г. Москва |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А40-90396/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 36
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2015
по делу N А40-90396/15, вынесенное судьей О.Ю. Суставовой
по заявлению АО "УФСК МОСТ"
ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 36
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 36 - Ведешкин А.Е. по дов. от 29.12.2014, Оболенцев М.С. по дов. от 15.06.2015
от АО "УФСК МОСТ" - Василига И.В. по дов от 16.11.2015
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "УФСК МОСТ" (далее - АО "УФСК МОСТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) (далее по тексту - ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36), заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным решения об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации N 5/д от 03.04.2015 в части начисления пеней в сумме 116 149,84 руб.
Арбитражный суд города Москвы решением от 19.08.2015 удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 36 подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2015 не имеется.
В обосновании заявленного требования АО "УФСК МОСТ" указало, что на конец расчетного периода 2011 года общество имело переплату по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поскольку, как указывает заявитель, у него отсутствует задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также нормы действующего законодательства об обязательном социальном страховании не содержат запрета выплачивать страховое обеспечение застрахованным лицам в счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством АО "УФСК МОСТ" образовавшуюся переплату зачло в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования в 2012, 2013, 2014 годах.
В обоснование своей правовой позиции ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) указывает, что на начало проверяемого периода (01.01.2012) (конец расчетного периода 31.12.2011) у заинтересованного лица перед АО "УФСК МОСТ" имелась задолженность в сумме 549 482,22 руб. По мнению ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36), общество могло засчитать образовавшуюся сумму переплаты только в пределах расчетного периода, тогда как переплата была неправомерно засчитана им в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2012, 2013, 2014 годах.
АО "УФСК МОСТ" зарегистрировано 30.05.200 государственным учреждением Московская регистрационная палата, о чем в единый государственный реестр юридических лиц 20.12.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1027700555640.
Как следует из материалов дела, ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) была проведена выездная проверка в отношении АО "УФСК МОСТ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 (решение о проведении выездной проверки N 10/д от 04.02.2015).
В ходе выездной проверки ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) установлено, что АО "УФСК МОСТ" в проверяемом периоде с 01.01.2012 по 31.12.2014 в нарушение пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) производило зачет суммы страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а не уплачивало сумму превышения начисленных страховых взносов над суммой произведенных им расходов и уплаченных страховых взносов в расчетных периодах 2012, 2013, 2014 годах, а именно суммы подлежащие к уплате с учетом произведенных страхователем расходов на обязательное социальное обеспечение и уплаченных страховых взносах в расчетных периодах (2012,2013,2014 года).
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки N 9/д от 03.03.2015.
Не согласившись с вынесенным актом выездной проверки N 9/д от 03.03.2015 АО "УФСК МОСТ" подало ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) возражения N 84 от 13.03.2015.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки N 9/д от 03.03.2015 и возражений N 84 от 13.03.2015 ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) было вынесено решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 5/д от 03.04.2015, в соответствии с которым АО "УФСК МОСТ" начислены пени в сумме 116 149,84 руб.
На решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 5/д от 03.04.2015 заявителем была подана в ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации жалоба исх. N 119 от 09.04.2015. Решением ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.04.2015 N 07-18/07/7587 решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 5/д от 03.04.2015 было оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 2/д от 28.04.2015 АО "УФСК МОСТ" было предложено в срок до 25.05.2015 уплатить пени в сумме 116 149,84 руб.
Посчитав, что оспариваемый ненормативный акт вынесен не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нарушают права и законные интересы АО "УФСК МОСТ" обратилось в суд с заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя исходя из следующего.
На основании 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются настоящим законом.
В соответствии с часть 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы признаются органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу подпункта а пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ определен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункты 1,2,3,4,5).
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 вышеуказанного закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
Согласно части 6 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно
Из материалов дела следует, что оспариваемым ненормативным актом констатировано нарушение АО "УФСК МОСТ" пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, в силу чего общество производило зачет суммы страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а не уплачивало сумму превышения начисленных страховых взносов над суммой произведенных им расходов и уплаченных страховых взносов в расчетных периодах 2012, 2013, 2014 годах, а именно суммы, подлежащие к уплате с учетом произведенных страхователем расходов на обязательное социальное обеспечение и уплаченных страховых взносах в расчетных периодах (2012,2013,2014 года).
Данный вывод ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) суд считает ошибочным и противоречащим действующему законодательству исходя из следующего.
Как было указано ранее по тексту настоящего решения, плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917, в котором указано, что нормы действующего законодательства об обязательном социальном страховании не содержат запрета выплачивать страховое обеспечение застрахованным лицам в счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Суд поддерживает приведенное в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917 толкование надлежащего применения норм права, отмечая, что статья 15 Федерального закона N 212-ФЗ не содержит прямого запрета на зачет страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в последующих периодах.
Более того, в вышеназванном письме указано, что при превышении суммы расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов страхователь вправе как обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации за необходимыми средствами в порядке, установленном статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", так и зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей страхователя по данному виду обязательного социального страхования.
Таким образом, уплачивая взносы на социальное страхование общество в случае выплаты им пособия своим работникам вправе претендовать на возмещение указанных расходов фондом.
В течение проверяемого периода общество при уплате взносов исходило из того, что фондом был произведен зачет суммы превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения на сумму начисленных страховых взносов, образовавшуюся по состоянию на 31.12.2011 в счет предстоящих платежей в 2012 и 2013 годах.
Во-первых, обществом в материалы дела представлена справка о состоянии расчета по страховым взносам, пеням и штрафам, согласно которой по состоянию на 01.10.2013 у АО "УФСК МОСТ" отсутствует как сумма задолженности перед ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36), так и сумма превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.
Отсутствие в справке информации о расходах на выплату обязательного страхового обеспечения свидетельствует о том, что по состоянию на 01.10.2013 ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) произвело зачет суммы превышения расходов, образовавшейся на 31.12.2011, в счет платежей в 2012 и 2013 годах. Так, задолженность за ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) по состоянию на 31.12.2011 составляет 549 482,22 руб.
Согласно материалам дела указанная задолженность была погашена путем ее зачета в период по 01.10.2013 в размере 417 420 руб. и путем возврата на расчетный счет АО "УФСК МОСТ" в размере 132 061 руб.
Таким образом, перечисляя страховые взносы АО "УФСК МОСТ" правомерно исходило из того, что полученная справка о состоянии расчета по страховым взносам, пеням и штрафам содержит объективную информацию о состоянии расчетов с ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36), а отраженные в ней сведения носят достоверный характер.
Данный вывод подтверждается многочисленной судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от N КА-А40/6957-11 по делу N А40-86864/10-93-201, постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2014 по делу N А68-7038/2013, постановление ФАС Центрального округа от по делу N А14-6982/2010/214/5).
Во-вторых, как указывает заявитель, в проверяемом периоде ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) проводило камеральные проверки, по результатам которых последний не предъявил обществу претензий, что говорит об отсутствие нарушений в порядке исчисления и полноты уплаты страховых взносов (доказательств обратного в материалы дела заинтересованным лицом не представлены).
Пунктом 34 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что камеральная проверка проводится на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 212-ФЗ). При этом если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
Из материалов дела следует, что АО "УФСК МОСТ" своевременно предоставляло расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, отражало расчеты с учетом задолженности фонда перед обществом, сложившейся по состоянию на 31.12.2011 в размере 549 482,22 руб., что подтверждается и не оспаривается актом выездной проверки N 9/д от 03.03.2015.
Кроме того, согласно акту выездной проверки N 9/д от 03.03.2015 ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36) не предлагало взыскать сумму неуплаченных, по мнению ГУ - Московское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 36), страховых взносов, тем самым не признает за АО "УФСК МОСТ" наличие задолженности в виде недоимки по страховым взносам. Следовательно, сумма пеней в таком случае начислена необоснованно.
Суд считает, что в данном случае возмещение средств из фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных расходов заявителя, а действия общества направлены на возмещение за счет средств фонда суммы указанных расходов.
Таким образом, решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации N 5/д от 03.04.2015 в части начисления пеней в сумме 116 149,84 руб. подлежит признанию недействительным.
Приводимые в апелляционной жалобе Управлением Пенсионного фонда доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 19.08.2015, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2015 по делу N А40-90396/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90396/2015
Истец: АО "УФСК МОСТ"
Ответчик: ГУ - МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 36
Третье лицо: ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской едерации 336