г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А56-39139/2014/тр |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Глазкова Е.Г., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Афашаговой В.Ю.
при участии:
ФНС - пр. Диков Ю.С., дов. от 13.07.2015
ФГУ - пр. Куликов А.А., дов. от 19.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18497/2015) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу
на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2015 по делу N А56-39139/2014/тр.6 (судья Даценко А.С.), принятое
по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу
к должнику Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт им. С.И.Вавилова"
о включении требования в реестр требований кредиторов должника
установил:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2014 по делу N А56-39139/2014/тр.6 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова" (далее - ФГУП "ГОИ имени С.И. Вавилова", должник, Предприятие) введена процедура наблюдения. Сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 27.09.2014 N 175. Конкурсным управляющим утвержден Варыгин Алексей Анатольевич.
В рамках процедуры наблюдения, 13.11.2014, Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - заявитель, МИФНС N 16, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 1235102123,12 руб., из которой основной долг 179567048,24 руб., проценты 42553937,75 руб., комиссии по соглашению 973953,87 руб., "страховая" комиссия в пользу Минфина России - 14758150,21 руб., неустойка (штрафные санкции) - 123370534,97 руб., пени за несвоевременный возврат средств - 873878498,08 руб.
В обоснование заявления уполномоченный орган сослался на осуществление перерасчета задолженности перед федеральным бюджетом, произведенного Внешэкономбанком в рубли по курсу на 16.09.2014 (1 доллар США - 37,9861 руб.) в части основного долга, процентов, комиссии, "страховой" комиссии в пользу Минфина России, неустойки (штрафные санкции) по Кредитному соглашению между Минфином России, Внешэкономбанком и ФГУП "ГОИ им. С.И. Вавилова", на основании которого было заключено долговое обязательство от 31.01.1995 N 42-1-2-2, а также пени за несвоевременный возврат средств за период с 19.05.2005 по 16.09.2014.
При рассмотрении требования его размер уточнялся заявителем. Согласно уточненному требованию от 19.03.2015 на л.д.99-107 т.1, заявитель просил признать обоснованными и включить в реестр требований кредиторов следующие требования:
- задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 137338,83 руб., в том числе 95505,43 руб. основного долга и 41833,40 руб. пени (возникла в связи с представлением корректировочной формы РСВ-1 за полугодие 2014 года);
- задолженность по НДС на товары, реализуемые на территории РФ, в размере 112263,80 руб., из которых 71234,00 руб. долг, 41029,80 руб. пени, на основании налоговой декларации за 2-й квартал 2014 года;
- налог на имущество - 40774,88 руб., из которых 22856,00 руб. задолженность и 17918,88 руб. пени, начисленных на основании расчета по авансовым начислениям за 6 месяцев 2014 года);
- земельный налог в размере 326874,50 руб. (пени) за период с 26.06.2014 по 17.09.2014;
- ЕСН в части, подлежащей зачислению в ФСС РФ, в размере 638,99 руб. (пени) за период с 26.06.2014 по 17.09.2014;
- ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет в сумме 7185,36 (пени) за период с 26.06.2014 по 17.09.2014;
- транспортный налог в сумме 259,42 (пени) за период с 26.06.2014 по 17.09.2014;
- ЕСН, подлежащий зачислению в Федеральный фонд медицинского страхования, 351,01 руб. (пени)за период с 26.06.2014 по 17.09.2014;
- 2146107978,70 руб. задолженность перед Внешэкономбанком на 20.01.2015 (дата введения внешнего управления), в том числе 409851329,53 руб.основного долга, 315404285,55 руб. процентов, 7218820,10 руб. комиссии, 109385501,56 руб. "страховой" комиссии" в пользу Минфина России, 1304248041,96 руб. неустойки. Основанием задолженности явился перерасчет задолженности в рубли по курсу ЦБ РФ на 20.01.2015, из расчета 1 доллар США = 64,9732 руб.;
- исполнительский сбор в размере 74468975,09 руб., из которых 64745349,37 руб. исполнительский сбор, начисленный в рамках исполнительного производства от 01.11.2007 N 136/07/36/47, возбужденного на основании исполнительного листа от 17.06.2005, и 9993625,72 руб. исполнительский сбор, начисленный в рамках исполнительного производства от 09.07.2007 N 108/07/36/47, возбужденного на основании исполнительного листа от 01.06.2007 N 474518.
Всего уполномоченный орган просил включить в реестр требований кредиторов требования на сумму 2221202640,58 руб., из которых 410040924,96 руб. основной долг, 436091,36 руб. пени, 74468975,09 руб. штрафы, 315404285,45 руб. проценты, 7218820,10 руб. комиссия по соглашению, 1093855013,56 руб. "страховая" комиссия в пользу Минфина России и 1304248041,96 руб. неустойка.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2014 указано на рассмотрение требования, в связи с пропуском срока, установленного статьей 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве), в процедуре, следующей за процедурой наблюдения, по правилам, установленным для соответствующей процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, резолютивная часть которого объявлена 20.01.2015, в отношении должника введена процедура внешнего управления (определение от 30.01.2015).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного управления. Конкурсным управляющим утвержден Варыгин Алексей Анатольевич.
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2015 заявление удовлетворено частично, требование признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов в сумме 142766081,68 руб. пени за несвоевременный возврат бюджетных средств. В остальной части в удовлетворении заявления кредитора отказано. Суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для перерасчета задолженности, так как она уже была ранее включена в реестр требований кредиторов.
На определение суда Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу подана апелляционная жалоба, в которой уполномоченный орган просил отменить определение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, признав обоснованным и включив в реестр требований кредиторов сумму требований в размере 2078436558,90 руб. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что размер задолженности ФГУП "ВНЦ "ГОИ им. С.И. Вавилова" по Долговому обязательству был установлен судом на дату вынесения постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.5005, но не был рассчитан на дату введения процедуры наблюдения 18.09.2014. Требование уполномоченного органа фактически не рассмотрено судом. Требование по долговому обязательству подлежит включению в реестр требований кредиторов с учетом увеличения курса доллара США к рублю. Иные, заявленные ФНС России требования, также неправомерно не учтены судом первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу уполномоченного органа, конкурсный управляющий просил отменить определение суда первой инстанции в части отказа в признании обоснованным и включении в реестр требований кредиторов требования по уплате задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, НДС, налога на имущество организацией, земельного налога, пени по ЕСН, транспортного налога. В остальной части конкурсный управляющий просил оставить без изменения определение суда первой инстанции. В обоснование своей позиции конкурсный управляющий сослался на то, что состав и размер денежных обязательств, определенных в валюте, подлежит определению по курсу на дату введения процедуры, следующей за наступлением срока исполнения соответствующего обязательства. Раз установленные требования не подлежат изменению. Постановлением Федерального арбитражного Суда Северо-Западного округа от 19.05.2005 по делу N А56-33852/03 обязательство установлено в рублях. Оснований для индексации сумм не имеется. Исполнительский сбор начислен необоснованно, так как в течение длительного периода времени судебными приставами-исполнителями не исполнены требования судебного акта. В части начисления недоимки и пени по налогам и страховым взносам, конкурсный управляющий возражений не имеет.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлено нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, влекущее безусловную отмену судебного акта, определением от 21.09.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции проведена сверка расчетов, по результатам которой в материалы дела представлен расчет заявленных требований и акт сверки.
Согласно расчету, ФНС России заявлено ко включению в реестр требований кредиторов:
- 1235102123,12 руб. задолженности перед Министерством финансов по состоянию на 16.09.2014, возникшей в результате перерасчета задолженности 33757086,00 руб. долларов США в рубли по курсу ЦБ РФ на 16.09.2014, в том числе 179567048,24 руб. основной задолженности, 42553937,75 руб. процентов, 973953,87 руб. пени, 14758150,21 руб. "страховая" комиссия, 873878498,08 руб. пени за несвоевременный возврат, 123370534,97 руб. неустойка (штрафные санкции);
- 94090,00 руб. недоимки по налогам и 394257,96 руб. пени (22856,00 руб. недоимка и 17918,88 руб. пени по налогу на имущество, 326874,50 руб. пени по земельному налогу, 638,99 руб. пени по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ), 7185,36 руб. пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, 259,42 руб. пени по транспортному налогу, 351,01 руб. пени по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, 71234,00 руб. недоимка по НДС, 41029,80 руб. пени по НДС);
- 74468975,09 руб. исполнительного сбора (64475349,37 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного листа от 17.06.2005 N АС360927 по делу N А56-33852/2003 и 9993625,72 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного листа от 01.06.2007 N АС N 474518 по делу N А56-40539/2006;
- 95505,43 руб. задолженность по обязательным взносам в Пенсионный Фонд РФ и 41833,40 руб. пени по обязательным взносам в ПФ РФ (4,11 руб. пени, начисленные на задолженность по уплате страховых взносов за 2009 год, 77532,08 руб. недоимка (страховая часть пени) и 31457,01 руб. пени, начисленных на основании формы РСВ-1 за полугодие 2014N 17973,35 руб. недоимка по уплате страховых взносов на ОМС в ФФОМС и 5361,80 руб. пени, начисленных на основании формы РСВ-1 за полугодие 2014, 3772,30 руб. пени на накопительную часть трудовой пенсии и 1238,18 руб. пени на страховые взносы на ОМС в ТФОМС);
- 2146107978,70 руб. задолженности перед Министерством финансово по состоянию на 20.01.2015, возникшей в связи с перерасчетом задолженности в рубли по курсу ЦБ РФ на 20.01.2015 (в том числе 409581329,53 руб. основной задолженности, 315404285,55 руб. процентов, 7218820,10 руб. комиссии по соглашению, 109385501,56 руб. "страховой" комиссии, 430369543,88 руб. штрафной неустойки, 873878498,08 руб. пени)
Конкурсный управляющий согласился с обоснованностью заявленных требований в части 94090,00 руб. недоимки и 394257,96 руб. пени по налогу и 95505,43 руб. недоимки и 41833,40 руб. пени по взносам во внебюджетные фонды.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ФНС России поддержал заявленные требования. Представитель Территориального управления Росимущества оставил рассмотрение заявления на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле о несостоятельности, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителей лиц, обеспечивших явку в судебное заседание и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, обеспечивших явку в судебное заседание, оценив доводы заявления и представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела Государственным оптическим институтом им. С.И. Вавилова (Плательщик) было выдано Долговое обязательство N 42-1-2-2 от 31.01.1995, расчеты по которому подлежали осуществлению через Банк внешнеэкономической деятельности СССР ("Внешэкономбанк"), а получателем денежных средств являлось Министерство Финансов РФ.
Предметом Долгового обязательства является задолженность плательщика по уплате в пользу Правительства сумм, выплаченных или подлежащих выплате за счет федерального бюджета РФ в пользу кредитора по кредитному соглашению от 28.09.1994 между Мидлэнд банком ПЛС, США, и Агентом (Внешэкономбак) (Соглашение) в той части, в которой платежи Кредитору производятся в связи с предоставлением последним средств для оплаты контракта N 643/01860354/44381-28 в объеме 85% полной стоимости контракта, что составляет 22245861,00 долларов США между ВО "Технопромимпорт" и фирмой "Сан Коутингс ИНК." и полной стоимости комиссии Эксимбанка, США, за предоставление гарантии, что составляет 1688460,85 долларов США. Общая сумма финансирования - 23934321,85 долларов США. Аванс в размере 15% стоимости контракта, что составляет 3925741 долларов США и оплачивается поставщиком плательщику наличными. Впоследствии, сумма кредитования исправлена в Долговом обязательстве от руки, и составила 23622880,00 долларов США.
По условиям пункта 2.1 Долгового обязательства, платежи должны были осуществляться Плательщиком в валюте, в которой выражены и учитываются соответствующие платежные обязательства Плательщика; в другой свободно конвертируемой валюте по курсу на фактическую дату платежа, определяемому методом "кросс-курса" с использованием на эту дату Центральным Банком Российской Федерации рыночных курсов рубля к валюте, в которой выражены соответствующие обязательства Плательщика, и к валюте фактически используемой Плательщиком для выполнения этих платежных обязательств; в национальной валюте Российской Федерации по ее рыночному курсу к валюте, в которой выражены соответствующие обязательства Плательщика, котируемому Центральным Банком Российской Федерации на дату платежа.
Погашение платежей предусмотрено пунктом 2.2 Долгового обязательства на один календарный месяц раньше сроков, предусмотренных Соглашением, в соответствии со следующим графиком:
- основной долг, проценты и комиссии по Соглашению - в соответствии с приложением N 1 к Долговому обязательству (пункт 2.3.1 Долгового обязательства);
- расходы Агента, связанные с исполнением Долгового обязательства - в фактической сумме этих расходов непосредственно по предъявлении Агентом соответствующих требований Плательщику (пункт 2.3 2 Долгового обязательства);
- "Страховая" комиссия, начисляемая Агентом ежеквартально, в пользу Минфина на непогашенную задолженность по Долговому обязательству по ставке 2% годовых в сроки, оговоренные в пункте 2.3.1 Долгового обязательства (пункт 2.3.3 Долгового обязательства).
В силу пункта 2.7 Долгового обязательства в случае невыполнения плательщиком в полном объеме платежей, предусмотренных пунктами 2.3.1 и 2.3.3, задолженность будет считаться просроченной.
При этом, в случае наличия в межбанковском кредитном соглашении положения о начислении дополнительных процентов по просроченной задолженности, на эту задолженность будут начисляться в пользу Минфина проценты по процентной ставке, применяемой для просроченных платежей в валюте соглашения и котируемой на международном финансовом рынке на дату возникновения просроченной задолженности, а также 1% сверх указанной процентной ставки.
В случае отсутствия в межбанковском кредитном соглашении положения о начислении дополнительных процентов по проченной задолженности, на эту задолженность будут начисляться в пользу Минфина проценты по ставке 1% годовых дополнительно к "страховой" комиссии, начисляемой по ставке 2% годовых.
Операции по Долговому обязательству по условиям пункта 6.1 Долгового обязательства подлежали учету в долларах США.
Согласно приложенному к Долговому обязательству Расчету использования кредитных ресурсов, погашение основного долга и иные выплаты, предусмотренные Долговым обязательством, должны были быть произведены в срок до 30.01.2001 года.
Государственный оптический институтом им. С.И. Вавилова впоследствии реорганизован в Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова".
Как следует из представленного в материалы дела расчета, задолженность по состоянию на 16.09.2014 (дата объявления резолютивной части определения суда о введении в отношении должника процедуры наблюдения) составила:
- 20484257,34 доллара США основной задолженности (778117047,74 руб.);
- 4854375,12 доллара США по процентам (184398778,75 руб.);
- 111104,58 доллара США комиссия по соглашению (4220429,69 руб.);
- 1683548,01 доллара США "страховая" комиссия в пользу Минфина России (63951429,06 руб.);
- 662300,95 долларов США неустойка (штрафные санкции) (251612365,27 руб.);
- 873878498,08 руб. пени за несвоевременный возврат средств.
Сумма в рублях определена по курсу ЦБ РФ доллара США к рублю по состоянию на 16.09.2014 (1 доллар США = 37,9861 руб.).
Расчет задолженности по размеру соответствует условиям Долгового обязательства и не оспорен лицами, участвующими в деле.
Ранее Министерство Финансов обращалось за взысканием задолженности по Долговому соглашению с ФГУП "ВНЦ ГОИ им. С.И. Вавилова" в рамках арбитражного дела N А56-33852/03. Постановлением Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 19.05.2005 по указанному иску установлено, что на 04.04.2003 Министерством Финансов перечислено по Соглашению: 20484257,34 доллара США основного долга, 4854375,12 долларов США процентов, 111104,58 долларов США комиссии, 4388837,45 долларов США штрафных процентов и 1683548,01 долларов США "страховой комиссии". Задолженность взыскана кассационным судом в рублях, что составило 598549999,50 руб. основного долга, 141844481,00 руб. процентов, 3246485,82 руб. комиссии по соглашению, 128241830,30 руб. штрафных процентов и 49193272,85 руб. страховой комиссии, всего 921076419,47 руб. На исполнение указанного судебного акта 17.06.2005 выдан исполнительный лист N 360927. Задолженность не погашена.
Впоследствии, Министерство Финансов обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Предприятию о взыскании пени за несвоевременный возврат бюджетных средств. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2007 по делу N А56-40539/2006 установлено, что на сумму денежных средств, взысканных постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2005 по делу N А56-33825/03, подлежат начислению проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Сумма процентов, определенная судом, составила 142766081,68 руб. На исполнение решения суда выдан исполнительный лист N 474518, который также не был исполнен.
В связи с допущенной Предприятием просрочкой в исполнении указанного выше обязательства, Федеральная налоговая служба РФ в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу обратилась с заявлением о признании ФГУП "ВНЦ "ГОИ им. С.И. Вавилова" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2014 по делу N А56-39139/2014 признаны обоснованными требования кредитора, в том числе, в части, вытекающей из Долгового обязательства - установленные постановлением Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 19.05.2005 по делу N А56-33852/03, всего 921076419,47 руб. Соответствующая сумма включена в реестр требований кредиторов.
Между тем, согласно положениям статьи 4 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей на момент введения в отношении должника процедуры наблюдения и процедуры внешнего управления, в которой подлежали рассмотрению заявленные требования в силу пункта 7 статьи 71 Закона о банкротстве, состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Положениями Закона о банкротстве не исключается право заявителя по делу о несостоятельности на последующее предъявление требований в рамках дела о несостоятельности в порядке статей 71, 100, 142 Закона о банкротстве, с учетом того, что в силу специальных требований, предъявляемых к заявлению кредитора (уполномоченного органа) в части подтверждения указанной в нем задолженности, у кредитора в данном случае отсутствует объективная возможность требования о признании обоснованной и включении в реестр требований кредиторов всей суммы неисполненных обязательств. При заявлении кредитора размер требования ограничен суммами, подтвержденными вступившим в законную силу решением суда.
При таких обстоятельствах, последующее обращение ФНС России с рассматриваемым требованиям в рамках возбужденной по ее заявлению процедуры несостоятельности не может быть квалифицировано как повторное заявление кредитора о включении требований в реестр требований кредитора и подлежит рассмотрению, в том числе, и в части оснований, по которым требования к должнику также указывались в заявлении о признании его несостоятельным (банкротом).
С учетом положений статьи 4 Закона о банкротстве в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, принимая во внимание, что обязательства возникли до принятия заявления о признании должника несостоятельным, и срок их исполнения также наступил до этой даты, а требования заявлены до принятия в отношении должника решения о признании его несостоятельным (банкротом), требования подлежат установлению по состоянию на дату введения процедуры наблюдения как процедуры, следующей за наступлением срока исполнения обязательства.
Спорное обязательство выражено в валюте - в долларах США, с соблюдением условий статьи 317 ГК РФ. Установление судом денежного обязательства в рублях на определенную дату не изменяет его условий, таких выводов в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2005 по делу N А56-33852/03 не содержится, следовательно, обязательство подлежит исполнению исходя из того обстоятельства, что его размер определяется не в рублях, а в иной валюте.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пунктах 4,10,11,12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 04.11.2002 N 70 "О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации", при взыскании денежных средств по обязательству, выраженному в валюте, пересчет указанной суммы в рубли, в том числе в случае ее взыскания в судебном порядке, и указания в резолютивной части суммы в рублях по курсу, на дату вынесения решения, определяется исходя из условий соответствующего обязательства. В данном случае, как указано выше, исполнение денежного обязательства в рублях предусмотрено по курсу на дату фактического платежа, и определение суммы в рублях при ее взыскании в 2005 году, не исключает права кредитора требовать ее оплаты по текущему курсу, а, в данном случае, согласно правилам определения курса обязательств, выраженных в валюте, для целей их предъявления и учета в рамках дела о несостоятельности.
Следовательно, для целей включения требований в реестр требований кредиторов, размер денежного обязательства, согласно статье 4 Закона о банкротстве и указанным выше обстоятельствам, вытекающий из Долгового соглашения, должен быть определен в рублях по курсу рубля по отношению к доллару, установленному ЦБ РФ по состоянию на дату введения процедуры наблюдения, как процедуры, следующей за наступлением срока исполнения обязательства.
Таким образом, размер неисполненного обязательства по Долговому соглашению в рублях составляет:
- основная задолженность 778117047,74 руб.;
- проценты 184398778,75 руб.;
- комиссия по соглашению 4220429,69 руб.;
- "страховая" комиссия в пользу Минфина России 63951429,06 руб.;
- неустойка (штрафные санкции) 25161235,27 руб. (с учетом начисленной неустойки за период с 18.02.2003 по 19.05.2005 в сумме 2374254,89 долларов США, которая не вошла в состав требований, заявленных в рамках арбитражного дела N А56-33852/03.
С учетом сумм, ранее включенных в реестр требований кредиторов, признанию обоснованным и включению в реестр требований кредиторов в рамках данного спора подлежат суммы:
- основная задолженность 179567048,24 руб.;
- проценты 42553937,75 руб.;
- комиссия по соглашению 973953,87 руб.;
- "страховая" комиссия в пользу Минфина России 14758150,21 руб.;
- неустойка (штрафные санкции) 123370534,97 руб.
Положениями статей 290, 291 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент нарушения должником обязательств перед Минфином РФ, была установлена ответственность за несвоевременный возврат или невозврат бюджетных средств, а также нарушение обязанности по внесению платы за пользование бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Основания для применения указанной суммы ответственности на сумму невозвращенных бюджетных средств в размере 792834589,17 руб. установлены указанным выше вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2007 по делу N А56-40539/2006. Размер процентов по состоянию на 25.07.2006, установленный судом, составил 142763081,69 руб. С учетом процентов, начисленных за период с 26.07.2006 по 16.09.2014, размер указанных процентов на дату введения процедуры наблюдения составляет 873878498,08 руб.
Заявленные в рамках рассматриваемого обособленного заявления требования в части взыскания штрафных процентов в связи с нарушением обязанности по возврату бюджетных денежных средств при обращении уполномоченного органа в суд с заявлением о несостоятельности не предъявлялись.
В то же время, обоснованность данных требований подтверждена вступившим в законную силу судебным актом в порядке статьи 16 АПК РФ, статьи 16 Закона о банкротстве, расчетом процентов за период, после периода, за который проценты взысканы в судебном порядке.
Таким образом, с учетом положений статьи 4 Закона о несостоятельности, указанные проценты, начисленные на момент введения процедуры наблюдения в сумме 873878498,08 руб., также подлежат признанию обоснованными.
Установление требований на момент введения процедуры наблюдения соответствует и разъяснениям пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", согласно которым в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.
По смыслу приведенных выше положений, после введения первой процедуры по делу о несостоятельности, размер обязательства изменению не подлежит. До указанной даты, формирование размера обязательства осуществляется в общем порядке, определенном гражданским законодательством, в соответствии с условиями обязательства.
Учитывая изложенное, сумма в рублях, на которую увеличились заявленные требования после введения в отношении должника процедуры наблюдения, в связи с увеличением курса рубля по отношению к доллару США, не может быть признана обоснованной и подлежащей включению в реестр требований кредиторов. Размер заявленных требований из Долгового соглашения должен быть определен на дату введения процедуры наблюдения. В остальной части заявления кредитора о включении в реестр требований кредитов задолженности из Долгового обязательства, следует отказать.
В обоснование требований о включении в реестр требований кредитора исполнительского сбора в общей сумме 74468975,09 руб., рассчитанного в связи с неисполнение указанных выше судебных актов, в материалы дела заявителем представлены постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств от 24.12.2013, принятое в рамках исполнительного производства от 01.11.2007 N 136/07/36/47 (64475349,37 руб.) и постановление судебного пристава - исполнителя от 24.12.2013, принятое в рамках исполнительного производства от 09.07.2007 N 108/07/36/47 (9993625,72 руб.).
В силу положений статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
При этом, исходя из положений статьи 110 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор причитается к перечислению в бюджет, после погашения взыскиваемой задолженности.
Так как исполнительский сбор представляет собой ответственность, для ее применения необходимо подтвердить основания возникновения такой ответственности, в том числе, факт уклонения должника от исполнения судебных актов.
Между тем, из материалов дела не следует, что Предприятие уклонялось от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных листах. В материалах дела доказательства предъявления исполнительных листов должнику для добровольного исполнения отсутствуют. Исполнительный сбор начислен спустя шесть лет после даты возбуждения исполнительных производств, за пределами сроков совершения исполнительных действий, предусмотренных статьей 21 Закона об исполнительном производстве.
При таких обстоятельствах, заявленные требования в части включения в реестр требований кредиторов суммы исполнительского сбора удовлетворению не подлежат. Данный вывод соответствует правовой позиции, признанной обоснованной определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.05.2011 N ВАС-6088/11 по делу N А35-6769/2010.
В части требований в размере 94090,00 руб. недоимки по налогам и пени в сумме 394257,96 руб., а также недоимки в сумме 95505,43 руб. и пени в сумме 41833,40 руб., подлежащих зачислению во внебюджетные фонды, требования не оспорены лицами, участвующими в деле о несостоятельности, и подлежат удовлетворению.
Из пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 60 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что, исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре.
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", заявленная задолженность по уплате налогов и взносов на обязательное страхование, не является текущей. В материалы дела представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, возможность принудительного взыскания которой в порядке, установленном налоговым законодательством, на момент ее предъявления налоговым органом не утрачена.
В частности, представлены декларация по НДС за 2-й квартал 2014, налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на прибыль за шесть месяцев 2014 года.
Наличие недоимки по уплате взносов на обязательное страхование подтверждено расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2014 года. На уплату недоимки выставлены Требования от 04.09.2014 N 08800140514628-1, от 28.10.2014 N 088001405845623.
Обоснованность заявленных требований в части пени подтверждена соответствующими расчетами.
Задолженность по уплате страховых взносов и пени отражена в Уведомлении о наличии задолженности от 13.03.2015, направленном Управлением Пенсионного фонда РФ в адрес Межрайонной ИФНС N 16 по Санкт-Петербургу.
При таких обстоятельствах, заявленное требование в данной части следует признать обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
Учитывая изложенное, следует признать обоснованным заявленное требование в части 179567048,24 руб. основной задолженности, 42553937,75 руб. процентов, 973953,87 руб. комиссии, 14758150,21 руб. "страховой" комиссии, 873878498,08 руб. пени, 123370534,97 руб. неустойки по долговому обязательству, 94090,00 руб. недоимки и 394257,96 руб. пени по налогам, 95505,43 руб. недоимки и 41833,40 руб. пени по обязательным страховым взносам следует признать обоснованными и включить в реестр требований кредиторов, в третью очередь удовлетворения, с погашением сумм штрафных санкций после погашения требований по основанной задолженности и процентам.
В остальной части в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2015 по делу N А56-39139/201414/тр.6 отменить.
Признать обоснованным и включить в реестр требований кредиторов, в третью очередь удовлетворения, требование ФНС России в сумме:
- 179567048,24 руб. основной задолженности, 42553937,75 руб. процентов, 973953,87 руб. комиссии, 14758150,21 руб. "страховой" комиссии, 873878498,08 руб. пени, 123370534,97 руб. неустойки по долговому обязательству от 31.01.1995 N 42-1-2-2;
- 94090,00 руб. недоимки по налогам, 394257,96 руб. пени.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Учесть суммы штрафных санкций в третьей очереди реестра требований кредиторов с их погашением после погашения сумм основной задолженности и процентов по основному обязательству.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39139/2014
Должник: ФГУП "Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт им. С. И.Вавилова"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N16 по Санкт-Петербургу, Федеральная налоговая служба России, Федеральная налоговая служба России N 16
Третье лицо: Внешэкономбанк, Министерство образования и науки РФ, НП "Межрегиональная саморегулируемая организация професссиональных арбитражных управляющих", .к/у Варыгин А. А., .к/у Варыгин Алексей Анатольевич, Борисова Елена Станиславовна, В/У Варыгин Алексей Анатольевич, ОАО "КОМПОЗИТ", ОАО "Петербургская сбытовая компания", ПАО "Красногорский завод им. С. А. Зверева", Рыковсий Петр Николаевич, Территориальное Управление Росимущества в Санкт-Петербурге, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17098/2024
13.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12653/2024
26.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13606/2023
18.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10891/2023
24.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22058/2022
24.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28429/2022
27.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8128/2022
27.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8853/2022
25.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6228/2022
25.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1452/2022
24.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43017/2021
09.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15250/17
10.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16906/2021
26.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15792/18
17.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16210/18
25.04.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7531/18
23.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15250/17
24.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22573/17
19.08.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15608/16
23.12.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18497/15
04.12.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18497/15
18.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-39139/14