г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А56-34554/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семиглазов В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Милашунас Ю.А.
при участии:
от истца: Чижов М.Г. по доверенности от 27.05.2015
от ответчиков: 1. не явился, извещен;
2. не явился, извещен
3. Ходырева В.А. по доверенности от 23.03.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23826/2015) Министерства обороны РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2015 по делу N А56-34554/2015 (судья Калинина Л.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании
- с ответчиков (1) и (2) солидарно 36 359 рублей 78 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору N 96 от 26.12.2002 г. за март 2015 года и 51 457 рублей 62 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору N 80220 от 01.12.1999 г.;
- с ответчика (1) 563 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 22.05.2015 г.
В случае недостаточности денежных средств у ответчика (1) истец просил взыскать 87 817 рублей 40 копеек задолженности и 563 рубля 50 копеек процентов в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 20.08.2015 исковые требования удовлетворены.
Министерство обороны РФ обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании Государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности за потребленную тепловую энергию по договору N 80220 от 01.12.1999 за март 2015 в сумме 51 457 руб. 62 коп., а также неустойки в размере 330 руб. 19 коп.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, находит его подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Отказ от заявленных требований не противоречит требованиям закона, не нарушает прав других лиц, соответствует положениям статьи 49 АПК РФ, а потому подлежит принятию судом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если в соответствии со статьей 49 названного Кодекса истец отказался от иска и отказ принят судом.
Представитель Министерства обороны РФ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчики 1 и 2, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Лентеплоснаб" (Ресурсоснабжающая организация) и Войсковой частью 26934 (Абонент) был заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 96 от 26.12.2002 года.
По Соглашению о перемене лиц в договоре от 30.04.2011 г. права ресурсоснабжающей организации перешли к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Истец).
В силу Соглашения от 09.12.2005 г. все права Абонента по договору теплоснабжения в горячей воде N 96 от 26.12.2002 года перешли к Санкт-Петербургской пригородной КЭЧ.
Санкт-Петербургская пригородная КЭЧ была реорганизована в ФГУ "Северо-Западное ТУИО Минобороны России, в связи с чем сторонами заключено дополнительное соглашение N 3 о правопреемстве по договору от 01.12.2011 г. к договору теплоснабжения в горячей воде N 96 от 26.12.2002 года.
Впоследствии наименование ФГУ "Северо-Западное ТУИО Минобороны России" было изменено на Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Ответчик (1).
29.12.2011 г. между Истцом, Ответчиком (1) и ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" было заключено дополнительное соглашение об изменении состава участников по договору к договору теплоснабжения в горячей N 96 от 26.12.2002 года.
В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения от 29.12.2011 г. на весь период действия дополнительного соглашения ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", наряду с ответчиком (1) несет солидарную ответственность по обязательствам, возникшим из договора теплоснабжения в горячей воде N 96 от 26.12.2002 года.
Дополнительное соглашение от 29.12.2011 г. распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.07.2011 г.
Согласно условиям договора теплоснабжения в горячей N 96 от 26.12.2002 года Истец обязан обеспечивать подачу через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Ответчик обязан своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
За потребленную тепловую энергию Истцом были выставлены Ответчику (2) счета-фактуры на оплату.
Согласно п. 5.4 оплата Ответчиком (2) платежного документа производится в течение 10-ти банковских дней со дня их выставления.
Истцом обязанность по поставке тепловой энергии выполнена надлежащим образом, доказательств обратного суду не представлено.
За март 2015 года Истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 36 359 руб. 78 коп., которая Ответчиками не оплачена.
Также между государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", к которому в порядке правопреемства от ЗАО "Лентеплоснаб" перешли права ресурсоснабжающей организации и Санкт-Петербургской КЭЧ, которой права и обязанности Абонента переданы в порядке правопреемства от Военного комиссариата Колпинского района Соглашением от 08.02.2006 г., действует договор теплоснабжения в горячей воде N 80220 от 01.12.1999 г.
29.12.2011 г. между Истцом, Ответчиком (1) и ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" было заключено дополнительное соглашение об изменении состава участников по договору к договору теплоснабжения в горячей N 80220 от 01.12.1999 г.
В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения от 29.12.2011 г. на весь период действия дополнительного соглашения ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", наряду с ФГУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России", несет солидарную ответственность по обязательствам, возникшим из договора теплоснабжения в горячей воде N 80220 от 01.12.1999 года.
Дополнительное соглашение от 29.12.2011 г. распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.07.2011 г.
Согласно условиям договора теплоснабжения в горячей N 80220 от 01.12.1999 года Истец обязан обеспечивать подачу через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Ответчик обязан своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
За потребленную тепловую энергию Истцом Ответчику (2) были выставлены счета-фактуры на оплату в соответствии с п. 3 Дополнительного соглашения от 29.12.2011 г.
Истцом обязанность по поставке тепловой энергии выполнена надлежащим образом, доказательств обратного суду не представлено.
За март 2015 года Истцом поставлена тепловая энергия на общую сумму 51 457 руб.62 коп., которая Ответчиками не оплачена.
Вместе с тем, в связи с заключением Договора теплоснабжения N 14670.047.1 от 22.06.2015 между ГУП "ТЭК СПб" и ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" на объект, находящейся по адресу: г.Колпино, ул.Культуры, д.8, начисления за март 2015 года в сумме 51 457 руб. 62 коп. перевыставлены на указанный Договор. Истец отказался от иска в этой части. Следовательно, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По положениям статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учет фактического потребления тепловой энергии может осуществляться либо по показаниям прибора учета, размещенного на сетях абонента непосредственно на границе эксплуатационной ответственности, либо расчетным путем, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации от 25.09.1995 N 954, Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 N105.
Пунктами 4.6 Договора N 80220, п. 4.3 Договора N 96 предусмотрено, что количество тепловой энергии, потребляемой Абонентом, определяется по аттестованным и допущенным к коммерческому использованию узлам учета, а в случае их отсутствия или их неисправности свыше 15 суток, учет количества потребляемой тепловой энергии с учетом потерь в тепловых сетях Абонента производиться Энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника.
Учет и расчет потребленной тепловой энергии в спорный период осуществлялся в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации от 25.09.1995 N 954, "Методикой определения количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям ГУП "ТЭК СПб (теплоноситель-вода)", утвержденной ГУ "Ленгосэнергонадзор",. Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, практическим пособием к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 N105.
При определении расчетного количества потребленной тепловой энергии по каждому потребителю ежемесячно учитывается продолжительность расчетного периода, времени использования систем теплопотребления у потребителя, фактического режима работы источника в зависимости от температуры наружного воздуха по заданию диспетчера Центрального диспетчерского управления ГУП "ТЭК СПб", перерывов в теплоснабжении, температура холодной воды, средняя за расчетный период по данным ГУ "Санкт-Петербургский ЦГМС-Р" и т.д..
Продолжительность отопительного периода определяется в соответствии с распоряжениями Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
В спорный период Ответчик 1 не вносил изменений в существующий договор теплоснабжения. Разногласий по предъявляемым ежемесячно документам от абонента в адрес ГУП "ТЭК СПб" не поступало.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно представленному истцом расчету сумма процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 22.05.2015 г. по Договору теплоснабжения N 96 составила 233 руб. 31 коп.
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу положений пункта 7 статьи 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 56 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России обеспечивает в Вооруженных силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных сил.
С учетом вышеуказанных законодательных положений главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны является Министерство обороны Российской Федерации.
Пунктом 2.2 Договоров предусмотрено, что количество тепловой энергии, потребляемой Абонентом, определяется по аттестованным и допущенным к коммерческому использованию узлам учета, а в случае их отсутствия или их неисправности свыше 15 суток, учет количества потребляемой тепловой энергии с учетом потерь в тепловых сетях Абонента производиться Энергоснабжающей организацией по договорной нагрузке и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника.
Учет и расчет потребленной тепловой энергии в спорный период осуществлялся истцом в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации от 25.09.1995 N 954, главой 2 договора теплоснабжения, "Методикой определения количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям ГУП "ТЭК СПб (теплоноситель-вода)", утвержденной ГУ "Ленгосэнергонадзор",. Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, практическим пособием к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы МДС 41-4.2000, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 N105.
При определении расчетного количества потребленной тепловой энергии по каждому потребителю ежемесячно учитывается продолжительность расчетного периода, времени использования систем теплопотребления у потребителя, фактического режима работы источника в зависимости от температуры наружного воздуха по заданию диспетчера Центрального диспетчерского управления ГУП "ТЭК СПб", перерывов в теплоснабжении, температура холодной воды, средняя за расчетный период по данным ГУ "Санкт-Петербургский ЦГМС-Р" и т.д..
Продолжительность отопительного периода определена в соответствии с распоряжениями Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
Ответчик (1) указал на заключенные между Министерством обороны РФ и ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" государственные контракты, согласно которым оплата стоимости тепловой энергии должна была производиться последним, поскольку единственным поставщиком для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций определено ОАО "РЭУ".
Между тем, истец стороной данных контрактов не является и, следовательно, указанные контракты не порождают обязательств у истца.
Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011 года N 643-р, предусматривающее, что ОАО "РЭУ" является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ, является обязательным для ОАО "РЭУ", а не для истца и не влияет на правоотношения истца и ответчика (1).
Кроме того, доказательств того, что Министерство обороны РФ выделило ОАО "РЭУ" денежные средства из федерального бюджета на погашение задолженности за полученную в спорной период тепловую энергию по спорным договорам теплоснабжения (в горячей воде), ответчиком (3) суду не представлено.
Заключенный между истцом и ответчиком (1) договор теплоснабжения является действующим, до настоящего времени сторонами не расторгнут.
Таким образом, в обязанности истца входит подача тепловой энергии на объекты ответчика (1), а в обязанности ответчика (1) входит оплата потребленной тепловой энергии в предусмотренный договором срок.
Пунктом 3 дополнительных соглашений от 29.12.2011 г. к N 80220 и N 96 предусмотрено, что счета-фактуры по договору оформляются на ОАО "РЭУ".
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал доводов апелляционной жалобы.
Поскольку судом не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" от исковых требований в части взыскания задолженности за потребленную тепловую энергию по договору N 80220 от 01.12.1999 за март 2015 в сумме 51 457 руб. 62 коп., а также неустойки в размере 330 руб. 19 коп.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.08.2015 по делу N А56-34554/2015 в указанной части отменить.
Прекратить производство по делу в указанной части.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34554/2015
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России