г. Владивосток |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А51-16635/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-9882/2015
на решение от 06.10.2015
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-16635/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по заявлению открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" (ИНН 2504000204, ОГРН 1022502259625, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.10.2002)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании незаконным и отмене постановления N 10702000-310/2015 от 20.07.2015 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от ОАО "Владивостокский морской торговый порт": представитель Дудкина С.Ю. по доверенности от 14.10.2015 N 464, сроком по 31.12.2015, паспорт;
от Владивостокской таможни: представитель Гурьева Т.М. по доверенности от 12.01.2015 N 6, сроком до 12.01.2016, удостоверение ОС N 021309,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМРП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 20.07.2015 N 10702000-310/2015 по делу об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за несвоевременное предоставление документов - форм ДО-1, необходимых для помещения товаров по коносаменту N MVSJ1500602 на временное хранение на склад временного хранения.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением арбитражного суда от 06.10.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможенный орган обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что документы для помещения на временное хранение товаров, прибывших 17.02.2015 на т/х "SUN JUNE" по коносаментам MVSJ1500601 и MVSJ1500601, представлены Обществом в таможенный орган только 20.02.2015. Считает, что Обществом допущено нарушение установленного порядка помещения товара на хранение, а не нарушение сроков предоставления отчётности, так как последнее является следствием нарушения владельцем склада временного хранения установленных требований к порядку помещения товара на временное хранение, что квалифицируется в соответствии со статьёй 16.14 КоАП РФ.
Обществом в суд апелляционной инстанции представлен отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Общество указало ссылается на ошибочность квалификации таможенным органом действий (бездействия) Общества и отсутствие допущены Обществом нарушений закона, указывающих на наличие состава вменённого административного правонарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали изложенные позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с приказом Владивостокской таможни N 1082 от 27.12.2012 на территории ОАО "Владивостокский морской торговый порт" создана постоянная зона таможенного контроля (далее - ПЗТК ОАО "ВМТП").
На теплоходе "SUN JUNE" на таможенную территорию Таможенного Союза прибыл товар, указанный в коносаментах N MVSJ1500601 и NMVSJ1500602, который согласно отметке таможенного органа на грузовой декларации был предъявлен таможенному органу 17.02.2015 и помещён на временное хранение в ПЗТК ОАО "ВМТП" 17.02.2015.
В связи с фактическим размещением товаров, указанных в коносаментах N MVSJ1500601, N MVSJ1500602, на временное хранение на складе временного хранения ОАО "ВМТП", Обществом как владельцем ПЗТК в таможенный орган направлен отчёт по форме ДО-1 N 4007349 от 17.02.2015 о принятии товара на хранение по коносаменту N MVSJ1500601, а также отчет по форме ДО-1 N 4008385 от 20.02.2015 о принятии на хранение товаров, прибывших по коносаменту N MVSJ1500602.
В вышеназванных отчетах указана дата и время помещения товаров на склад временного хранения - 17.02.2015 в 12 часов 00 минут.
Согласно отметкам таможенного органа, проставленным на отчётах ДО-1 заявителя, отчёт ДО-1 N 4007349 был сформирован Обществом и принят таможенным органом 17.02.2015, отчёт ДО-1 N 4008385 был сформирован Обществом и принят таможенным органом 20.02.2015.
В связи с тем, что Обществом, по мнению таможенного органа, нарушены сроки предоставления отчёта ДО-1 в отношении товаров, указанных в коносаменте N MVSJ1500602, таможней 27.02.2015 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N10702000-310/2015 в отношении ОАО "ВМТП" по статье 16.14 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования.
27.05.2015 таможней с извещением Общества о времени и месте составления протокола был составлен протокол по делу N 10702000-310/2015 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.14 КоАП РФ.
По факту несвоевременного представления Обществом отчёта ДО-1 в отношении товаров, указанных в коносаменте N MVSJ1500602, таможней 20.07.2015 с извещением и в присутствии представителя ОАО "ВМТП" вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 10702000-310/2015 о назначении Обществу административного наказания в соответствии со статьёй 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьёй 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 16 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчётности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств; заинтересованными лицами - лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально (статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее - ТК ТС).
В силу пунктом 4 статьи 160 ТК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.
Временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 167 ТК ТС).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 168 ТК ТС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (далее - места временного хранения). Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения) (пункт 1 статьи 169 ТК ТС).
В части 5.1 статьи 177 Федерального Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) указано, что отчётность владельцев складов временного хранения и лиц, осуществляющих временное хранение товаров в иных местах временного хранения, представляется в таможенный орган исключительно в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
Приказом ФТС России N 2688 от 29.12.2012 утверждён Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (далее - Порядок N 2688).
Пунктом 2 Порядка N 2688 установлено, что после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров); перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 2688 уполномоченное лицо не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Если на момент представления указанных документов товары уже размещены в месте их временного хранения, в качестве указанных документов используется отчётность по форме ДО-1.
Пунктом 30 Порядка N 2688 предусмотрено, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учёт хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение (приложение N 5 к Порядку N 2688); ДО-2 - отчётность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения (приложение N 6 к Порядку N 2688).
В силу пункта 32 Порядка N 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчётность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днём фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).
Проанализировав вышеперечисленные нормы права, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, а также по предоставлению документов, необходимых для совершения указанных таможенных операций, возложена на перевозчика либо иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров; в свою очередь, владелец СВХ к данной категории заинтересованных лиц, уполномоченных на совершение действий в отношении товаров, не относится.
Помимо этого, положениями пунктов 30 и 32 Порядка N 2688, статьи 177 Закона N 311-ФЗ предусмотрена обязанность владельца СВХ предоставить таможенному органу отчётные документы по установленной форме в подтверждение принятия товаров на хранение.
Таким образом, законодательством для перевозчика (иного заинтересованного в судьбе товара лица) и для владельца СВХ (лица, принимающего товар на хранение) установлены различные по своему содержанию обязанности: для лиц, помещающих товары на хранение, - поместить в установленный срок товары на временное хранение и предоставить в таможенный орган необходимые для оформления документы, а для лица, принимающего товар на хранение, - предоставить таможенному органу документы в подтверждение принятия товаров, выдачи товаров, соблюдения процедуры хранения таких товаров по формам ДО-1, ДО-2.
Ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями КоАП РФ, установлена статьёй 16.14 КоАП РФ.
Из изложенного следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.14 КоАП РФ, является перевозчик или иное заинтересованное в отношении товара лицо, к которым владелец СВХ, как лицо, не заинтересованное непосредственно в товаре, не отнесено.
Данный вывод подтверждается, в том числе, письмом ФТС N 18-12/17189 от 14.04.2011, в котором указано, что обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, в месте прибытия возложена на перевозчика. При этом иные заинтересованные лица наделены правом по совершению таких таможенных операций.
Ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, установлена в статье 16.15 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, указанного в статье 16.15 КоАП РФ, является владелец СВХ как лицо, на которое положениями Закона N 311-ФЗ и Порядка N 2688 возложена обязанность по предоставлению таможенному органу форм отчетности ДО-1, ДО-2 в отношении товаров, помещенных на временное хранение.
Материалами дела, в том числе коносаментом N MVSJ1500602, отчётом ДО-1 N 4008385 от 20.02.2015, грузовой декларацией подтверждается то обстоятельство, что Обществом в отношении помещённого 17.02.2015 на временное хранение товара по коносаменту N4008385 был представлен в таможенный орган отчёт по форме ДО-1 лишь 20.02.2015, то есть с нарушением установленного в пункте 32 Порядка N2688 срока.
С учётом данных обстоятельства суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что действия ОАО "ВМТП", указанные в оспариваемом постановлении от 20.07.2015, выразившиеся в нарушении срока предоставления предусмотренных Законом N 311-ФЗ и Порядком N2688 документов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 16.15 КоАП РФ, и не образуют состав вменённого таможней Обществу административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.14 КоАП РФ.
Данный вывод суд апелляционной инстанции основывает и на правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в его постановлении от 08.05.2015 N 308-АД15-340.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Поскольку судом установлен факт неверной квалификации таможней деяния Общества при вынесении оспариваемого постановления в соответствии со статьёй 16.14 КоАП РФ, данное постановление в силу части 2 статьи 211 АПК РФ подлежало отмене как незаконное.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности удовлетворения заявленного требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по правилам административного судопроизводства, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.10.2015 по делу N А51-16635/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16635/2015
Истец: ОАО "ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ