г. Самара |
|
30 ноября 2015 г. |
дело N А55-14333/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Туркина К.К., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой О.А.,
с участием:
от истца общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - представитель Абрамцева Н.В., доверенность от 21.03.2014,
от ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 49 городского округа Самара - директор Нежальская Г.С., приказ N 123 от 24.08.1988, Тюрина Л.В., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 49 городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2015 по делу N А55-14333/2015 (судья Рысаева С.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340, ИНН 6312110828)
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 49 городского округа Самара (ОГРН 1026301707739, ИНН 6319034615) о взыскании 459 760 руб. 12 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец, ООО "СКС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 49 городского округа Самара (далее - ответчик, МБОУ СОШ N 49 г.о. Самара) о взыскании 459 760,12 руб., в том числе 448 756,25 руб.- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за IV квартал 2014, 11 003,87 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.01.2015 по 08.05.2015.
Решением от 16.09.2015 с МБОУ СОШ N 49 г.о. Самара в пользу ООО "СКС" взыскано 459 760,12 руб. в том числе 448 756,25 руб. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 4 квартал 2014 года, 11 003,87 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.01.2015 по 08.05.2015, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 195,20 руб.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неприменение норм материального права, подлежащего применению, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что он как бюджетное учреждение должен быть освобожден от уплаты процентов.
Также ответчик считает, что с него необоснованно взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, поскольку школа не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, поэтому не относится к категориям, указанным в Постановлении N 230.
В судебном заседании представители ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель истца отклонил жалобу как необоснованную, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между ООО "СКС" ( организация ВКХ ) и МБОУ СОШ N 49 г.о. Самара ( абонент) заключен договор N 2-1229 от 16.10.2014 холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпункту "д" пункта 13 договора установлено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Истец с участием представителя ответчика произвел отбор сточных вод в системы канализации г.о. Самара, о чем были составлены акты N 2446 от 28.10.2014, N 2633 от 18.11.2014.
На основании указанных актов было проведено исследование сточных вод и составлены протоколы N 2446 от 31.10.2014, N 2633 от 20.11.2014.
По результатам анализа проб сточных вод истцом было выявлено превышение загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Согласно расчету истца размер платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за спорный период составил 448 756, 25 руб.
Поскольку ответчик указанную плату не произвел, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Правовая природа платы за сброшенные в сточные воды загрязняющие вещества является мерой экономического воздействия на хозяйствующий субъект за факт сброса им в систему канализации вредных загрязняющих веществ сверх нормативов, определенных в установленном порядке.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации МДС 40-1.2000 (далее - Правила N 167).
В силу пункта 2 указанных Правил, настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и с 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644), поэтому в Правила N 167 внесены изменения, согласно которым с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил N 167. Остальные пункты Правил N 167 не утратили силу.
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 предусматривает, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются лишь на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Вместе с тем положениями пунктов 64, 65 и 67 Правил N 167 предусмотрена необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В силу пункта 25 Правил N 644, абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пунктам 113 и 114 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании пункта 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644, абоненты ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом), представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 Правил.
Плата вносится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ее расчет производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод; в случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
По смыслу и содержанию раздела VII Правил N 644 абоненты, чьи сточные воды, сбрасываемые в централизованную систему водоотведения не будут соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям в них загрязняющих веществ, предусмотренных Приложением N 3 Правил N 644, обязаны компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (плат за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения) в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что отбор проб сточных вод за 4 квартал 2014 года был произведен истцом в соответствии с 4 разделом Правил N 525 в присутствии сотрудника абонента.
По результатам протокола от 31.10.2014 N 2446 исследования проб сточных вод, отводимых ответчиком (абонентом) в систему канализации, проведенного испытательной химико-биологической лабораторией сточных вод, имеющей государственную аккредитацию от 11.12.2012, зафиксировано превышение максимально допустимых значений концентраций, предусмотренных Приложением N 3 Правил N 644 по иону аммония, нитриту иону, фосфатам, сульфатам, нефтепродуктам, алюминию, кадмию, меди, железу, никелю, цинку; по результатам протокола N2633 от 20.11.2014 нарушены нормы сброса по взвешенным веществам иону аммония, фосфатам, АПАВ, нетепродуктам, сульфидам, алюминию, кадмию, меди, железу, никелю, цинку.
Таким образом, превышение концентраций по указанным ингредиентам свидетельствует о несоблюдении требований по составу сточных вод.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на 4 квартал 2014 года, рассчитанная истцом согласно положениям Правил N 644 и составляет 448 756, 25 руб.
Поскольку произведенный истцом расчет платы соответствует вышеуказанным нормативным актам, указанный расчет ответчиком не оспорен, правом отбора параллельной пробы ответчик не воспользовался, требование истца о взыскании платы в за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за IV квартал 2014 года в размере 448 756 25 руб., судом первой инстанции удовлетворено обоснованно.
Также истец предъявил к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.01.2015 по 08.05.2015 в размере 11 003,87 руб. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25%.
Проверив представленный истцом расчет процентов, суд пришел к выводу о том, что он соответствует периоду просрочки в оплате, условиям заключенного сторонами договора, арифметически произведен верно, с учетом рекомендаций, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами".
Поскольку доказательств исполнения денежного обязательства в соответствии с условиями договора ответчик не представил, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании статьи 395 ГК РФ.
Довод ответчика о снижения размера процентов в связи с отсутствием финансирования судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку правила статьи 333 ГК РФ предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. При этом снижение суммы неустойки судом возможна только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут рассматриваться судом в качестве таких оснований. Более того, явная несоразмерность неустойки должна быть очевидна.
В нарушении статьи 333 ГК РФ ответчик не представил суду доказательств того, что взыскание процентов приведёт к получению кредитором необоснованной выгоды, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что он как бюджетное учреждение должен быть освобожден от уплаты процентов, отклоняется, поскольку наличие у ответчика статуса бюджетного учреждения не является основанием для его освобождения от исполнения обязательств по договору, равно как от ответственности по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.
Обжалуемое решение является законным и обоснованны м,выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.09.2015 по делу N А55-14333/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 49 городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
К.К. Туркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14333/2015
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N49 городского округа Самара