г. Владимир |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А79-4580/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 27.11.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Кузнецова В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.08.2015 по делу N А79-4580/2015, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." (ИНН 5257041777, ОГРН 1025202395525) к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления от 20.04.2015 по делу об административном правонарушении N 15/15-04/2-2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
21.03.2015 в 15 часов 39 минут в принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." (далее - ООО "Сладкая жизнь Н.Н.", Общество) магазине "Пятерочка", расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 73, Отделом полиции N 3 УМВД России по г. Чебоксары был выявлен факт незаконной реализации одной бутылки водки "100 лет Чебоксарская", емкостью 0,37 л с содержанием алкоголя 40% в готовой продукции, стоимостью 185 руб. несовершеннолетнему Федорову Александру Александровичу (22.02.1998 года рождения), что является нарушением требований абзаца восьмого пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ, Закон).
10.04.2015 главным специалистом-экспертом сектора регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство, административный орган, заявитель) на основании поступивших 30.03.2015 из Отдела полиции N 3 УМВД России по г. Чебоксары материалов проверки в отношении ООО "Сладкая жизнь Н.Н." составлен протокол об административном правонарушении по части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
20.04.2015 заместителем Министра вынесено постановление по делу N 15/15-04/2-2015, которым Общество привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Сладкая жизнь Н.Н." обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе административный орган ссылается на пропуск Обществом 10-дневного срока на обжалование постановления Министерства от 20.04.2015, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) и КоАП РФ.
Кроме того, Министерство отмечает, что заместитель Министра уполномочен на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ, а главный специалист-эксперт сектора регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства - на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных указанной нормой.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с учетом следующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ.
Событие совершенного правонарушения установлено административным органом, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается ООО "Сладкая жизнь Н.Н.".
Суд первой инстанции обоснованно указал, что принятые Обществом меры по предотвращению нарушения требований Федерального закона N 171-ФЗ оказались в данной ситуации явно недостаточными и неэффективными.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны Общества за действиями своих работников.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Сладкая жизнь Н.Н." состава вмененного административного правонарушения, не установив при этом существенных процессуальных нарушений положений КоАП РФ при привлечении Общества к административной ответственности.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции ошибочно исходил из отсутствия у должностных лиц Министерства полномочий по рассмотрению дел по правонарушению, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.50 КоАП РФ, в пределах своих полномочий вправе в том числе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители (часть 2 статьи 23.50 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя: лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования).
Таким образом, лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к государственному контролю (надзору).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится в том числе осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Статьей 16 Закона установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, которые предусматривают, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Из подпункта 4 пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
Из положений статей 5 и 6 Закона Чувашской Республики от 29.12.2005 N 69 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики" следует, что к полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе определение уполномоченного органа - органа исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающего реализацию государственной политики Чувашской Республики, в том числе в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции. Уполномоченным органом осуществляется в том числе лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
В целях упорядочения, в том числе розничной продажи алкогольной продукции и лицензионного контроля на территории Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2005 N 330 уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим, в том числе лицензирование розничной продажи алкогольной продукции определено Министерство.
Согласно пунктам 59 и 64.2 Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.06.2012 N 235, на Министерство возложены в том числе функции по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции; составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента исполнения Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственной функции "Осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции" (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Минэкономразвития Чувашии от 12.01.2012 N 5 предметом государственного контроля являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в том числе, статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в отношении соискателя лицензии и лицензиата).
Исполнение указанной государственной функции осуществляется путем проведения плановых (в отношении лицензиата) и внеплановых (в отношении соискателя лицензии и лицензиата) проверок соблюдения лицензионных требований.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных положений к розничной торговле алкогольной продукцией, как сфере лицензионного контроля, законодательством установлены определенные требования, контроль за соблюдением которых обеспечивается на территории Чувашской Республике Министерством.
В данном случае таким лицензионным требованием является запрет на реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним.
Из материалов дела следует, что заявителем Обществу выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком до 04.12.2015 (т.1, л.д.88).
Согласно приказу Минэкономразвития Чувашии от 17.11.2010 N 185 составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ, уполномочены, в том числе Первый заместитель Министра экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики; заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, курирующий деятельность сектора регулирования алкогольною рынка и лицензирования Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики; заведующий сектором регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики; главный специалист-эксперт сектора регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у указанных должностных лиц полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ, является ошибочным.
Федеральным законом от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" статья 23.50 КоАП РФ была изложена в новой редакции (начало действия редакции - 03.01.2014), предусматривающая право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.50 КоАП РФ, в том числе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместителям.
По смыслу приведенных норм полномочия по рассмотрению административных дел по части 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ предоставлены руководителям (заместителям) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе осуществляющим лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в части розничной продажи алкогольной продукции.
С учетом изложенного обжалуемое постановление от 20.04.2015 по делу об административном правонарушении N 15/15-04/2-2015 вынесено заместителем Министра в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установил.
О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении 10.04.2015 законный представитель ООО "Сладкая жизнь Н.Н." был уведомлен телеграммой, полученной 08.04.2015 (т.1, л.д.96-97 оборот). Определение о времени и месте рассмотрения дела от 10.04.2015 получено Обществом 15.04.2015, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 17905 6 (т.1, л.д.120-121 оборот).
Явку защитника для участия в совершении указанных процессуальных действий законный представитель Общества не обеспечил.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса судом не установлено.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа от 20.04.2015 у суда первой инстанции не имелось.
При этом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод Министерства о пропуске Обществом 10-дневного срока на обжалование постановления административного органа от 20.04.2015, как не соответствующий материалам дела.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Из материалов дела следует, что постановление административного органа от 20.04.2015 направлено по почтовому адресу Общества 23.04.2015 заказной корреспонденцией почтовый идентификатор 42800485017908 (т.1, л.д.18) и получено им 15.05.2015, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на копии постановления (т. 1, л.д.10).
Таким образом, срок подачи заявления о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 20.04.2014 истек 29.05.2015 (с учетом выходных дней). В арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене ООО "Сладкая жизнь Н.Н." обратилось 27.05.2015, то есть в пределах 10-дневного срока на обжалование.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.08.2015 - отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Сладкая жизнь Н.Н." требований.
Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.08.2015 по делу N А79-4580/2015 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." в удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
В.И. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4580/2015
Истец: ООО "Сладкая жизнь Н. Н", ООО "Сладкая жизнь Н. Н. ", ООО "Сладкая жизнь Н. Н."
Ответчик: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики
Третье лицо: ИФНС по г. Чебоксары, Калининский районный суд г. Чебоксары, Представитель заявителя Зимин Е. С.