г. Ессентуки |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А63-6550/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2015 по делу N А63-6550/2015
по заявлению ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К", ст. Каменнобродская, ОГРН 1022600668100, ИНН 2607010927,
к Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, г. Михайловск, ОГРН 1042600631006, ИНН 2623018031,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601955970, ИНН 2634053310,
о признании незаконным отказа Администрации Шпаковского муниципального района СК от 05.05.2015 N 3 об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края принять решение о выплате ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" субсидии
при участии в судебном заседании:
от ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" - Хуранов Ш.А. по доверенности от 25.11.2015, Ханцис А.М. по доверенности от 01.06.2015;
от Администрации Шпаковского муниципального района СК - Пьянова И.И. по доверенности N 1291/01-04 от 25.11.2015.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным отказа Администрации Шпаковского муниципального района СК от 05.05.2015 г. N 3 об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края принять решение о выплате ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" субсидии.
Определением от 04.08.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
Решением от 01.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.09.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края просит оставить решение суда от 01.09.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" обратилось в Администрацию Шпаковского муниципального района СК с заявлением на предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предусмотренной Постановлением Правительства "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" от 14.03.2013 N 84-п (ред. от 13.03.2015).
Решением от 05.05.2015 N 3, оформленным в виде уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, Администрация Шпаковского муниципального района СК отказала заявителю в получении субсидии, сославшись на наличие в предоставленных документах противоречивых данных, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, а именно - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществе и сделок с ним не подтверждают права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 431 утверждены Правила для предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил, одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Постановлением Правительства Ставропольского края "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" от 14.03.2013 N 84-п (ред. от 13.03.2015) утверждены правила предоставления субсидии.
В соответствии с п. 3 указанных правил субсидии предоставляются получателям в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением о порядке предоставления субсидий, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ставропольского края, и средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологическтх работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв, в размере ставок на 1 гектар посевной площади, занятой сельскохозяйственными культурами, устанавливаемых министерством.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил предоставления получения субсидии получатели представляют в министерство не позднее 5 декабря текущего года следующие документы:
1) заявление на предоставлении субсидии, содержащее согласие получателя, предусмотренное подпунктом "5" пункта 4 настоящего Порядка, по форме, утверждаемой министерством (далее - заявление);
2) справка-расчет причитающихся сумм субсидии по форме, утверждаемой министерством;
3) сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме федеральной государственной статистической отчетности N 29-СХ или сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме федеральной государственной статистической отчетности N 2-фермер за предыдущий календарный год, заверенные руководителем получателя;
4) копия документа, подтверждающего проведение за последние пять лет получателем агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах его землепользования, выданного специализированной организацией, проводившей данное агрохимическое обследование, заверенная руководителем получателя;
5) копии сведений о численности и заработной плате работников по форме федеральной государственной статистической отчетности N П-4 за два предыдущих календарных года, заверенные руководителем получателя;
6) информация об отсутствии в предыдущем календарном году фактов сжигания стерни, пожнивных остатков, а также нарушений норм и правил пожарной безопасности в границах землепользования получателя;
7) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;
8) справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам;
9) справка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, содержащая сведения о среднем показателе урожайности зерновых и зернобобовых культур, включая кукурузу на зерно, с 1 гектара посевной площади в соответствующем муниципальном районе Ставропольского края в хозяйствах всех категории, за предыдущий календарный год.
Вместе с тем к заявлению на предоставление субсидии заявителем были приложены документы, подтверждающие права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
- договоры субаренды земельных участков от 27.07.2014 г. на 11 земельных участков: с кадастровыми номерами с 26:11:031402:57 по 26:11:031402:130, и 26:11:031402:1811, 26:11:031402:1812.
- договоры субаренды земельных участков от 27.07.2014 г. на 11 земельных участков: с кадастровыми номерами 26:11:031103:1867, 26:11:031202:59, с 26:11:031103:1893 по 26:11:031402:1900.
Согласно заключенным договорам указаны земельные участки как из земель сельскохозяйственного назначения, так и земли населенных пунктов.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных указанными выше подпунктами "1" - "5", в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в:
Управлении Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю - сведения о наличии (отсутствии) у получателя просроченной задолженности по налогам и сборам;
Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающую права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;
Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю - информацию об отсутствии в течение года, в котором осуществляется предоставление субсидии, фактов сжигания стерни, пожнивных остатков, а также нарушений норм и правил пожарной безопасности в границах землепользования получателя;
Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю - сведения о среднем показателе урожайности зерновых и зернобобовых культур, включая кукурузу на зерно, с 1 гектара посевной площади в соответствующем муниципальном районе Ставропольского края в хозяйствах всех категорий, за предыдущий календарный год.
Получатель вправе представить документы, предусмотренные указанными выше подпунктами "6" - "9" настоящего пункта, самостоятельно.
Заявитель ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К" самостоятельно документы (подпункта "6"-"9") не представил.
Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края в рамках межведомственного информационного взаимодействия запросило в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающую права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не подтверждает права заявителя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Поэтому администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края правомерно отказала в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Наличие в документах выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения исключает возможность оформления нескольких договоров аренды на один и тот же участок земли.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 69 БК РФ предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к категории бюджетных ассигнований.
Согласно пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии с положениями названной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждением), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Заявителем заявлено, что договоры аренды (субаренды) спорных земельных участков заключены на срок менее 1 года, следовательно, выписки из ЕГРП отсутствуют у него объективно, правомерно. Однако поскольку, как уже указывалось, в соответствии с п. 3 ст. 78 БК РФ высший исполнительный орган субъекта РФ самостоятельно определяет критерии отбора получателей субсидий, требование о предоставлении в обязательном порядке выписок из ЕГРП, содержащееся в пп. 7 п. 5 Правил предоставления субсидии и не содержащее каких-либо исключений, является правомерным, соответствующим Закону, так как высший исполнительный орган в данном случае вправе исключить лиц (юридических и физических), не имеющих выписки из ЕГРП на земельные участки, из состава получателей субсидии, по этому основанию. Таким образом, довод заявителя о правомерном отсутствии у него выписок из ЕГРП на спорные земельные участки противоречит п.п.2, 3 ст. 78 БК РФ и пп.7 п. 5 Правил предоставления субсидии.
Кроме того согласно пп. 7 п. 5 Правил предоставления субсидии, в качестве получателей субсидии указаны лица, имеющие права только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Представленные заявителем договоры аренды (субаренды) спорных земельных участков свидетельствуют о том, что некоторые из данных земельных участков являются землями населенных пунктов, т.е. не подпадают под категорию земель, в отношении которой может быть предоставлена субсидия.
Довод заявителя о том, что участки из земель населенных пунктов предназначены для сельскохозяйственного использования, следовательно, подпадают под категорию земель, в отношении которой может быть предоставлена субсидия, противоречит ст.ст. 7, 85 Земельного кодекса РФ, так как согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов являются отдельной категорией земель, нежели земли сельскохозяйственного назначения, а согласно п.п.6 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования входят в состав только земель населенных пунктов и не имеют отношения к землям сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, включение для получения субсидии земель населенных пунктов в качестве земельных участков, в отношении которых может быть предоставлена субсидия, противоречит п.п. 2,3 ст. 78 БК РФ (поскольку высший исполнительный орган субъекта РФ вправе самостоятельно определить критерии и категории отбора получателей субсидии, и одним из таких критериев им правомерно установлен наличие прав на земельный участок из земель только сельскохозяйственного назначения) и п.п. 7 п. 5 Правил предоставления субсидии.
На основании вышеизложенного суд обоснованно пришел к выводу о нарушении заявителем положений статьи 78 БК РФ, пункта 5 Постановления Правительства Ставропольского края от 14.03.2013 N 84-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства".
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2015 по делу N А63-6550/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2015 по делу N А63-6550/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6550/2015
Истец: ТВ "Агрозоопродукт Зимин и К"
Ответчик: Администрация Шпаковского муниципального района СК
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, Администрация Шпаковского муниципального района СК
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10491/16
17.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4258/15
20.07.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6550/15
28.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-765/16
03.12.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4258/15
01.09.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6550/15
17.08.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6550/15