г. Вологда |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А52-2410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПСПБ" на решение Арбитражного суда Псковской области от 02 сентября 2015 года по делу N А52-2410/2015 (судья Леднева О.А.)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПСПБ" (ОГРН 506784702058, ИНН 7804337952; место нахождения: 180006, город Псков, улица Леона Поземского, дом 123в; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (ОГРН 1046000322961, ИНН 6027085570; место нахождения: 180019, город Псков, улица Инженерная, дом 92; далее - Управление) от 20.04.2015 N 150/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности
Решением суда от 02 сентября 2015 года обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что производственный объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также на получение заключения о соответствии данного объекта требованиям технических регламентов (норм, правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Ссылается на отсутствие у Управления полномочий на проведение в отношении общества проверки соблюдения специальных требований по обеспечению пожарной безопасности здания при его строительстве, а также на отсутствие доказательств, подтверждающих, что дальнейшая эксплуатация комплекса может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Полагает, что предписание возможно исполнить только путем сноса производственного комплекса.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 13.04.2015 N 150 проведена плановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 20.04.2015 N 150.
При проверке Управлением установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, а также норм, указанных в таблице N 15 к данному Закону, противопожарное расстояние между производственным комплексом общества и автоматической заправочной станцией с подземными резервуарами (далее - АЗС) составляет 13 метров, при норме - 15 метров.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 20.04.22015 N 150/1/1, согласно которому оно должно провести мероприятия по увеличению расстояния до 15 метров между производственным комплексом и АЗС.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу положений статьи 37 этого же Закона собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условия: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Согласно части 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Исходя из норм, указанных в таблице N 15 приложения к Закону N 123-ФЗ, противопожарное расстояние между производственными, складскими, административно-бытовыми зданиями, сооружениями промышленных организаций и автоматической станцией с подземными резервуарами должно составлять 15 метров.
В данном случае указанное расстояние между производственным комплексом общества и АЗС составляет 13 метров, что не оспаривается заявителем.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку заявителя на положительное заключение государственной экспертизы от 28.03.2008 N 60-1-4-0026-08 и заключение Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора от 01.11.2008 N 272-01 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (нормам и правилам), иным нормативным правовым актам, поскольку обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что органом, осуществляющим строительный надзор, проводилась проверка соблюдения требований в части противопожарного расстояния от здания общества до автозаправочной станции. Заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации не является доказательством соответствия указанного объекта противопожарным нормам и правилам.
В связи с этим также является необоснованной ссылка заявителя на часть 3 статьи 151 Закона N 123-ФЗ.
Кроме того, наличие указанных заключений не освобождает общество от необходимости соблюдать требования пожарной безопасности.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание возможно исполнить только путем сноса принадлежащего ему объекта.
В соответствии со статьей 69 Закона N 123-ФЗ допускается уменьшать указанные в таблице 15 приложения к настоящему Закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Закона.
Таким образом, у заявителя имеется возможность выполнить предписание без сноса здания, доказательства обратного обществом не представлено.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что у Управления отсутствуют полномочия на проведение в отношении общества проверки соблюдения специальных требований по обеспечению пожарной безопасности здания при его строительстве, поскольку в данном случае Управлением проводилась проверка соблюдения заявителем требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Регламент N 375), исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
Пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), установлено, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Положения N 290 органами государственного пожарного надзора являются, структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).
Полномочия должностных лиц органов государственного пожарного надзора на проведение проверки и принятие оспариваемого предписания закреплены в статье 6 Закона N 69-ФЗ, а также в пункте 8 Регламента N 375.
В силу пунктом 8, 26 и 59 Регламента N 375 выдача предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности является заключительным этапом выполнения административных процедур при исполнении органами государственного пожарного надзора государственной функции по проведению проверок в области соблюдения правил противопожарной безопасности.
Исходя из изложенного в отсутствие доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований пожарной безопасности и принятия им всех зависящих мер по недопущению совершения вменяемого правонарушения, суд первой инстанции правомерно отказали обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене предписания Управления.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 02 сентября 2015 года по делу N А52-2410/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПСПБ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2410/2015
Истец: ООО "ПСПБ"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Псковской области