г. Томск |
|
3 декабря 2015 г. |
Дело N А45-10385/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Байдецкого Е. А. по дов. от 30.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнМолл" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.08.2015 по делу N А45-10385/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнМолл" (ИНН 5406542268, ОГРН 1095406026385), г. Новосибирск,
к Мэрии города Новосибирска
о признании постановления N 1706 от 27.02.2015 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтайский Экологический Фонд" (далее - ООО "ИнМолл", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия) о признании недействительным постановления от 27.02.2015 N 1706.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.08.2015 (судья Векшенков Д. В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "ИнМолл" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то обстоятельство, что Мэрией г. Новосибирска нарушен порядок резервирования земель, спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения отсутствуют; доказательства государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, отсутствуют.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Мэрия г. Новосибирска в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Рассмотрение дела было отложено судом на 26.11.2015.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "ИнМолл", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель Мэрии в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Мэрии г. Новосибирска, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.01.2015 ООО "ИнМолл" обратилось в Мэрию г.Новосибирска с заявлением о выборе земельного участка, площадью 29 935 кв. м., расположенного по адресу: ул. Багратиона в Заельцовском районе г. Новосибирска, для строительства парка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта для предоставления в аренду.
05.02.2015 комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска отказала обществу в выборе земельного участка для строительства парка по ул. Багратиона в Заельцовском районе г. Новосибирска (подпункты 5.9 протокола N 398).
Постановлением Мэрии от 27.02.2015 N 1706 обществу отказано в размещении объектов - парка по ул. Багратиона в Заельцовском районе в связи с расположением запрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства регионального, федерального или местного значения.
Не согласившись с указанным постановлением Мэрии, ООО "ИнМолл" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель в совокупности не доказал несоответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов в области предпринимательской и иной экономической деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 утратили силу статьи 28-31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В то же время, общество обратилось в Мэрию с заявлением и Мэрией принято оспариваемое постановление до вступления в силу указанного закона, в связи с чем нормы указанных статей правомерно применены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судом первой инстанции правильно установлено, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г.Новосибирска, осуществляются Мэрией г. Новосибирска.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Судом первой инстанции установлено, что общество обратилось с заявлением о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для последующего предоставления в аренду.
Между тем, Мэрией при рассмотрении заявления ООО "ИнМолл" установлено, что испрашиваемый земельный участок входит в границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения, земли которой зарезервированы для муниципальных нужд города Новосибирска.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4.5 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 N 3671 (далее - Порядок), Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии (далее - ГУАиГ) в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и направляет на рассмотрение комиссии справку-обоснование, в которой указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, проектами планировки территории, наличие (отсутствие) препятствий к последующему формированию и освоению земельного участка с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Подпункт 4.2 Порядка предусматривает, что в заявлении указываются: назначение объекта в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка согласно градостроительному регламенту; предполагаемое место размещения объекта, выполненное на картографическом материале с нанесением границ испрашиваемого земельного участка; обоснование примерного размера земельного участка, включающее расчет его минимального размера, выполненный в соответствии с действующими правовыми актами, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу подпункта 4.8 Порядка на основании заявления и представленных документов, справки-обоснования комиссия принимает решение о выборе земельного участка путем определения варианта(-ов) размещения объекта и проведения процедур согласования либо об отказе в размещении объекта.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
При необходимости исследования дополнительных обстоятельств, ставших известными при рассмотрении вопроса комиссией, рассмотрение заявления, обращения исполнительного органа государственной власти продлевается на срок не более двух месяцев со дня уведомления заинтересованного лица о принятом решении.
Подпункт 4.9 Порядка устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении объекта, в том числе принятия комиссией решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта; расположения запрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства регионального, федерального или местного значения; принятия решения об утверждении границ территории общего пользования, озелененной территории общего пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд N 561, согласно пунктам 2 и 3 которого, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: документация по планировке территории; документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Согласно пункту 10 положения о резервировании действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;
б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
д) решение суда, вступившее в законную силу.
Из материалов дела следует, что Постановлением Мэрии от 20.06.2011 N 5228 утверждены границы зоны площадью 39 153 кв. м. планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объекта спортивного назначения по ул. Победы в Заельцовском районе.
Постановлением Мэрии от 12.07.2012 N 6996 утвержден проект планировки территории, ограниченной ул. Сухарной, ул. Тимирязева, ул. Жуковского, Мичищенским шоссе, границей города Новосибирска и руслом реки 2-й Ельцовки, в Заельцовском районе и проектов межевания территорий отдыха и оздоровления и жилой застройки.
Постановлением Мэрии от 01.04.2013 N 3133 зарезервированы до 01 марта 2020 года для муниципальных нужд города Новосибирска земли площадью 39 153 кв. м. в границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объекта спортивного назначения по ул. Победы в Заельцовском районе.
ООО "ИнМолл" к своему заявлению о выборе земельного участка приложило картографический материал с нанесением границ испрашиваемого земельного участка, предварительную схему планировочной организации земельного участка.
Суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 29 931 кв. м. входит в границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения, земли которой площадью 39 153 кв. м. зарезервированы для муниципальных нужд города Новосибирска, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая данный отказ, общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что Мэрией г. Новосибирска нарушен порядок резервирования земель.
Данный вывод апеллянта не принимается апелляционным судом.
Так, в указанный период действовали следующие нормы законодательства в части рассматриваемой процедуры резервирования.
В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 122-ФЗ в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения.
Пунктом 9 указанного Постановления установлено, что в силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета.
Из изложенного следует, что для регистрации прав, ограничения (обременения) необходим образованный земельный участок, возникающий как объект земельно-правовых отношений, который должен быть индивидуально определен.
Между тем, из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 20.06.2011 N 5228 утверждены границы зоны (как некой территории, не поставленной на кадастровый учет, и не существующей как объект недвижимого имущества) площадью 39153 кв.м. планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объекта спортивного назначения по ул. Победы в Заельцовском районе. В границах зоны указанной территории образованные земельные участки отсутствуют, в связи с чем о них отсутствует информация в ЕГРП.
Постановлением Мэрии от 01.04.2013 N 3133 в целях планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объекта спортивного назначения по ул. Победы в Заельцовском районе, на основании постановления мэрии города Новосибирска от 20.06.2011 N 5228 "Об утверждении границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения по ул. Победы в Заельцовском районе", зарезервированы до 01.03.2020 для муниципальных нужд города Новосибирска земли (не земельные участки) площадью 39153 кв. м в границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объекта спортивного назначения по ул. Победы в Заельцовском районе.
На момент подачи заявления действовало Постановление Мэрии г. Новосибирска от 12.07.2013 N 6996 об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ул. Сухарной, ул. Тимирязева, ул. Жуковского, Мочищенским шоссе, границей города Новосибирска и руслом реки 2-й Ельцовки, в Заельцовском районе и проектов межевания территорий отдыха и оздоровления и жилой застройки.
В соответствии с указанным проектом планировки земельный участок, испрашиваемый заявителем, входит в зону объектов спортивного назначения.
Аналогичное расположение спорного земельного участка, утверждено Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 13.03.2015 N 2397 "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной рекой Обью, границей города Новосибирска, Мочи-щенским шоссе, ул. Жуковского, ул. Тимирязева, ул. Сухарной, перспективной городской магистралью непрерывного движения в направлении перспективного Ельцовского моста через реку Обь в Заельцовском районе".
При этом данные нормативные акты Мэрии не оспорены, не признаны судом недействительными.
Как указывает Мэрия, проекты планировки территории на основании решения Мэра до их утверждения рассмотрены на публичных слушаниях, в соответствии с Уставом города Новосибирска, Положением о публичных слушаниях в городе Новосибирске, статьей 16 Правил землепользования и застройки города Новосибирска с учетом норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается наличие у Мэрии г.Новосибирска оснований для отказа в выборе земельного участка, изложенным в оспариваемом постановлении.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Государственная пошлина в размере 1 500 руб., как излишне уплаченная по чеку-ордеру от 21.09.2015 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату Черновой Наталье Сергеевне (представителю общества) из федерального бюджета, учитывая положения подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, статей 104, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.08.2015 по делу N А45-10385/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Черновой Наталье Сергеевне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 21.09.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10385/2015
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью "ИнМолл"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска