Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф05-20909/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А40-141282/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Институт восстановительной медицины"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2015 по делу N А40-141282/2015, принятое судьей Кастальской М.Н. (153-1035)
по заявлению: Автономной некоммерческой организации "Институт восстановительной медицины"
к Департаменту образования города Москвы
о признании недействительным приказа,
при участии:
от заявителя: |
Гуменюк А.В. по доверенности от 07.09.2015; |
от заинтересованного лица: |
Володина А.И. по доверенности от 07.07.2013; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований Автономной некоммерческой организации "Институт восстановительной медицины" (далее - АНО "ИВМ", Институт, заявитель) о признании недействительным приказа Департамента образования города Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 15.12.2014 N 1705л о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, отказано.
АНО "ИВМ" не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение незаконно, необоснованно и подлежит отмене.
Просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указал, что при вынесении оспариваемого приказа от 15.12.2014 Департамент нарушил порядок приостановления лицензий на осуществление образовательной деятельности, установленный законом, действовавшим на тот момент издания оспариваемого ненормативного акта и судом первой инстанции данное нарушение учтено не было.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департаментом образования города Москвы 02.08.2012 АНО "ИВМ" была выдана лицензия регистрационный N 032371 на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении(ях) к указанной лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников сроком - бессрочно.
В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2014 год, разработанным в установленном порядке и утвержденным Департаментом образования города Москвы и Прокуратурой города Москвы, 15.04.2014 с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Департаментом проведена плановая выездная проверка в отношении АНО "ИВМ", в ходе проведения которой выявлены многочисленные нарушения лицензионных требований и условий, и выдано Предписание об устранении выявленных нарушений N 2014-79/ПВ-Л со сроком устранения до 18.07.2014 (не оспаривалось), а также составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ от 15.04.2014 N2014-79/ПВ-Л (не оспаривался) и направлен на рассмотрение в Тверской районный суд города Москвы.
02.06.2014 Тверским районным судом города Москвы вынесено решение о признании юридического лица АНО "ИВМ" виновным в совершении правонарушения и назначен административный штраф в размере 100 тыс. руб. (решение в установленном законом порядке не оспаривалось).
18.09.2014 ответчиком проведены контрольные (надзорные) мероприятия с целью исполнения предписания от 15.04.2014, в ходе которых установлено, что юридическим лицом АНО "ИВМ" представлен отчет об исполнении предписания, в ходе рассмотрения которого установлено, что материалы, подтверждающие исполнение предписания по пп. N N 3, 5, 6, 9, не представлены/либо представлены частично, но не подтверждают исполнения предписания, составлен протокол об административном правонарушении от 19.09.2014 N2014-79/ПВ-Л-ИП (не оспаривался) по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка N 423 Тверского района города Москвы. По результатам рассмотрения протокола и материалов административного дела мировым судьей вынесено решение от 17.10.2014 о признании юридического лица АНО "ИВМ" виновным в совершении правонарушения и назначен административный штраф в размере 10 тыс. руб. (не оспаривалось).
На основании постановления мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 17.10.2014 и в соответствии со ст. 20 Федерального закона N99-ФЗ, ст. 93 Федерального закона N 273-ФЗ Департаментом образования города Москвы издан приказ от 15.12.2014 о приостановлении действия лицензии N 1705Л и составлено повторное предписание.
В связи с истечением срока приостановления действия лицензии АНО "ИВМ" и с целью контроля исполнения повторного предписания от 15.12.2014N 2014-79/ПВ-Л-ИП-ПОВТОРНОЕ Департаментом издано распоряжение от 08.07.2015 N 1586рп "О проведении внеплановой выездной проверки АНО "ИВМ" и 10, 13, 14 и 16 июля 2015 года с привлечением эксперта Департамента была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица.
В ходе проведения проверки установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, неисполнение предписания от 15.12.2014, а также осуществление образовательной деятельности в нарушение приказа Департамента от 15.12.2014 N 1705Л "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности".
По результатам проверки составлен акт, экспертное заключение, а также протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ от 14.07.2015 N 2015-2014-79/ВВ-Л-ИП Преображенским районным судом города Москвы вынесено решение о признании АНО "ИВМ" виновным в совершении правонарушения и назначен административный штраф в размере 150 тыс. руб. (решение в установленном законом порядке не оспаривалось).
16.07.2015 юридическое лицо АНО "ИВМ" представило в Департамент отчет об исполнении повторного предписания от 15.12.2014.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ Департаментом издано распоряжение от 13.08.2015 N 1805рп "О проведении внеплановой документарной проверки АНО "ИВМ" и 14.08.2015 проведена внеплановая документарная проверка отчета об исполнении вышеуказанного предписания, по результатам которой установлено, что повторное предписание АНО "ИВМ" от 15.12.2014 N2014-79/ПВ-Л-ИП-ПОВТОРНОЕ исполнено и снято с контроля Управления.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Федерального закона N 99-ФЗ и на основании проверки от 14.08.2015 N 2015-473/ВД-Л-ИП Департаментом издан приказ от 17.08.2015 N 807Л "О возобновлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности АНО "ИВМ".
Отказывая в удовлетворении заявленных АНО "ИВМ" требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый приказ не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" определено, что лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N294-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным закона N99-ФЗ и статьей 93 Федерального закона N273-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона 94-ФЗ, пунктами 6-8 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, допустившему такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения с указанием сроков их устранения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Юридическое лицо, в отношении которого была проведена проверка, представляет в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение. В случае неисполнения указанного предписания (в том числе, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания), орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае вынесения судом решения о привлечении организации, должностных лиц органа или организации к административной ответственности неисполнение в установленный срок указанного в части 6 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения.
При выдаче повторного предписания организации, осуществляющей образовательную деятельность, орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания.
В соответствии с частью 8 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ в случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленные нарушения, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Согласно Положению о Департаменте образования города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП "Об утверждении положения о Департаменте образования города Москвы", действовавшему на момент спорных правоотношений, Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим полномочия по предметам ведения Российской Федерации и полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования, переданные в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области образования, лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации, подтверждением документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях (пункт 4.3 Положения).
В связи с этим, суд правильно установил, что оспариваемый приказ о от 15.12.2014 N 1705Л принят Департаментом образования города Москвы в рамках его компетенции.
Кроме того, в настоящий момент спорный вопрос об исполнении повторного предписания от 15 декабря 2014 года N 2014-79/ПВ-Л-ИП-ПОВТОРНОЕ решен, действие лицензии АНО "ИВМ" на осуществление образовательной деятельности возобновлено, приказ Департамента от 15.12.2014 N 1705Л утратил юридическую силу в связи с изданием приказа от 17.08.2015 N 807Л.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных АНО "ИВМ" требований.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 268, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2015 по делу N А40-141282/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141282/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2016 г. N Ф05-20909/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АНО "ИНСТИТУТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ"
Ответчик: Департамент образования г. Москвы