г. Ессентуки |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А61-372/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.08.2015 по делу N А61-372/2015 (судья Родионова Г.С.)
по заявлению администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ОГРН 1021500578087, ИНН 1501002346)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков и об обязании передать в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания,
филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Северная Осетия-Алания,
Территориального управления Росимущества по Республике Северная Осетия-Алания,
федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений",
Федеральной службы охраны Российской Федерации,
Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства,
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации Шетовой Л.А. (доверенность N 212/1/22 от 20.01.2015), представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации Фидарова А.И. (доверенность N 9/14-1020д от 30.09.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
администрация местного самоуправления г. Владикавказа (далее - заявитель, администрация, АМС г. Владикавказа) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков; об обязании министерство передать в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 15:09:020420:0014, площадью 2,7099 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Армянская/Ватутина; земельный участок с кадастровым номером 15:09:020901:0009, площадью 9,87 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Шмулевича; земельный участок с кадастровым номером 15:09:010304:0001, площадью 1,63 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Тельмана; земельный участок с кадастровым номером 15:09:040212:0015, площадью 0,31 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонской/Земнухова, 10/5; земельный участок с кадастровым номером 15:09:030618:0003, площадью 0,2534 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. ул. Кирова/К. Маркса, 2/68; земельный участок с кадастровым номером 15:09:010403:0015, площадью 0,4158 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Бзарова/Садонская, 13/30; земельный участок с кадастровым номером 15:09:0021301:1, площадью 8,6484 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева, 126А; земельный участок с кадастровым номером 15:09:0020420:7, площадью 6,4689 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Армянская, 25.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Росреестра), филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Северная Осетия-Алания (далее - кадастровая палата), Территориальное управление Росимущества по Республике Северная Осетия-Алания (далее - ТУ Росимущества по РСО-Алания), федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" (далее - учреждение), Федеральная служба охраны Российской Федерации (далее - ФСО РФ), Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства (далее - Управление муниципальным имуществом).
Решением суда от 14.08.2015 исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков. Министерство обязано передать земельные участки в муниципальную собственность муниципального образования города Владикавказа.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерством и учреждением поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что администрация, заявляя требования о признании незаконным бездействия министерства, оспаривает вопрос о праве, что недопустимо при рассмотрении спора в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению апеллянтов, спор о праве подлежит рассмотрению в исковом производстве с использованием надлежащих способов защиты права, установленных нормами действующего законодательства. В обоснование своих доводов, апеллянты также ссылаются на то обстоятельство, что поскольку в данном деле идет речь о земельных участках, на которых находятся жилые дома, то рассмотрение вопроса о предоставлении администрации в муниципальную собственности земельных участков под жилыми домами возможно только после соответствующего межевания в отношении земли под каждым объектом недвижимости отдельно. При этом, заявителем не представлены сведения о том, какая именно территория помимо земельного участка под домами, отнесена к общему имуществу и определена для эксплуатации многоквартирных домов.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы поданной апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФСО РФ поддержал доводы отзыва, просил решение суда в части признания незаконным бездействия министерства о непринятии решения о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020420:7, площадью 6,4689 га, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Армянская, 25, отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.08.2015 по делу N А61-372/2015 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Владикавказской КЭЧ выданы государственные акты: N 45 от 1993 года о предоставлении земельного участка 0,25 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства жилого дома в/ч-6 по ул. К. Маркса в г. Владикавказе; N 36 от 1993 года о предоставлении земельного участка 3,20 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства жилого дома в/ч-21 по ул. Армянская/Ватутина 25/17 в г. Владикавказе; N 35 от 1993 года о предоставлении земельного участка 9,5 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства жилого городка в/ч-24 по ул. Шмулевича в г. Владикавказе; N 5 от 1993 года о предоставлении земельного участка 1,64 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства жилых домов в/ч-64 по ул. Тельмана в г. Владикавказе; N 2 от 1993 года о предоставлении земельного участка 0,33 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства жилого дома в/ч-71 по ул. Краснодонская в г. Владикавказе; N 28 от 1993 года о предоставлении земельного участка площадью 6,4689 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства казарменных помещений в/ч-21 по ул. Армянской в г. Владикавказе; N 13 (серия А-1 N 034963 от 1992 года) о предоставлении земельного участка 0,65 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства многоэтажных жилых домов по ул. Садонской в г. Владикавказе.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.02.2001 N 15-01/09-05/2001-041 Владикавказская КЭЧ на основании постановления АМС г. Владикавказа от 31.08.2000 N 438 зарегистрировала право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 15:09:021301:0001 (г. Владикавказ, ул. Куйбышева, военный городок "Весна").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 N 1079-р принято предложение городской Думы г. Владикавказа и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и Правительством Республики Северная Осетия-Алания, о передаче в муниципальную собственность г. Владикавказа (Республика Северная Осетия - Алания) находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения Владикавказской квартирно-эксплуатационной части, расположенных в г. Владикавказе, согласно Приложению N 1.
Минимущество России совместно с Минобороны России и администрациями г.г. Владикавказа и Моздока обязано обеспечить в установленном порядке передачу указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов в муниципальную собственность.
В перечень, передаваемых в муниципальную собственность объектов, в том числе включены следующие объекты: военный городок N 3 - жилой дом, ул. Кирова/К. Маркса, N 2/68; военный городок N 21 - жилые дома, ул. Ватутина, N 17, 17А, 17Б, 17В, 17Г, 17Д, 25, ул. Армянская, N 25А, 25Б; военный городок N 24 - жилые дома, ул. Шмулевича, N 14/1, 14/2, 14/3, 14/4, 14/5, 16/2, 16/3, 16/4, 16/5, 16/6; военный городок N 64 - жилые дома, ул. Тельмана, N 19, 21, 23, 25, 25А, 25Б, 25В; военный городок N 71 - жилой дом, ул. Краснодонская/Земухова, N 10/45; военный городок N 76 - жилой дом, ул. Бзарова, N 13, а также: инженерные коммуникации военных городков N 3, 21, 24, 29, 47, 56, 64, 71, 72, 76: сети канализационные протяженностью 7 630 м с коллектором протяженностью 4 400 м, сети водоснабжения протяженностью 8 960 м, сети теплоснабжения протяженностью 4 320 м, сети электроснабжения протяженностью 12 700 м, сети газоснабжения протяженностью 14 800 м.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.08.1998 N 267 "О передаче ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в муниципальную собственность" утвержден перечень предприятий и организаций, передающих в 1998 году и I полугодии 1999 года в муниципальную собственность жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства, находящиеся на их балансе, согласно приложению N 2, в который включена Владикавказская КЭЧ. Указанное постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.01.2006 N 27, то есть в момент издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 N 1079-р данное постановление являлось действующим.
АМС г. Владикавказа в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 N 1079-р и постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.08.1998 N 267 вынесла постановление от 24.10.2003 N 796, согласно которому на безвозмездной основе в муниципальную собственность с баланса Владикавказской КЭЧ приняты ведомственные жилые дома и объекты коммунального назначения согласно приложению.
В перечень объектов Владикавказской КЭЧ, передаваемых в муниципальную собственность включены, в том числе, жилые дома, отнесенные к домоуправлениям N 1 и N 2 Владикавказской КЭЧ расположенные по адресам: г. Владикавказ, ул. Шмулевича, дома 14/1-14/5, 16/2-16/6; ул. Ватутина, дома 17, 17 "А" - 17 "Д", ул. Армянская, дома 25 "Б" - 25 "В", ул. Тельмана, дома 19, 21, 23 (котельная), 25, 25"А" - 25"В", ул. Краснодонская, 10, улица Кирова, 2 (котельная), ул. Бзарова, 13, ул. Ватутина, 25.
23.12.2003 комиссия в составе принимающей стороны - директора ВМУП СЕЗ и руководителя передающей стороны - Владикавказской КЭЧ района составила акт о передаче Владикавказской КЭЧ в муниципальную собственность г. Владикавказа, находящиеся в его ведении 29 жилых домов, расположенных в военных городках N 3, 21, 24, 64, 71, 76.
На основании Государственных актов о предоставлении земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование Российская Федерация в 2004 году зарегистрировала право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:020420:0014, 15:09:020901:0009, 15:09:010304:0001, 15:09:040212:0015, 5:09:030618:0003, 15:09:010403:0015, 15:09:021301:0001, 15:09:020420:0007, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N 15/01/09-19/2004-326 от 04.06.20004, N 15-01/09-19/2004-352, N 15-01/09-19/2004-354, N 15-01/09-19/2004-358, N 15-01/09-19/2004-377 от 09.06.2004.
Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0030618:3, 15:09:0020420:7, 15:09:00040212:15, 15:09:0010403:15, 15:09:0020420:14, 15:09:0010304:1 подтверждается также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.03.2015 N 15/001/017/2015-548.
Земельный участок с кадастровым номером 15:09:00200420:7 на праве постоянного (бессрочного) пользования передан ФСО РФ в соответствии с записью от 31.07.2012 N 15-15-09/007/2012-252 (ул. Армянская, 25).
В соответствии с уведомлениями Управления Росреестра от 11.03.2015 N 15/001/017/2015-549, N 15/001/017/2015-550 права на земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0021301:1 (ул. Куйбышева, 126А) и 15:09:020901:0009 (ул. Шмулевича) не зарегистрированы. Однако, указанные сведения опровергаются свидетельствами о государственной регистрации права от 09.06.2015 номера записей в ЕГРП N 15-01/09-19/2004-352 и N 15-01/09-19/2004-358.
После регистрации права собственности Российской Федерации ТУ Росимущества по РСО-Алания издало распоряжение от 20.04.2006 N 70 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Владикавказской КЭЧ спорных земельных участков.
Приказом министерства от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20.12.2010 ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" реорганизовано путем присоединения к нему Владикавказской КЭЧ.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.12.2007 N 202-Р, АМС г. Владикавказа вынесла постановление N 464 от 19.03.2012, которым обязала Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа совместно принять в муниципальную собственность имущество Владикавказской КЭЧ согласно приложению и неприватизированные квартиры с долями от общего имущества в многоквартирных домах от Владикавказской КЭЧ в соответствии с существующими нормами и правилами.
Согласно приложению к указанному постановлению передаче подлежали неприватизированные квартиры, расположенные, в том числе по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, 126, корпус 1, квартиры N 3 и N40; корпус 2, квартиры NN 1, 7, 14 - 16, 19, 21, 32, 38; корпус 3, квартиры NN 5-7, 24-25, 29, 31.
Вышеперечисленные квартиры в составе квартир, расположенных в военном городке "Весна" (ул. Куйбышева), на основании акта от 19.03.2012 переданы Владикавказской КЭЧ в муниципальную собственность.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 15.01.2013 N 15/201/2013-600 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0020420:7 внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.12.2003, расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Армянская, 25, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства казарменных помещений войсковой части 21, площадь - 64 689 кв.м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 15.04.2013 N 15/201/2013-16627 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0010403:15 внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.12.2003, расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Бзарова/Садонская 13/30, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, площадь - 4 158 кв.м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 15.04.2013 N 15/201/2013-16334 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0030618:3 внесен в Государственный кадастр недвижимости 22.09.2003, расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. К.Маркса, 68, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: общежитие, площадь - 2 534 кв.м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 17.04.2013 N 15/201/2013-16629 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0020901:9 внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.12.2003, расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 14, 16, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого городка войсковой части 24, площадь - 98 700 кв.м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 17.04.2013 N 15/201/2013-16622 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040212:15 внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.12.2003, расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонска/Земнухова, 10/45, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, площадь - 3 100 кв.м.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 17.04.2013 N 15/201/2013-16625 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0020420:14 (предыдущий номер 15:09:020420:10) внесен в Государственный кадастр недвижимости 29.12.2003, расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Армянская/Ватутина, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилых домов, площадь - 27 099 кв.м.
В соответствии с кадастровым паспортом от 23.04.2014 N 15/201/2014-137060 земельный участок с кадастровым номером 15:09:0010304:1 внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.12.2003, расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Тельмана, 19,21,23,25 "а", 25, 27, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилых домов в/ч-64, площадь - 16 154+/-44 кв.м.
03.12.2014 АМС г. Владикавказа обратилась в Минобороны России с заявлением N 903 о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность.
В соответствии с уведомлением к почтовому отправлению с идентификационным номером 3620408003668 указанное письмо вручено адресату 10.12.2014.
Полагая, что Минобороны России допускается незаконное бездействие в части непринятия решения о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что безвозмездная передача военного недвижимого имущества в муниципальную собственность возможна, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, и если имеется решение министерства обороны о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную. Поскольку в материалы дела не представлены доказательства принятия уполномоченным органом решения о безвозмездной передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, а также того, что на спорных земельных участках находятся объекты, обеспечивающие осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, то заявленные администрацией требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов истца при условии выбора истцом адекватного нарушению способа защиты права. Выбор способа защиты должен потенциально вести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", вступившего в законному силу с 27.01.2009, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В данном случае заявитель обжалует бездействие министерства, выразившееся в не передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В обоснование заявления о передаче спорных земельных участков из федеральной в муниципальную собственность администрация ссылается, что объекты недвижимости Владикавказской КЭЧ, расположенные на земельных участках, переданы в собственность муниципального образования г. Владикавказа, в связи с чем, у муниципального образования возникли права на соответствующие земельные участки на основании закона.
Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С учетом приведенных норм права для передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную необходимо волеизъявление передающей стороны.
При этом, передача имущества должна происходить с соблюдением установленного законом порядка передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность.
В соответствии с абзацем 14 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность.
Из правовых позиций, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 07.12.2006 N 542-О Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.
В случае неисполнения обязанности по передаче имущества из одного уровня собственности в другой нарушенное право публичного образования может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество).
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П).
Данная правовая позиция заключается в том, что передача (перераспределение) имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями является разграничением государственной собственности, осуществляемой в связи с разграничением полномочий между публично-правовыми образованиями разных уровней. Такие отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
При этом, передача имущества не может быть принудительной, при принятии уполномоченным органом решений о передаче имущества должен быть соблюден баланс интересов обеих сторон - публично-правовых образований. В частности, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Таким образом, поскольку волю на передачу спорных земельных участков из федеральной в муниципальную собственность Минобороны России не выразило, то удовлетворение иска о передаче спорных земельных участков в принудительном одностороннем порядке по требованию администрации нарушает баланс интересов, что недопустимо в соответствии с нормами Закона N 122-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Из представленных в материалы дела выписок из государственного кадастра недвижимости усматривается, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства жилых домов (общежитий, городков).
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Положениями пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Подпунктом "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Из части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.04.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае рассмотрение вопроса о передаче администрации в муниципальную собственность земельных участков возможно только после их формирования в размерах, необходимых для эксплуатации расположенных на них жилых домов с элементами озеленения и благоустройства. При этом, в нарушение положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявителем не представлены сведения о площади земельных участков, необходимых для эксплуатации расположенных на них многоквартирных домов.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0020420:7, площадью 6,4689 га, расположенном по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Армянская, 25, зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФСО РФ, а на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, за ФСО РФ зарегистрировано право оперативного управления, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами из ЕГРП серия 15 АБ N 032541, серия 15 АБ N 032542, серия 15 АБ N 032543, серия 15 АБ N 032544, серия 15 АБ N 032545, серия 15 АБ N 032546, серия 15 АБ N 032547, серия 15 АБ N 032548, серия 15 АБ N 032549, серия 15 АБ N 032550, серия 15 АБ N 032551, серия 15 АБ N 032561 от 31.07.2012.
Следовательно, поскольку данный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании, а расположенные на нем объекты недвижимости - в оперативном управлении ФСО РФ, которая осуществляет их эксплуатацию в целях обороны страны и безопасности государства, то земельный участок с кадастровым номером 15:09:0020420:7 не может быть передан в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для принятия решения о передаче спорных земельных участков в собственность муниципального образования г. Владикавказа, в связи с чем, заявленные администрацией требования не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.08.2015 по делу N А61-372/2015 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.08.2015 по делу N А61-372/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления администрации местного самоуправления г. Владикавказа о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков, об обязании передать в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-372/2015
Истец: Администрация местного самоуправления г. Владикавказа, АМС г. Владикавказа, ФГКУ "Северо-Кавказское" территориальное управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения " Министерства обороны РФ
Ответчик: Министерство обороны РФ
Третье лицо: Территориальное Управление Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания, Управление муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, ФГБУ "ФКП Управление Росреестра" по РСО-Алания, ФГКУ "Северо-Кавказское" территориальное управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения " Министерства обороны РФ, ФСО РФ, Министерство обороны РФ, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений " Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1059/16
21.03.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2919/16
25.11.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4187/15
14.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-372/15