г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А42-7457/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Журавлевым Д.Н.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: не явился (извещен)
- от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24377/2015) муниципального унитарного предприятия "Оленегорские тепловые сети"
на определение Арбитражного суда Мурманской области от 11.08.2015 по делу N А42-7457/2012 (судья Кузнецова О.В.),
принятое по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
к муниципальному унитарному предприятию "Оленегорские тепловые сети"
3-и лица: 1) Управление по тарифному регулированию Мурманской области,
2) Отдел судебных приставов г.Оленегорска
о взыскании
установил:
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.01.2014 по делу N А42-7457/2012 с муниципального унитарного предприятия "Оленегорские тепловые сети" муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области (далее - заявитель, МУП "ОТС", должник) в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области (далее - взыскатель) взыскано 41 738 505,93 руб. задолженности.
На основании исполнительного листа серии АС N 005286425, выданного 11.04.2014 на принудительное исполнение указанного решения суда, Отделом судебных приставов г.Оленегорска 29.04.2014 возбуждено исполнительное производство N 6050/14/11/51.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Платонова М.А. Отдела судебных приставов г. Оленегорска 24.05.2015 в рамках исполнительного производства N 6050/14/11/51 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
08.06.2016 должник обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству N 6050/14/11/51.
Определением суда от 11.08.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе представитель МУП "ОТС" просит определение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы указывает, что МУП "ОТС" надлежащим образом не извещено о возбуждении исполнительного производства, ему не предоставлена возможность для добровольного исполнения решения суда, следовательно, в действиях МУП "ОТС" отсутствует вина в неисполнении в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя. Кроме того, причины неисполнения исполнительного документа носят уважительный характер.
Представители сторон, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
25.11.2015 в суд от Отдела судебных приставов г.Оленегорска поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно статье 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).
Право должника на обращение в порядке, установленном Законом, в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора предусмотрено частью 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П исходит из того, что исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.
Таким образом, основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин в назначенный для добровольного исполнения срок.
Частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 2 названной статьи лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Статьей 105 Закона N 229-ФЗ установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). В силу пункта 1 названной статьи Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была вручена руководителю МУП "ОТС" г. Оленегорска Горшенину М.Ю., что подтверждается росписью об ознакомлении от 05.05.2014.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства содержалось предложение должнику (заявителю) добровольно исполнить требования исполнительного документа в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления о возбуждения исполнительного производства.
Судебным приставом-исполнителем заявителю установлен максимально допустимый законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пятидневный) срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Этим же постановлением заявитель предупреждался о штрафной санкции, предусмотренной ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно - возложении на должника обязанности произвести определенную законом дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности (7% от взыскиваемой суммы), если исполнительный документ не будет исполнен добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
07.05.2014 директору МУП "ОТС" Горшенину М.Ю. отделом судебных приставов вручено требование о предоставлении документов, свидетельствующих об имущественном положении должника.
Факт неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения, установлен судом, подтверждается материалами дела.
Документы, объективно свидетельствующие о тяжелом финансовом положении должника, не позволившем ему исполнить требования исполнительного документа, в материалы дела не представлены.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 11.08.2015 по делу N А42-7457/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7457/2012
Истец: МУП ЖКХ МО г. Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, МУП ЖКХ МО г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
Ответчик: МУП "Оленегорские тепловые сети", МУП "Оленегорские тепловые сети" (МУП "ОТС")
Третье лицо: Управление по тарифному регулированию Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24377/15
02.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4500/14
19.03.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3355/14
16.01.2014 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-7457/12