г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А56-36232/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания О. Г. Серегиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25517/2015) Санкт-Петербургского ГБУ "Детская городская больница N 1" на решение Арбитражного судагорода Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2015 по делу N А56-36232/2015 (судья Исаева И.А.), принятое
по иску Санкт-Петербургского ГБУ "Детская городская больница N 1"
к Комитету по здравоохранению Ленинградской области
о взыскании
при участии:
от истца: Глистина Е. В. (доверенность от 02.03.2015 N 16)
от ответчика: Челышева Н. А. (доверенность от 12.01.2015 N 13-1/15-0-0)
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Детская городская больница N 1" (ОГРН 1027804606851, место нахождения: 198205, г. Санкт-Петербург, ул. Авангардная, д.14, лит. А; далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Комитета по здравоохранению Ленинградской области (ОГРН 1037869018329, место нахождения: 191024, г. Санкт-Петербург, пр. Невский, д.113/4; далее - Комитет, ответчик) 875 414 руб. 91 коп. задолженности.
Решением суда от 31.08.2015 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 02 июля по 14 августа 2014 года истцом была оказана высокотехнологичная медицинская помощь жителю Ленинградской области -новорожденному мальчику Нурову, 02.07.2014 года рождения, диагноз заболевания - врожденный порок сердца, перерыв дуги аорты, крайняя степень, НК 2 ст. Общая стоимость оказанных услуг составила 875 414 руб. 91 коп.
04.07.2014 учреждение обратилось в Комитет с просьбой заключить договор на оказанную высокотехнологичная медицинская помощь жителю Ленинградской области - новорожденному Нурову, 02.07.2014 года рождения.
Письмом от 28.07.2014 N 16-2220/14-0-1 Комитет сообщил учреждению об отсутствии правовых оснований для заключения договора. Также в письме указано, что возмещение финансовых средств за предоставленные медицинские услуги возможного только по решению арбитражного суда.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения учреждения в суд с настоящим иском.
Суд отказал учреждению в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) застрахованные лица (физические лица, на которых распространяется обязательное медицинское страхование) имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 11 Закона Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет по здравоохранению Ленинградской области, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 N 461 (далее - Положение), является отраслевым органом исполнительной власти, управляющим системой здравоохранения на территории субъекта федерации, обладает полномочиями в организации медицинской и лекарственной помощи населению Ленинградской области.
Согласно пункту 2.3.1 Положения Комитет осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных областным бюджетом Ленинградской области.
Отсутствие контракта не является основанием для уклонения от исполнения обязательств, установленных законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники (часть 3 статьи 34 Закона N 323-ФЗ).
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 названной статьи).
Как указано в частях 2 и 3 статьи 83 Закона N 323-ФЗ, финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет:
1) средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС);
2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах ОМС);
3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным медицинским организациям, включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу ОМС).
Учреждение имеет лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, соответствует всем требованиям, предъявляемым законодательством к лицензируемой медицинской организации, обладает специальным оборудованием, расходным материалом и квалифицированным персоналом для оказания высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению, в том числе в экстренном круглосуточном режиме.
В период с 02 июля по 14 августа 2014 года истцом была оказана высокотехнологичная медицинская помощь жителю Ленинградской области -новорожденному мальчику Нурову, 02.07.2014 года рождения, диагноз заболевания - врожденный порок сердца, перерыв дуги аорты, крайняя степень, НК 2 ст.
Общая стоимость оказанных услуг составила 875 414 руб. 91 коп.
Доказательств, свидетельствующих о том, что стоимость оказанных истцом услуг определена не на основании действующих тарифов, Комитетом не представлено.
Таким образом, поскольку ответчик не представил доказательства оплаты 875 414 руб. 91 коп. стоимости оказанных медицинских услуг, исковые требования о взыскании с Комитета задолженности в заявленном размере подлежит удовлетворению.
Кроме того, поскольку спорная медицинская операция оказана учреждением в рамках скорой (в экстренной форме) специализированной помощи, что ответчиком не оспаривается, доводы Комитета о сроках, порядке и условиях финансирования высокотехнологичной медицинской помощи не имеют правового значения.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные учреждением требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2015 по делу N А56-36232/2015 отменить.
Взыскать с Комитета по здравоохранению Ленинградской области (ОГРН 1037869018329, место нахождения: 191024, г. Санкт-Петербург, пр. Невский, д.113/4) в пользу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Детская городская больница N 1" (ОГРН 1027804606851, место нахождения: 198205, г. Санкт-Петербург, ул. Авангардная, д.14, лит. А) 875 414 руб. 91 коп. задолженности, а также 20 508 руб. 29 коп. государственной пошлины по иску и 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Детская городская больница N 1" (ОГРН 1027804606851, место нахождения: 198205, г. Санкт-Петербург, ул. Авангардная, д.14, лит. А) из федерального бюджета 2 011 руб. 71 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по иску, перечисленной по платежному поручению от 15.05.2015 N 1124918 на сумму 2 420 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36232/2015
Истец: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Детская городская больница N1"
Ответчик: Комитет по здравоохранению Ленинградской области