г. Ессентуки |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А77-1406/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.07.2014 по делу N А77-1406/2013 (судья Асабаев М.Х.),
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Северо-Кавказские железные дороги, г. Москва, (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа", г. Грозный, (ОГРН 1032001204840, ИНН 2020002987),
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чеченской Республике, Мэрия г. Аргун, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республики
об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
при участии представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги Гоцак О.В. по доверенности N НЮ-10/273 от 17.08.2015, в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги обратилось в арбитражный Чеченской Республики (далее - ОАО "РЖД" СКЖД, общество, истец) с иском к производственно - коммерческой агропромышленной фирме "Седа" (ООО) (далее - ПК АФ "Седа", фирма, ответчик), третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чеченской Республике об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Определением от 24.02.2014 к участию в деле у качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно на предмет спора, привлечены Мэрия г. Аргун, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республики (том 2, л.д. 46-47).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец ОАО "РЖД" уточнило исковые требования и просило обязать Производственно-коммерческую агропромышленную фирму "Седа" устранить препятствия ОАО "Российские железные дороги" в пользовании земельным участком полосы отвода железной дороги площадью 7500 кв.м, расположенным на 2143 км ПК-2-5 станции Аргун, путем сноса погрузочно-разгрузочной площадки, принадлежащей Производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа", которые приняты судом к рассмотрению (том 2, л.д. 52-53).
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.07.2014 по делу N А77-1406/2013 исковое заявление Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" удовлетворены. Суд обязал Производственно-коммерческую агропромышленную фирму "Седа" устранить препятствия ОАО "Российские железные дороги" в пользовании земельным участком полосы отвода железной дороги площадью 7500 кв.м, расположенным на 2143 км ПК-2-5 станции Аргун, путем сноса погрузочно-разгрузочной площадки, принадлежащей Производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа". Взыскано с Производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 07.07.2014 по делу N А77-1406/2013, производственно - коммерческая агропромышленная фирма "Седа" (ООО) обратилась с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.07.2014 по делу N А77-1406/2013, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивировирова тем, что судом не учтено, что погрузочно-разгрузочная площадка и подъездной путь к площадке построены на земельном участке, предоставленном в пользование по согласованию с правопредшественником ОАО "РЖД", и приняты в эксплуатацию комиссией с участием представителя железной дороги.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014, апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 13.10.2014.
В последующем рассмотрение дело неоднократно откладывалось в связи с не предоставлением сторонами правоустанавливающих документов на земельный участок, как предоставленный истцу, так и ответчику.
Определением апелляционного суда от 20.03.2015 (резолютивная часть от 16.03.2015) по ходатайству истца по делу назначена судебная техническая землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение "СУДЕБНАЯ ЭСПЕРТИЗА "ГлавЭксперт", производство по делу приостановлено до проведения судебной экспертизы и представления заключения в арбитражный суд.
Определением суда от 06.10.2015 произведена замена судьи Марченко О.В., участвующего при рассмотрении дела, в связи с нахождением в отпуске, на судью Луговую Ю.Б.
Определением апелляционного суда от 06.10.2015, в связи с поступлением экспертного заключения в суд, производство по делу возобновлено и назначено к рассмотрению на 23.11.2015.
В судебном заседании представитель истца с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.07.2014 по делу N А77-1406/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N 20:00:0:0003 общей площадью 28 607 612,04 кв. м, расположенный на территории Чеченской Республики и занятый объектами железнодорожного транспорта, что подтверждается свидетельством серии 20 АА N001465 от 23 июля 2004 года о государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией земельного участка с кадастровым N 20:00:0:0003 площадью 28 607 612,04 кв. м (том 1, л.д. 40).
19 марта 2007 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике и ОАО "РЖД" был заключен договор аренды земельного участка N 002, находящегося в федеральной собственности с кадастровым N 20:00:0:0003, расположенного по адресу: Чеченская Республика, полоса отвода железной дороги, площадью 28 607 612,04 кв.м., для его использования в целях обеспечения деятельности организаций и для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (том 1, л.д. 10-15).
Пунктом 2 указанного договора срок действия договора определен с 19 марта 2007 года на 49 лет.
Распоряжением администрации г. Аргун Чеченской Республики от 21.10.2000 N 710-р указано о перерегистрации земельного участка площадью 250 м х 30 м, расположенного по адресу: г. Аргун, ул. Станционная, 4-а, ранее выделенный Решением Исполкома Аргунского городского Совета народных депутатов от 15.11.1990, под погрузочно-разгрузочную механизированную площадку.
На основании указанного распоряжения и решения от 15.11.1990 фирме "Седа" выдано временное свидетельство о праве постоянного пользования землей площадью 0,75 га под погрузочно-разгрузочной площадкой за N 324 Б от 24.10.2000.
Земельный участок площадью 7500 кв. м (соответствует 0,75 га) поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 20:16:00 00 010:0003.
В последующем право постоянного (бессрочного) пользования ПК АФ "Седа" на земельный участок площадью 0,75 га с кадастровым номером 20:16:00 00 010:0003 из земель поселений г. Аргун, расположенного по адресу: г. Аргун, ул. Станционная, 4-а, зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.11.2005 за N 20-20-01/005/2005-385 (том 2, л.д. 11).
В настоящее время земельному участку площадью 0,75 га, расположенному по адресу: г. Аргун, ул. Станционная, 4-а, присвоен кадастровый номер 20:16:0101001:1 указанием земли населенных пунктов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 31.01.2011 (том 2, л.д. 12-13).
На предоставленном в пользование в 1990 году земельном участке с учетом согласования в 1991 году размещения железнодорожных путей и грузовой площадки с начальником Грознененской дистанции пути и начальником станции Аргун фирмой "Седа" было осуществлено строительство железнодорожных путей с примыканием к 7-го пути у сигнала М-7 в четной горловине станции Аргун и погрузочно-разгрузочная механизированная площадка, которые были приняты в эксплуатацию с участием представителей Грозненской дистанции пути и станции Аргун Министерства путей сообщений Российской Федерации (том 3, л.д. 2,3, 5-10, 12, 14-15,16,17, том 4, л.д. 54-55).
ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) считая, что земельный участок площадью 7500 кв.м с кадастровым номером 20:16:0101001:1, на котором размещена погрузочно-разгрузочная механизированная площадка полностью входит в полосу отвода железной дороги с кадастровым номером 20:00:0:0003, обратилось в суд с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса погрузочно-разгрузочная механизированная площадка.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме на основании статей 301-305 Гражданского кодекса РФ и статьи 60 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу, что поскольку ПК АФ "Седа" размещены объекты на земельном участке полосы отвода железной дороги, и тем самым нарушены права и законные интересы землепользователя ОАО "РЖД" земельным участком, ответчик обязан устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса погрузочно-разгрузочной механизированной площадки.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выводы сделаны без учета следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьями 301, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, владеющее имуществом на вещном праве либо по иному основанию, предусмотренному законом либо договором, может истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Виндикационный иск является вещно-правовым способом защиты нарушенного права, суть которого заключается в возврате не владеющему собственнику объекта права, находящегося в незаконном владении иного лица и характеризуется четырьмя признаками: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь или иного права на обладание вещью; утрата фактического владения вещью; возможность выделить вещь с помощью индивидуальных признаков из однородных вещей; нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика.
Следовательно, цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество, в связи с этим объектом виндикации во всех случаях может быть только индивидуально-определенная вещь, существующая в натуре.
Таким образом, в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
При этом для удовлетворения исковых требований по такому основанию необходимо наличие указанных выше фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 (ред. от 15.07.2009) "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" было учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и утвержден его устав.
Согласно Распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р был оформлен сводный передаточный акт от 30.09.2003 по передаче в уставный капитал ОАО "РЖД" имущества организаций федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" утверждены "Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее -Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил ограниченные в обороте земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договоров аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил определено право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче.
Таким образом, с 16.05.2006 установлены новые требования к договорам аренды ограниченных в обороте земельных участков, предназначенных для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Как установлено судом апелляционной инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, предоставление земельного участка под строительство погрузочно-разгрузочной механизированной площадки было согласовано с представителями Грозненской Дистанции пути и станции г. Аргун, являвшимися структурными подразделениями Министерства путей и сообщений железнодорожного транспорта РФ, а также произведено строительство погрузочно-разгрузочной механизированной площадки и железно-дорожного пути к площадки в период с 1991 по 1998 гг.
Особенности правового режима земель транспорта установлены статьей 90 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно статье 9 данного Закона земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм было принято Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" (далее - Порядка).
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ.
Во исполнение пункта 3 названного постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" утверждены Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.
Согласно пунктам 4 - 5 данного Приказа при определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия, необходимость создания защиты путей снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии). При этом ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине составляющих, определяемых этими условиями и факторами. Кроме того, размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной Документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством границы полосы отвода железной дороги определяются на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Следовательно, при заключении 19 марта 2007 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике и ОАО "РЖД" договора аренды земельного участка N 002, находящегося в федеральной собственности с кадастровым N 20:00:0:0003, расположенного по адресу: Чеченская Республика, полоса отвода железной дороги, площадью 28 607 612,04 кв.м, для его использования в целях обеспечения деятельности организаций и для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, должны быть согласованы границы землепользования указанного земельного участка с учетом сложившихся ранее, в том числе в отношении земельного участка на 2143 км ПК-2-5 станции Аргун.
Как видно из представленных в материалы кадастровых выписок на земельный участок с кадастровым N 20:00:0:0003 общей площадью 28 607 612,04 кв. м, расположенный на территории Чеченской Республики и занятый объектами железнодорожного транспорта с разрешенным использованием полоса отвода железной дороги от 09.11.2011 и на земельный участок земельный участок площадью 0,75 га с кадастровым номером 20:16:00 00 010:0003 из земель поселений г. Аргун, расположенного по адресу: г. Аргун, ул. Станционная, 4-а, которому в последующем был присвоен кадастровый номер 20:16:0101001:1, от 31.01.2011, в разделе 16 кадастровых выписок указано, что граница земельных участков не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (том 1, л.д. 12-13, том 2, л.д. 11, 12-13).
Таким образом, согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории", утратившего силу на основании приказа от 02.08.2013 N 135, в связи с утверждением приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 831 новых Форм кадастрового паспорта земельного участка и в соответствии с указанным приказом (сноска 12 к строке 14 раздела КП.1), такая запись означает об отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания таких границ участка и деления их на части.
В силу части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В связи с тем, что суду апелляционной инстанции не представлены доказательства установления местоположение границ земельных участков, находящихся в пользовании общества и фирмы, судом апелляционной инстанции в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначена судебная техническая землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение "СУДЕБНАЯ ЭСПЕРТИЗА "ГлавЭксперт", расположенному по адресу ул. Радужная, д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край.
На разрешение экспертов судом поставлены следующие вопросы: определить месторасположения и координаты границ земельного участка площадью 28 607 612, 04 кв. м в кадастровом квартале 20:00:0:0003, предоставленного Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на территории Чеченской Республики в г. Аргун для использования в целях обеспечения деятельности и размещения объектов железнодорожного транспорта; имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 20:16:0000010:0003, находящимся в пользовании производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа" на земельный участок с кадастровым номером 20:00:0:0003, находящимся в пользовании открытого акционерного общества "РЖД"; находится ли земельный участок с кадастровым номером 20:16:0000010:0003 предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа" в полосе отвода железной дороги; соответствует ли действующему законодательству порядок предоставления, регистрация и застройка земельного участка с кадастровым номером 20:16:0000010:0003, находящегося в пользовании производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа"; определить месторасположения и координаты границ земельного участка площадью 0,75 га (7 500 кв. м) с кадастровым номером 20:16:0000010:0003, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа", расположенного по адресу: Чеченская Республика, г. Аргун, ул. Станционная, 4 "а"; установить техническую возможность размещения погрузочно-разгрузочной механизированной площадки с подъездными путями, принадлежащей на праве собственности производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа", в полосе отвода железной дороги.
Как следует из заключения экспертов от 24.09.2015 N 76/15-А, эксперты пришли к выводам, что определить месторасположения и координаты границ земельного участка площадью 28 607 612,04 кв.м., в кадастровом квартале N20:00:0000000:3, предоставленного акционерному обществу "Российские железные дороги" на территории Чеченской Республики в г. Аргун для использования в целях обеспечения деятельности и размещения объектов железнодорожного транспорта по документам, представленным в материалах дела и при натурном обследовании земельного участка в ходе проведения экспертизы не представляется возможным, так как указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, без установления его границ в установленном порядке, без проведения межевания, т.е. установления и закрепления на местности границ земельного участка, согласно требований указанных в ст. 7 п.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", гл. 1 ст.1. Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", п. 14.7 "Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства" от 17.02.2003; п. 4.3 "Инструкции по межеванию земель" (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.); ГОСТе 8442-65. "Знаки путевые и сигнальные железных дорог" и п. 3.7.2 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2012 г. N 2791р).
Определить, на местности месторасположение и координаты границ земельного участка площадью 0,75 га (7 500 кв. м) с кадастровым номером 20:16:0000010:0003, указанные в кадастровой выписке от 20.05.2015 N 2000/102-15-153857, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа", расположенного по адресу: Чеченская Республика, г. Аргун, ул. Станционная, 4 "а", не представляется возможным, так как границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями указанными в "Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства" от-17.02.2003 г. и "Инструкции по межеванию земель" (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.), ст.7 п.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 11.1, гл. 1 Земельного Кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ.
Определить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым N 20:16:0000010:0003 (N 20:16:0101001:1), указанных в кадастровой выписке от 20.05.2015 N 2000/102-15-153857, находящегося в пользовании производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа", на земельный участок с кадастровым N20:00:0:0003 (N20:00:0000000:3), находящегося в пользовании открытого акционерного общества "РЖД", не представляется возможным, так как границы исследуемых земельных участков не установлены в соответствии с требованиями, указанными в ст.7 п.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и ст. 11.1, гл. 1 Земельного Кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, поэтому по указанным основаниям невозможно установить наложение фактических границ, а также в связи с тем, что фактическая тыльная граница земельного участка N4 "а" по ул. Станционная не закреплена на местности в соответствии с требованиями, указанными в п. 14.7 "Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства" от 17. 02. 2003 г и п. 4.3 "Инструкции по межеванию земель" (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.).
На земельном участке с кадастровым N 20:16:0000010:0003 (N 20:16:0101001:1), указанных в кадастровой выписке от 20.05.2015 N 2000/102-15-153857, находящегося в пользовании производственно-коммерческой агропромышленной фирмы "Седа", расположены подкрановые пути и железнодорожный путь с примыканием к 7-му пути у сигнала М-7 в четной горловине, для подачи вагонов под выгрузку, а также магазин склад литер "Б", навес и офис (схема 2).
Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования, необходимых для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, регламентируются "Нормами отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормами расчета охранных зон железных дорог (утв. приказом Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126).
Таким, образом, на дату осмотра экспертами 05.05.2015 земельного участка по адресу: г. Аргун, ул. Станционная, 4 а, установлена погрузочно-разгрузочная механизированная площадка с подъездными путями, принадлежащая на праве собственности производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа" и при установлении полосы отвода, равной 10,0 м, данный объект будет частично расположен в полосе отвода, а именно подъездной путь и левая часть козлового крана. (Схема 3).
Следовательно, фактическое расположение погрузочно-разгрузочной механизированной площадки с подъездными путями является единственно возможным вариантом размещения в полосе отвода равной 10,0 м.
Согласно пункту 5 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц, установление границ полосы отвода железных дорог осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастра) от 14.09.2000 N 20 "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта" обязанности по организации проведения работ по инвентаризации земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог; по межеванию земельных участков и установлению (восстановлению) совместно с железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта на местности границ предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог, возложены на территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России.
Территориальные органы утверждают по согласованию с железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта планы границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог, с указанием их кадастровых номеров, на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации, межевых дел, а также материалов по инвентаризации земельных участков.
Согласно пункту 3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования землеустроительной документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, порядком согласований и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Доказательств того, что в соответствии с указанными нормами действующего законодательства ОАО "РЖД", Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальным органом В чеченской Республики проведены работы по согласованию землеустроительной документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности, а также установление границ с другими землепользователями в пределах полосы отвода с учетом ранее сложившегося порядка пользования, в материалы дела не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что границы земельного участка площадью 28 607 612,04 кв.м, в кадастровом квартале N 20:00:0000000:3, предоставленного акционерному обществу "Российские железные дороги" на территории Чеченской Республики и в г. Аргун в частности для использования в целях обеспечения деятельности и размещения объектов железнодорожного транспорта по документам, представленным в материалах дела и при натурном обследовании земельного участка в ходе проведения экспертизы на местности не установлены и не утверждены.
Тем самым не имеется доказательств наложения земельных участков общества и фирмы с учетом того обстоятельства, что не учтены сложившийся ранее порядок пользования земельным участком для размещения погрузочно-разгрузочной механизированной площадки и подъездного пути к нему с учетом согласования размещения указанного объекта представителями железной дороги.
Кроме того, объектом судебной защиты права собственности может быть лишь индивидуально-определенная вещь.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных правоотношений - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" земельный участок представляет собой часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами; межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Установление границ земельных участков в целях упорядочения существующих объектов землеустройства осуществляется путем проведения межевания. Процедура межевания необходима для идентификации земельного участка, в том числе в целях защиты интересов землепользователей. При этом ответственность за идентификацию границ земельного участка, в рамках которого будут гарантироваться права пользователя земельного участка, несет сам землепользователь.
Судом апелляционной инстанции установлено, что границы полосы отвода железной дороги не установлены в соответствии с действующим земельным законодательством.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, заключение судебной технической землеустроительной экспертизы в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств совокупности условий, являющихся правовым основанием для удовлетворения заявленных требований, а поэтому исковые требования общества не подлежат удовлетворению.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о том, что требования истца подлежат удовлетворению, необоснованными и несоответствующими действующим нормам права и сложившейся арбитражной практики, а поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Учитывая, что судом первой инстанции допущенные нарушения привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.07.2014 по делу N А77-1406/2013 незаконным и необоснованным, а поэтому в силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Тем самым доводы апелляционной жалобы подтвердились в суде апелляционной инстанции, а поэтому апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, к которым статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит расходы на оплату экспертам.
Согласно части 2 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертами.
В силу статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях.
Статьей 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда.
Определением суда 20.03.2015 расходы по оплате экспертизы по 1-4 вопросам в сумме в сумме 103 114 рублей возложены на Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", которые были внесены на депозит суда в полном объеме.
Учитывая, что судебная экспертиза была проведена, заключение экспертов представлено суду, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для перечисления с депозитного счета суда денежных средств за проведение по делу судебно-технической землеустроительной экспертизы в размере 103 114 руб. на счет экспертной организации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях относятся на истца, поэтому с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" подлежит взысканию в пользу производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.07.2014 по делу N А77-1406/2013 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Северо-Кавказские железные дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа" (ОГРН 1032001204840, ИНН 2020002987) об устранении препятствий в пользовании земельным участком отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Северо-Кавказские железные дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в пользу производственно-коммерческой агропромышленной фирме "Седа" (ОГРН 1032001204840, ИНН 2020002987) судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Северо-Кавказские железные дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) денежные средства за проведение экспертизы, перечислив с депозитного счета Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда в сумме 103 114 рублей на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью Ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение "СУДЕБНАЯ ЭСПЕРТИЗА "ГлавЭксперт".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-1406/2013
Истец: ОАО Российские железные дороги
Ответчик: Производственно-коммерческая агропромышленная фирма "Седа"
Третье лицо: Мэрия г. Аргун, Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской республике, ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " по Чеченской Республике, Игнатенко Марина Александровна, ООО "Ставропольское краевое специализированное экспртное учреждение "ГлавЭксперт", Сангериев Ахмед Мусбекович, Сулейманов Асламбек Мумадиевич