г. Тула |
|
3 декабря 2015 г. |
Дело N А62-2213/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Букс Тамары Павловны (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРНИП 305672710500040, ИНН 672700213947) и заинтересованного лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Смоленской области (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1046713008143, ИНН 6727015145), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Букс Тамары Павловны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.06.2015 по делу N А62-2213/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Букс Тамара Павловна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Смоленской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 16.02.2015 N 5478.
Решением Арбитражного Смоленской области от 29.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы предприниматель ссылается на то, что налоговый орган не доказал, спорный земельный участок используется заявителем для предпринимательской деятельности. Указывает, что на данном земельном участке находится стоянка, на которой предприниматель размещает принадлежащие ей транспортные средства.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 67:25:0010709:6, расположенный по адресу: Смоленская обл., г. Ярцево, пр-кт Металлургов, р-н АТС-5, с разрешенным использованием - под автостоянку легкового автотранспорта на 40 мест.
Предприниматель 02.02.2015 обратился в инспекцию с заявлением, в котором указала а на отсутствие у неё обязанности представлять налоговую декларацию по земельному налогу, а также просила определить налоговую базу и направить ей налоговое уведомление об уплате земельного налога, рассчитанного исходя из налоговой ставки в размере 0, 2 % от кадастровой стоимости, поскольку в своей предпринимательской деятельности он указанный земельный участок не использует.
04.02.2015 инспекция направила предпринимателю ответ за исх. N 07-08/00801, в котором сообщила, что в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 9 Положения о земельном налоге на территории Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 28.11.2008 N 108 "Об утверждении положения о земельном налоге на территории муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области" (далее - Положение), для исчисления земельного налога на земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, расположенные на территории Ярцевского городского поселения, на 2013 и 2014 год установлена налоговая ставка - 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Установив, что заявитель не представил в установленный законом срок налоговую декларацию по налогу на землю в отношении принадлежащего ему земельного участка, 16.02.2015 инспекция приняла решение о приостановлении операций по счетам N 5478, которым приостановила все расходные операции по расчетным счетам заявителя: N 40802810312440004502, N 40802810312440014502, N 40802810312440024502 в филиале N 3652 банка ВТБ 24 (ЗАО).
Решением управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 23.04.2015 N 44 жалоба предпринимателя на решение инспекции о приостановлении операций по счетам N 5478 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ внесены изменения в статьи 396, 398 НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 2 статьи 396 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2010) налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (абз. 2 пункта 2 статьи 396 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 398 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2010), налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 347-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015, в отношении налогоплательщиков земельного налога - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, отменена обязанность представления в налоговый орган налоговых деклараций по земельному налогу и самостоятельного исчисления налога в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 8 статьи 5 Федерального закона N 347-ФЗ данная норма законодательства применяется в отношении налоговых периодов, начиная с 2015 года.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 396 НК РФ (в редакции, действующей с 01.02.2010 и до 01.01.2015), прямо предусматривают, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать налог в отношении земельных участков, которые не только непосредственно используются в предпринимательской деятельности, но и предназначены для использования в предпринимательской деятельности.
Пунктом 3 статьи 398 НК РФ установлено, что налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела предприниматель поставлен на учет в качестве предпринимателя 15.04.2005 в г. Ярцево Смоленской области.
Земельный участок с кадастровым номером 67:25:0010709:6, расположенный по адресу: 215800, Смоленская область, г. Ярцево, пр-т Металлургов, в районе АТС-5, с разрешенным использованием - под автостоянку легкового автотранспорта на 40 мест, принадлежит предпринимателю с 13.09.2007.
Таким образом, предприниматель на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:25:0010709:6.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как установлено судом, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) указано, что основным видом предпринимательской деятельности предпринимателя является "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" (ОКВЭД 50.20). Дополнительными видами деятельности предпринимателя являются: "розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями", "деятельность автомобильного грузового транспорта", "аренда прочего автомобильного транспорта и оборудования", "аренда легковых автомобилей", "эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права объектом права является: "автостоянка легкового автотранспорта на 40 мест". Согласно кадастровому паспорту земельного участка вид разрешенного использования земельного участка: "под автостоянку легкового автотранспорта на 40 мест".
Исходя из представленного списка находящихся в собственности у предпринимателя автотранспортных средств, у него имеется 6 легковых автомобилей, 1 автобус и 3 грузовых автомобиля, которые используются в его предпринимательской деятельности.
Согласно ответу администрации Ярцевского района на обращения инспекции дифференцированная налоговая ставка по принадлежащему предпринимателю земельному участку с использованием под автостоянку легкового автотранспорта на 40 мест, составляла 1 % от кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует позиции 3.2 таблицы Положения.
С учетом изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок используется предпринимателем для хранения автотранспорта, который предназначен для использования в предпринимательской деятельности, а не для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, то есть не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доказательств того, что земельный участок по своему функциональному назначению (под автостоянку легкового автотранспорта на 40 мест) изначально предназначался для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (для личных потребительских нужд физическим лицом), в материалы дела не представлено.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, неосуществление заявителем на спорном земельном участке в 2014 году предпринимательской деятельности не имеет правового значения для определения периода, в котором предпринимателем должен самостоятельно исчисляться земельный налог, поскольку доказательств использования участка для личных целей не представлено. В правоустанавливающем документе на земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, определен вид разрешенного использования, связанный с предпринимательской деятельностью, поэтому в силу прямого указания закона (пункта 3 статьи 391, пункта 2 статьи 396 и пункта 1 статьи 398 НК РФ) у предпринимателя вне зависимости от фактического осуществления на земельных участках предпринимательской деятельности возникла обязанность самостоятельно определить налоговую базу в отношении спорного участка, исчислить сумму земельного налога и представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 398 НК РФ предприниматель должен был представить в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за налоговый период 2014 год в срок не позднее 01.02.2015. Данную обязанность предприниматель не исполнил.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ с учетом положений пункта 11 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного данным подпунктом.
Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-индивидуального предпринимателя по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ, отменяются решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем налоговой декларации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что учитывая непредставление предпринимателем налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год в срок, установленный пунктом 3 статьи 398 НК РФ, инспекция в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ вправе была принять решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.06.2015 по делу N А62-2213/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2213/2015
Истец: ИП Букс Тамара Павловна
Ответчик: МИФНС России N 3 по Смоленской области
Третье лицо: АНО "Судебный эксперт", Осин Илья Вячеславович