г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А26-5973/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от заинтересованного лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27267/2015) ИП Гафиятулина Светлана Федоровна на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2015 по делу N А26-5973/2015 (судья Лазарев А.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ИП Гафиятулина Светлана Федоровна
к Управлению Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
об оспаривании постановления
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина Светлана Федоровна (ОГРН:305103900400163, далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 185031, г.Петрозаводск, ул. Мурманская, д.22, далее - ответчик, Управление) от 16.06.2015 N З-08/07-012 о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 08.09.2015, вынесенным в порядке упрощенного производства, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым определением, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина С.Ф. направила апелляционную жалобу, в которой просит определение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности за ненадлежащее содержание земельного участка, деятельность Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина С.Ф. на котором сопряжена с получением прибыли, то есть с экономической деятельностью, в связи с чем его законность подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Управления от 16.06.2015 N 3-08/07-012 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина С.Ф. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (лист дела 8-9).
Указанным постановлением заявителю вменено невыполнение обязательных фитосанитарных мероприятий, а также иных мероприятий, направленных на повышение плодородия почв (на земельном участке не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, что привело к зарастанию всей площади участка дикорастущей сорной травянистой (иван-чай, бодяк) и частично, древесно-кустарниковой растительностью (ива, береза, ель, сосна).
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина С.Ф. оспорила указанное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неподведомственности спора арбитражному суду и прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
При этом, в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Следовательно, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Таким образом, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как видно из обжалуемого определения, прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции принял во внимание изменения, внесенные пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 в абзац второй пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, и сделал правильный вывод о том, что привлечение Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулиной С.Ф. к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ей допущено правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, а, следовательно, заявление об оспаривании постановления Управления подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
В свою очередь, доводы подателя жалобы об обратном со ссылкой на то, что оспариваемым постановлением Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулиной С.Ф. привлечена к административной ответственности за ненадлежащее содержание земельного участка, деятельность заявителя на котором сопряжена с получением прибыли, то есть с экономической деятельность, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по сохранению почв и их плодородия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу указанных норм, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина С.Ф. вне зависимости от вида осуществляемой ей предпринимательской деятельности обязана выполнять на принадлежащих ей земельных участках требования, предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользования, следовательно, она привлечена к административной ответственности не как субъект предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник правоотношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, допустивший нарушение законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований полагать, что постановлением Управления от 16.06.2015 N 3-08/07-012 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина С.Ф. привлечена к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно прекратил производство по настоящему делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Таким образом, нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении определения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем у апелляционного суда не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гафиятулина С.Ф. и отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 сентября 2015 года по делу N А26-5973/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гафиятулиной Светланы Федоровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5973/2015
Истец: ИП Гафиятулина Светлана Федоровна
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-894/16
17.02.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-894/16
02.12.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27267/15
08.09.2015 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5973/15