город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2015 г. |
дело N А53-17633/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 09.06.2014, сроком действия два года - Крюкова Е.В., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовагролизинг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 по делу N А53-17633/2015, принятое судьей Бондарчук Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовагролизинг"
к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ростовагролизинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) от 23.06.2015 N 23-15/60 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что административным органом не учтены смягчающие ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, не обосновано назначение наказание в размере санкции, превышающей минимальную, не учтен факт устранения выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалы дела подтверждают наличие события и состава вменяемого обществу правонарушения.
Общество с ограниченной ответственностью "Ростовагролизинг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Выводы суда о дополнительно установленных отягчающих обстоятельствах не соответствуют действительности. Обществом устранены все выявленные нарушения, о чем административный орган был уведомлен до вынесения постановления. При вынесении решения суд не учел обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях.
В отзыве на апелляционную жалобу управление указывает, что при вынесении постановления должностным лицом были учтены смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить. Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения ООО "Ростовагролизинг" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При проведении проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Ростовагролизинг" зарегистрировано в ИФНС России по Кировскому району г. Ростова-на-Дону 02.06.2005. В проверяемом периоде общество оказывало деятельность по предоставлению финансового лизинга.
В ходе проведения проверки установлен факт неисполнения ООО "Ростовагролизинг" законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Так, в ходе проверки установлено, что заявителем не проводится идентификация клиентов общества на предмет их причастности к экстремистской деятельности; нарушены сроки прохождения повышения уровня знаний директором ООО "Ростовагролизинг" Господаревым Н.В.; не представлена информация по операциям, подлежащим обязательному контролю (договоры финансовой субаренды от 27.05.2014 N 14/2177-01, от 30.05.2014 N 14/2116-01, от 23.06.2014 N 14/1942-01, от 22.07.2014 N 14/2190-01, от 31.07.2014 N 14/2153-01, от 01.09.2014 N 2191.
Установив указанные обстоятельства, 05.06.2015 должностным лицом управления в отношении общества, в присутствии законного представителя общества, был составлен протокол об административном правонарушении N 23-15/60 по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 23.06.2015 заместителем руководителя Управления в присутствии представителя общества, было вынесено постановление N 23-15/60, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 указанной статьи, влекут ответственность, установленную частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства, в том числе по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, лизинговые компании.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 667 от 30.06.2012 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и утверждаются руководителем организации.
В пункте 10 статьи 7 Закона N 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ порядке сведений об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
Вместе с тем, с 01.02.2013 доступ организаций поднадзорных Росфинмониторингу к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется исключительно с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу по адресу https://portal.fedsfin.ru/, о чем общество было информировано информационным письмом Росфинмониторинга от 17.01.2013 N 24, размещенным в открытом доступе в интернете на официальном сайте Росфинмониторинга - www.fedsfm.ru, а также в открытых информационно-справочных системах.
В ходе проведения проверки административным органом было установлено, что ООО "Ростовагролизинг" в период времени с 30.05.2013 по 19.05.2015 к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму не обращалось, следовательно, клиенты ООО "Ростовагролизинг" в вышеуказанный период не сверялись с актуальной версией Перечня, что свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля.
Кроме того, в соответствии, с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, предусмотренные статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям", информация в Росфинмониторинг представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.
В ходе проверки финансово-хозяйственных документов Управлением установлены операции, совершенные обществом которые подлежали обязательному контролю, сведения по которым в распоряжение Росфинмониторинг обществом не были представлены, а именно:
- договор финансовой субаренды (сублизинга) от 27.05.2014 N 14/2177-01, акт приема-передачи к договору финансовой субаренды (сублизинга) от 27.05.2014 N 14/2177-01, сумма договора составляет 3 304 904,6 (три миллиона триста четыре тысячи девятьсот четыре рубля 60 копеек);
- договор финансовой субаренды (сублизинга) от 30.05.2014 N 14/2116-01, акт приема-передачи к договору финансовой субаренды (сублизинга) от 30.05.2014 N 14/2116- 01, сумма договора составляет 634 383,90 (шестьсот тридцать четыре тысячи триста восемьдесят три рубля 90 копеек);
- договор финансовой субаренды (сублизинга) от 23.06.2014 N 14/1942-01, акт приема-передачи к договору финансовой субаренды (сублизинга) от 23.06.2015 N 14/1942- 01, сумма договора составляет 6 609 809,20 (шесть миллионов шестьсот девять тысяч восемьсот девять рублей);
- договор финансовой субаренды (сублизинга) от 22.07.2014 N 14/2190-01, акт приема-передачи к договору финансовой субаренды (сублизинга) от 22.07.2015 N 14/2190- 01, сумма договора составляет 2 273,855,00 (два миллиона двести семьдесят три тысячи восемьсот пятьдесят пять рублей 00 копеек);
- договор финансовой субаренды (сублизинга) от 31.07.2014 N 14/2153-01, акт приема-передачи к договору финансовой субаренды (сублизинга) от 31.07.2014 N 14/2153-01, сумма, договора составляет 732 874,80 (семьсот тридцать две тысячи восемьсот семьдесят четыре рубля 80 копеек);
- договор финансовой субаренды (сублизинга) от 01.09.2014 N 2191, акт приема-передачи к договору финансовой субаренды (сублизинга) от 01.09.2014 N 2191, сумма договора составляет 8 088 841,00 (восемь миллионов восемьдесят восемь тысячи восемьсот сорок один рубль).
Информация по указанным операциям сотрудниками общества не выявлена, документально, в соответствии с требованиями Правил внутреннего контроля, не зафиксирована, и как следствие не направлена в уполномоченный орган. Указанные факты свидетельствуют о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма обязаны принимать ряд мер, а именно:
- утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (пункт 2 Положения);
- разработать программу обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (пункт 14 раздела 3 Положения);
- организовать проведение (прохождение) инструктажей сотрудников в соответствии с указанным Приказом;
- проводить учет прохождения сотрудниками организации обучения.
Пунктом 12 Положения об обучении установлено, что повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации (филиала), а также руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения - либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний должно, подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающим участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.
Согласно материалам дела, генеральным директором общества Господаревым Н.В. целевой инструктаж пройден 01.03.2012, что подтверждается копией свидетельства N СO-024744, таким образом, повышение уровня знаний Господарев Н.В. должен был пройти в срок до 01.03.2015.
В нарушение изложенного, генеральным директором общества повышение уровня в установленные сроки не пройдено, что свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля.
Выявленные административным органом правонарушения образуют состав административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы о несоблюдении управлением правил назначения наказания апелляционная коллегия признает обоснованным.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Обжалуемым постановлением на заявителя наложен штраф в размере 250 000 рублей, при этом в его тексте управление указало, что отягчающих ответственность обстоятельств не установлено.
Оставляя постановление без изменения, суд первой инстанции указал, что в качестве отягчающих обстоятельств он также квалифицирует следующие:
- выявленные нарушения на момент рассмотрения дела со стороны общества устранены не были и суду не были представлены доказательства свидетельствующие об этом;
- нарушение носит системный характер (нарушение имели место с мая по сентябрь 2014);
- из представленных обществом в распоряжение суда документов не следует выводу о том, что со стороны общества имеется должное раскаяние.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, и от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-О отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Указанный перечень является закрытым.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Часть 1 статьи 4.3 КоАП РФ не предусматривает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, "массовость правонарушения", отсутствие доказательств устранения последствий, отсутствие раскаяния со стороны привлекаемого к административной ответственности лица. Более того, общество устранило выявленные нарушения, о чем уведомило административный орган (т. 3 л.д. 94). Общество указало, что Господарев Н.В, прошел обучение, приложило свидетельство ЦИ N СО-552712, распечатку посещений личного кабинета для целей ознакомления с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, направило в управление 17.06.2015 и 18.06.2015 сведения по заключенным сделкам. Устранение выявленных нарушений констатировал в оспариваемом постановлении административный орган. Таким образом, выводы суда в указанной части материалам дела не соответствуют.
Перечень отягчающих вину обстоятельств является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно части 3 статьи 4.3 КоАП РФ Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Следовательно, перечень отягчающих ответственность обстоятельств, перечисленный в статье 4.3 КоАП РФ, может быть дополнен законодателем путем указания конкретного отягчающего обстоятельства в особенной части КоАП РФ.
В настоящем случае заявитель привлечен по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, которая в качестве дополнительного обстоятельства включает квалифицирующий признак - действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Указанное обстоятельство учтено административным органом при квалификации правонарушения по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Административным органом не представлены доказательства наличия иных отягчающих обстоятельств в совершенном правонарушении.
В связи с этим суд приходит к выводу о необоснованности и незаконности оспариваемого постановления в части наложения штрафа, превышающего указанный нижний предел санкции (двести тысяч рублей).
Следовательно, обжалуемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене в указанной части, а решение суда первой инстанции - изменению, как основанное на неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 по делу N А53-17633/2015 изменить. Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу от 23.06.2015 N 23-15/60 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях в части штрафа, превышающего 200 00 (Двести тысяч) рублей. В оставшейся части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17633/2015
Истец: ООО "РОСТОВАГРОЛИЗИНГ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО