г. Томск |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А27-10601/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2015 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Карташовой Н.В.
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 сентября 2015 г. по делу N А27-10601/2015 (судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мещерякова Дмитрия Владимировича (ОГРНИП 304420503400077, ИНН 420700508474, г. Кемерово)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 650000, г. Кемерово, ул. Дзержинского, 4а)
о признании недействительным решения от 20.05.2015 N 80,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мещеряков Дмитрий Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 20.05.2015 N 80 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части взыскания штрафа в размере, превышающем 5 000 рублей.
Решением от 18.09.2015 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Фонда социального страхования от 20.05.2015 N 80 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части взыскания штрафа за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика в сумме, превышающей 10 000 (десять тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит состоявшийся судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что совокупность представленных в ходе проведения судебных заседаний доказательств затруднительного финансового либо материального положения предпринимателя не содержит документов, реально отражающих состояние дел заявителя.
Ссылается на то, что штрафные санкции применены Фондом социального страхования в соответствии с принципом соразмерности наказания, обстоятельствам совершения правонарушения, исходя из длительного неисполнения законных обязанностей, нарушения прав застрахованных лиц в течение нескольких лет на социальное обеспечение.
По мнению подателя жалобы, одновременно применяя налоговое и специальное законодательство, произведя расчет в рамках Налогового кодекса Российской Федерации, используя расчетные нормы суммы штрафа Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), а также обосновывая решение существенного снижения суммы штрафа более чем в 10 раз, а не в 2 раза как указывает статья 114 Налогового кодекса Российской Федерации, суд определяет размер штрафа неправомерно. Суд снизил сумму штрафа предпринимателю в размерах, недопустимых специально существующей нормой (20 000 рублей, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ).
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт как соответствующий нормам материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Мещеряков Д.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекций Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе за основным государственным регистрационным номером 304420503400077.
Как страхователь предприниматель подал заявление на регистрацию в Фонде социального страхования только 10.03.2015.
На основании решения от 07.04.2015 N 91н/с в отношении предпринимателя проведена выездная документальная проверка по вопросу начисления, уплаты страхователем взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
При изучении представленных индивидуальным предпринимателем документов был установлен факт наличия наемных работников, с которыми предприниматель заключил трудовые договоры с 10.03.2013, то есть был выявлен факт осуществления предпринимателем, заключившим трудовой договор с наемным работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, проверкой установлен факт нарушения предпринимателем пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, что отражено в акте N 18000091 н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом социального страхования принято решение от 20.05.2015 N 80 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым предприниматель привлечен к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 100 374 рубля 19 копеек.
Не согласившись с указанным решением от 20.05.2015 N 80 в части назначения штрафа, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия смягчающих вину обстоятельств и уменьшил размер установленного штрафа до 10 000 рублей в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
В соответствии со статьями 3, 6 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Регистрация страхователей осуществляется в исполнительных органах страховщика: страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.
Ответственность страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным установлена пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей (абзац 3). Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 000 рублей (абзац 4).
Судом первой инстанции установлено, что ИП Мещеряковым Д.В. осуществлялась деятельность без регистрации в качестве страхователя, нарушен срок регистрации в качестве страховщика более чем на 90 дней.
В ходе проведения проверки было выявлено, что в период с момента регистрации трудовых договоров (с 03.01.2013 Земзюлина Л.Д., с 02.05.2007 Марьенко В.В.), находясь в трудовых отношениях с ИП Мещеряковым Д.В., были исключены последним из системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С 02.05.2007 по 10.03.2015, на протяжении 8 лет, ИП Мещеряков Д.В. не производил выплат страховых взносов по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поскольку заявление о регистрации страхователя физического лица подано 10.03.2015, тогда как в качестве индивидуального предпринимателя Мерещаков Д.В зарегистрирован 03.02.2004 (согласно выписке из ЕГРИП), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения предпринимателя к ответственности.
По условиям статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Информационного письма от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" указал, что согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании Налогового кодекса за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств; при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются перечисленные в статье обстоятельства, а также иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса.
В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации суд при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства уменьшает размер штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным законодательством.
Из содержания пункта 19 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства, смягчающим ответственность, принадлежит суду.
Таким образом, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Таким образом, с учетом полномочий, предоставленных Фонду социального страхования, заинтересованное лицо, помимо соблюдения формальных требований законодательства о страховании при рассмотрении дела должно устанавливать размер штрафных санкций в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суд, исследовав и оценив характер и обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения, а именно, совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла, тяжелое материальное положение, тяжелые личные обстоятельства, наличие кредитных обязательств, а также учитывая принцип соразмерности взыскиваемого штрафа тяжести совершенного правонарушения, и учитывая, что данные обстоятельства не были учтены Фондом социального страхования при вынесении оспариваемого решения, пришел к выводу о необходимости снижения штрафных санкций до 10 00 рублей.
Признание судом вышеперечисленных обстоятельств смягчающими ответственность и снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда и не противоречит нормам действующего законодательства, а также согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 19 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.
Выводы суда являются правильными, не противоречит нормам действующего законодательства и материалам дела. Суд первой инстанции реализовал предоставленное ему право снижения штрафа, указал в решении перечень смягчающих обстоятельств, закон не устанавливает предельных норм для снижения.
Вместе с тем, уменьшая размер штрафа до 10 000 рублей, арбитражный суд правомерно применил к возникшим правоотношениям нормы налогового законодательства, так как согласно статье 9 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем доводы Фонда социального страхования о неправомерном применении налогового законодательства в части снижения размера штрафа являются несостоятельными.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении норм материального и процессуального права, не установлено, право снижения размера штрафа предоставлено суду первой инстанции и определение его размера не может рассматриваться как процессуальное нарушение или неправильное применение права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2015 года по делу N А27-10601/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10601/2015
Истец: Мещеряков Дмитрий Владимирович
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18