г. Самара |
|
30 ноября 2015 г. |
А72-9272/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 сентября 2015 года по делу N А72-9272/2015 (судья Корастелев В.А.),
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Мелекесский район" (ОГРН 1027300543610), Ульяновская область, г. Димитровград,
к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании недействительным решения от 07.04.2015 N 93 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", а также вынесенного на его основании требования от 06.05.2015 N 37 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов", об обязании Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Мелекесский район" (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - УРО ФСС РФ, Учреждение), в котором просит, с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, признать недействительным решение Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2015 N 93 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", а также вынесенное на его основании требование от 06.05.2015 N 37 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов"; а также обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 сентября 2015 года признано недействительным решение Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2015 N 93 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах". Признано недействительным требование Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.05.2015 N 37 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов". Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Мелекесский район".
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на правомерность доначисления Комитету взносов, пени, штрафов на основании ст.7-9 Закона N 212-ФЗ, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 сентября 2015 года по делу N А72-9272/2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Государственным учреждением - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 10.03.2015 по 12.03.2015 была проведена выездная проверка Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Мелекесский район" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2012. по 31.12.2014.
По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ - УРО ФСС РФ вынесено оспариваемое решение от 07.04.2015 N 93 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов", Комитету было выставлено оспариваемое требование от 06.05.2015 N 37 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на общую сумму 4041,54 руб., в том числе: недоимка - 3367,95 руб.; штраф - 673,59 руб.
До вынесения решения Комитет направлял в ГУ - УРО ФСС РФ письменные возражения от 30.03.2015 N 227 по актам проверки в части начисления страховых взносов на дополнительные ежемесячные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 01.01.2012 по 31.12.2014. Возражения Комитета были оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными Учреждением ненормативными правовыми актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Кодекса следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Коллективными договорами на 2011-2013 годы и 2014-2016 годы работодатель (Комитет) ежемесячно выплачивал матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, пособие в размере должностного оклада. При этом данная выплата не была включена в базу для начисления стразовых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Исходя из смысла указанной статьи, к объекту обложения страховыми взносами относятся выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Отношения по социальному развитию коллектива регулируются п. 7.3. раздела 7 Коллективного договора на 2011 -2013 годы и п. 7.3. раздела 7 Коллективного договора на 2014-2016 годы.
Из анализа указанных пунктов Коллективных договоров следует, что выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, является выплатой социального характера, не гарантирована конкретным работникам ни коллективным, ни трудовым договором, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, имеет своей целью обеспечение социальной защиты, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения за труд, не зависит от трудового вклада работника, количества и качества выполняемой работы, не предусмотрено трудовым договором с работником.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, сам по себе, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует трудовые отношения, коллективный договор, согласно статье 40 ТК РФ, регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, пособие, выплачиваемое Комитетом ежемесячно матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3х лет, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем у Комитета, плательщика страховых взносов, не было правовых оснований для включения данного пособия в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Данная дополнительная ежемесячная выплата производится по решению Совета депутатов муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области от 14.11.2007 N 12/125 "О дополнительных социальных гарантиях, предоставляемых лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком", в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 17.07.2007 N 420-р "О мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области".
В соответствии со ст. 17.3 "Дополнительные гарантии гражданам, имеющим детей" Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут увеличивать установленные настоящим Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как следует из норм данной статьи (пункт 1, подпункт "и" пункта 2 части 1), не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов: 1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе (но не исключительно) пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; 2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе (но не исключительно) в связи с переездом на работу в другую местность.
Каких-либо исключений из требований по необложению страховыми взносами указанных выше выплат, установленных в Комитете Коллективными договорами согласно решению Совета депутатов муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, нормы федерального законодательства не содержат.
Как следует из материалов дела, Комитет произвел выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3х лет с 01.01.2012 по 31.12.2014 в качестве указанных выше мер социальной поддержки.
Размер и основание единовременных выплат Учреждение не оспаривает.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В данном случае, спорные выплаты носят характер социальной поддержки и по своей природе не относятся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что единовременная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3х лет произведенные по решению Совета депутатов муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области от 14.11.2007 N 12/125 "О дополнительных социальных гарантиях, предоставляемых лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком", в соответствии с распоряжением Губернатора Ульяновской области от 17.07.2007 N 420-р "О мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области", как иная выплата, относящаяся к мерам социальной поддержки, не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки и штрафа на недоимку по страховым взносам, связанную с данной выплатой, в соответствии с ч. 1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Аналогичная правоприменительная практика приведена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2015 N 17744/12, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2014 по делу N А72-9262/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.05.2014 по делу N А73-10204/2013.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии оснований для признания оспариваемых решения и требования незаконными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 сентября 2015 года по делу N А72-9272/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9272/2015
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации МО Мелекесский район, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Мелекесский район"
Ответчик: ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ