незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в подготовке акта выбора земельного участка, в микрорайоне "Кооперативный" севернее земельного участка с кадастровым номером 02:55:050227:769, выраженный в письме N 10925/Ю от 22.10.2014. В качестве восстановления нарушенного права в течение месяца с момента вступления в законную силу решения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка для строительства в микрорайоне "Кооперативный" севернее земельного участка с кадастровым номером 02:55:050227:769, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, оформить результаты выбора земельного участка в соответствии с требованиями п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для последующего принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ.
27.02.2015 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовлен проект акта о выборе земельного участка N А-41/Ю (л.д. 9-36), который не подписан и не утвержден Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Письмом от 02.04.2015 N 23847 Управление сообщило обществу "Эффективное теплооборудование", что с 01.03.2015 вступили в силу изменения в ЗК РФ и что в связи с невозможностью в сроки, указанные в п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не предоставляется возможным (л.д. 56-57).
Полагая указанный отказ Управления незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество "Эффективное теплооборудование" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая обоснованными и удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности обжалуемого отказа в силу того, что обязанность органа местного самоуправления по проведению процедуры выбора земельного участка установлена вступившим в законную силу судебным актом до 01.03.2015, в силу чего в соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ в отношении испрашиваемого земельного участка процедура его предоставления должна осуществляться в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Способ восстановления нарушенных обжалуемым отказом прав заявителя определен судом с учетом установленного факта отсутствия публичного информирования населения о предоставлении земельного участка, в связи с чем суд отказал заявителю в восстановлении на-рушенных прав заявленным им способом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Управления, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов настоящего дела, а также согласно установленным судами при рассмотрении дела N А07-24238/2014 обстоятельствам следует, что заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением от 26.09.2014 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На момент обращения общества с названным заявлением действовал порядок рассмотрения таких заявлений, установленный ст.ст. 31-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 цитируемой статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Федеральным законом N 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе с 01.03.2015 изменён порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Из материалов настоящего дела следует, что до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта уполномоченным публичным органом не принято.
Возложение судом в рамках дела N А07-24238/2014 (л.д. 37) на орган местного самоуправления обязанности обеспечить выбор земельного участка, оформить результаты выбора в соответствии с требованиями п. 5 ст. 31 ЗК РФ для последующего принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не может заменять принятие уполномоченным органом местного самоуправления такого решения, в силу чего выводы суда первой инстанции о применении положений п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ к случаям, когда обязанность по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта была возложена на уполномоченный орган государственной власти судебным актом, однако не была фактически исполнена, нельзя признать обоснованными.
При изложенных обстоятельствах правовые основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности утвердить акт выбора земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства отсутствуют.
В силу изложенных мотивов решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования общества с ограниченной ответственностью "Эффективное теплооборудование" удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2015 по делу N А07-12774/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Эффективное теплооборудование" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12774/2015
Истец: ООО "ЭФФЕКТИВНОЕ ТЕПЛООБОРУДОВАНИЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ