г. Москва |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А41-43514/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от ИП Бычкова Д.В. - Юрченко Р.С.; Тургалиев М.М., представители по доверенности от 01.06.2015,
от администрации городского поселения Подольск - Пригожин Е.М., представитель по доверенности от 13.01.2015,
от третьих лиц:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - Хакимова Э.Д., представитель по доверенности от 28.07.2015,
от ОАО "РЖД" - Плетнева О.Н., представитель по доверенности от 16.10.2015,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бычкова Д.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2015 по делу N А41-43514/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению индивидуального предпринимателя Бычкова Д.В. к администрации городского поселения Подольск об оспаривании отказа и обязании, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, открытое акционерное общество "РЖД", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бычков Денис Вадимович (далее - ИП Бычков Д.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Подольск Московской области (далее - администрация, Администрация г.о.Подольск, заинтересованное лицо) о признании отказа администрации городского округа Подольск, выраженного в письме за N 34Б-4152/24 от 01.09.2014 незаконным. Обязании администрацию городского округа Подольск заключить с гр-ном Бычковым Денисом Вадимовичем договор купли-продажи земельного участка общей площадью 923 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение торговых объектов, расположенного по адресу: Московская область, город Подольск, улица Вокзальная, д. 10В стоимостью 547508 рублей 83 копеек; Обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 923 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение торговых объектов, расположенного по адресу: Московская область, город Подольск, улица Вокзальная, д. 10В в следующих границах:
Обозначение характерных точек контура объектов на ситуативном плане |
Координаты Х |
Координаты У |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
433076,53 |
2191986,14 |
- |
10 |
433071,72 |
2192000,52 |
- |
11 |
433072,55 |
2192004,91 |
- |
12 |
433072,62 |
2192005,24 |
- |
13 |
433162,53 |
2192013,13 |
- |
14 |
433062,34 |
219012,93 |
- |
15 |
433046,12 |
2192008,19 |
- |
16 |
433047,27 |
2192004,32 |
- |
17 |
433043,40 |
2192003,22 |
- |
18 |
433044,28 |
2192000,32 |
- |
19 |
433036,59 |
2191998,28 |
- |
20 |
433046,72 |
2191976,17 |
- |
9 |
433076,53 |
2191986,14 |
- |
Обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести изменения в состав сведений описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:55:0000000:64.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области, ОАО "Российские железные дороги", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.09.2015 по делу N А41-43514/15 в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Бычкова Дениса Вадимовича отказано ввиду принадлежности земельного участка в силу закона Российской Федерации по причине его расположения в полосе отвода железных дорог (л.д. 120-122).
Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов ссылается на отсутствие в ЕГРП записи о правах Российской Федерации и иных лиц на земельный участок. Считает его относящимся к землям не разграниченной государственной собственности, полномочия по распоряжению которыми обладает администрация городского округа Подольск.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представители ИП Бычкова Д.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
Представители администрации, ОАО "РЖД", ТУ Росимущества в МО, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением об отступном от 25.03.2013 и решением собственника о разделе здания от 30.10.2014 ИП Бычков Д.В. является собственником двух нежилых помещений площадью 266,2 кв.м. и 261,1 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Вокзальная, д. 10В (свидетельства о госрегистрации права от 02.12.2014).
Ранее собственником помещений являлся ИП Дорохов К.В., который приобрел здание амбулатории по договору купли-продажи у ОАО "РЖД".
Нежилые помещения заявителя расположены в границах земельного участка с КН 50:55:0000000:64 площадью 1025028 кв. метров категории "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для транспортных целей". Данный участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании у Серпуховской дистанции пути Московско-Курского отделения Московской железной дороги (свидетельство от 31.03.1994, постановление Главы г. Подольска от 22.03.1994 N 572).
19.08.2014 заявитель обратился в Администрацию г. Подольска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка под принадлежащими ему помещениями, в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Письмом от 01.09.2014 администрация отказала в удовлетворении заявления, сославшись на то, что испрашиваемый участок находится в федеральной собственности (л.д. 23).
Между тем, в соответствии с письмом Росимущества по МО от 16.05.2014, права на указанный земельный участок не зарегистрированы, участок не состоит на государственном кадастровом учете (л.д. 24-26).
Согласно письму ОАО "РЖД" от 18.09.2014, права ОАО "РЖД" на участок также не зарегистрированы (л.д. 27).
В связи с этим заявитель полагает, что испрашиваемый им участок находится в неразграниченной государственной собственности, и полномочия по распоряжению им принадлежат органу местного самоуправления.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обжалования действий (бездействия) Администрации г. Подольска по решению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 2 АПК РФ, основной задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере.
Применяются нормы ЗК РФ, действовавшие до 01.03.2015, поскольку правоотношения возникли в 2014 году, когда состоялось обращение заявителя в администрацию.
Предоставление земельных участков под объектами недвижимости собственникам объектов недвижимости регулировалось положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу части 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Частью 5, частью 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) земли железнодорожного транспорта представляют собой земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Согласно абзацу 17 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ определяет полосу отвода железных дорог как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, порядок и условия пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 17-ФЗ предусмотрено, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела земельный участок под зданием, часть помещений в котором принадлежит заявителю, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Здание находится на земельном участке, который имеет площадь 1025028 кв. метров, и передан субъекту железнодорожного транспорта в 1994 году, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования землей N 3178.
Земельный участок с КН 50:55:0000000:64 представляет собой полосу отвода железных дорог, является собственностью Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на земли полосы отвода железных дорог закреплено в части 1 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 155-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", согласно которой, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта закон относил земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Следовательно, орган местного самоуправления не может распоряжаться спорным участком.
Кроме того, участок ограничен в обороте, поскольку представляет собой полосу отвода железной дороги, в силу части 3 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", постановления Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД".
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, ответ администрации является правомерным и соответствует требованиям закона.
В соответствии с пунктом 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264, в настоящее время пользование земельными участками полосы отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом с ОАО "РЖД".
Спорный земельный участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании, а как пояснили апелляционному суду представители лиц, участвующих в деле, в настоящее время передан ОАО "РЖД" по договору аренды.
Требования, на которых настаивает заявитель, о предоставлении ему части земельного участка с КН 50:55:0000000:64, фактически касаются распоряжения земельным участком, на которое заинтересованное лицо - Администрация г.п. Подольска не имеет права.
Апелляционным судом отклоняются ссылки заявителя на представленное им в материалы дела техническое заключение N 2297-Л/15 от 15.09.2015 по обоснованию площади земельного участка, необходимого для использования здания, поскольку из него также следует, что здание расположено в границах земельного участка с КН 50:55:0000000:64, который относится в силу положений абзаца 17 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ к полосе отвода железной дороги.
Таким образом, отказ администрации в ответ на заявление предпринимателя соответствуют требованиям действовавшего земельного законодательства, а требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии с части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ, выраженный в письме за N 34Б-4152/24 от 01.09.2014, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2015 по делу N А41-43514/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43514/2015
Истец: Ип Бычков Денис Вадимович
Ответчик: Администрация г. о. Подольск
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", Территориальное управление Росимущества по Московской области, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Администрация г. о. Подольск