г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А56-38420/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: Левченко А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Семина Е.Н. - по доверенности от 03.03.2015 N 114
от ответчика (должника): Стефогло Т.В. - по доверенности от 03.07.2015 N 02-30/14-14719
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26945/2015) ГУ - Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2015 по делу
N А56-38420/2015(судья Соколова Н.Г.), принятое по заявлению ОАО "Мослифт"
к ГУ - Санкт-Петербургскому региональному отделению ФСС Российской Федерации
о признании незаконным бездействия, об обязании устранить нарушения
установил:
Открытое акционерное общество "Мослифт" (ОГРН 1147746872701, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд), выразившееся в непринятии решения о возврате суммы 24 600,67 руб. излишне уплаченных страховых взносов в отношении Филиала ОАО "Мослифт" Специализированного управления N 9; об обязании Учреждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия уточненных расчетов по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года от 30.01.2014 и за 2014 год от 29.01.2015, учета их в соответствующей базе страховых взносов, а также принятия решения о возврате суммы 24 600,67 руб. излишне уплаченных страховых взносов в отношении Филиала ОАО "Мослифт" Специализированного управления N 9.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что расчетным периодом для страховых взносов в отношении застрахованных лиц - работников является период со дня ликвидации как юридического лица до окончания календарного года, и соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов Общество не вправе учитывать выплаты произведенные до реорганизации. С даты реорганизации в форме преобразования начался новый расчетный период. Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для исчисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации, таким образом факт переплаты страховых взносов у филиала ОАО "Мослифт" в г. Санкт-Петербурге отсутствует.
В судебном заседании представитель Учреждения требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
01.08.2014 МГУП "Мослифт" реорганизовано в ОАО "Мослифт" путем преобразования.
Таким образом, МГУП "Мослифт" прекратило деятельность, вследствие реорганизации.
30.01.2015 Обществом, в лице Филиала ОАО "Мослифт" Специализированное управление N 9, по каналам электронной связи направлены уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование (Форма-4 ФСС) за 9 месяцев 2014 года и уточненный расчет за 2014 год. В разделе I расчетов отражены суммы задолженности за страхователем на 01.01.2014, суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, а также суммы расходов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала 2014 года с учетом начислений, уплаты и расходов, произведенных Филиалом до момента реорганизации.
В базу для начисления страховых взносов включены суммы выплат и вознаграждений, произведенные сотрудникам Филиала с учетом выплат и вознаграждений, произведенных Филиалом до момента реорганизации.
В аналогичном порядке, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (таблица 8 раздела II Расчета) включает показатели 2014 года по Филиалу до момента реорганизации.
Уточненные расчеты за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год приняты Учреждением.
06.02.2015 Обществом в адрес Учреждения направлено письмо N 8 от 04.02.2015 с пояснениями по ранее направленным расчетам и обоснование включения в расчеты сумм начисленных и уплаченных страховых взносов до момента реорганизации МГУП "Мослифт".
Общество в лице филиала направило заявление от 04.02.2015 о возврате сумм излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Учреждение социального страхования Российской Федерации на сумму 24 600 руб.
Решение по заявлению Общества Учреждением не принято.
Полагая, что бездействие фонда, выразившееся в невозврате излишне взысканных страховых взносов, нарушает права и законные интересы плательщика взносов, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании незаконного бездействия и обязанием устранить допущенные нарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявитель, признал незаконным бездействие Учреждения, обязав совершить действия по восстановлению нарушенных прав Общества.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии двух условий, предусмотренных для этого процессуальным законом: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В пунктах 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель является плательщиком страховых взносов, следовательно, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Из пунктов 4, 5 статьи 8 Закона N 212-ФЗ следует, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается на 2014 год в сумме, не превышающей 624 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Из материалов дела следует, что МГУП "Мослифт" прекратило деятельность 01.08.2014 в результате реорганизации путем преобразования в ОАО "Мослифт", что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ.
Сотрудники филиала МГУП "Мослифт" с учетом проведенной реорганизации, стали работниками филиала ОАО "Мослифт".
При этом Общество с 01.01.2014 по 01.08.2014 производило исчисление базы для начисления страховых взносов с выплат и вознаграждений, выданных физическим лицам, нарастающим итогом, с 01.08.2014 Общество исчисление базы для начисления страховых взносов с выплат и вознаграждений, выданных тем же физическим лицам, уплата страховых взносов по ним производились как с начала расчетного периода - без учета того, что при их исчислении нарастающим итогом с 01.01.2014, страховые взносы не подлежали уплате.
Установив наличие ошибок в представленных за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год расчетах, Общество представило уточненные расчеты и заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Согласно части 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ признается календарный год.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, заявитель должен был исчислять взносы в отношении физических лиц, являвшихся сотрудниками МГУП "Мослифт" и оформивших впоследствии трудовые отношения с ОАО "Мослифт", с учетом всех начислений, произведенных его правопредшественником.
В связи с указанным доводы Фонда о том, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления взносов, правомерно отклонены судом первой инстанции, как не соответствующие закону.
Поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и ее правопреемником были продолжены, правильным является вывод суда о том, что Общество как правопреемник МГУП "Мослифт" при определении базы для начисления страховых взносов вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, то есть определять предельную величину базы для начисления страховых взносов, предусмотренную частями 4, 5 статьи 8 Закона N 212-ФЗ.
В апелляционной жалобе Учреждение не приводит правового обоснования доводам о том, что законодательно установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица, а предлагает апелляционному суду согласиться с его позицией.
Между тем податель жалобы не учитывает, что в силу статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации в указанных формах не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно установил, что для определения облагаемой базы по страховым взносам определяющее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками. При реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
После реорганизации трудовые отношения общества с его работниками не прекращены, что не оспаривается органом пенсионного фонда.
Поскольку после изменения организационно-правовой формы трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником продолжены, правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.
Суд первой инстанции правильно указал, что расчетный период для плательщика взносов в течение календарного года, когда осуществлена реорганизация, является непрерывным, в связи с чем исчисление правопреемником базы должно проводиться нарастающим итогом с учетом выплат, произведенных реорганизованным юридическим лицом.
Выводы суда согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07, а также отражены в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.10.2013 N ВАС-14361/13.
Довод апелляционной жалобы Учреждения о том, что у организации, созданной в результате реорганизации не возникает права на применение предела облагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода судом отклоняется с учетом положений статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, а также требований пункта 1 статьи 8, пунктов 3, 4 и 6 статьи 10, пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Пунктом 5 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена корреспондирующая указанному праву плательщика страховых взносов обязанность органа контроля за уплатой страховых взносов принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
Материалами дела установлено, что заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов от 04.02.2015 направлено Учреждению заказным почтовым отправлением с описью вложения, и получено Фондом, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 41-43).
Таким образом, установленный Законом N 212-ФЗ порядок обращения плательщика страховых взносов за возвратом излишне уплаченных страховых взносов Обществом полностью соблюден.
Вместе с тем, Учреждением в нарушение требований ст. 26 Закона N 212-ФЗ ни решение о возврате, ни решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов не принято.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконном бездействии Учреждения, выразившемся в непринятии решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку заявление Общества не поступало, у Учреждения отсутствовали правовые основания для возврата взносов, подлежат отклонению, поскольку представленными в материалы дела доказательствами, в том числе квитанцией почтового отправления, описью вложения, уведомлением о вручении почтового отправления, подтвержден как факт направления заявления, так и факт его получения Фондом.
Доводы подателя жалобы о том, что при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило:
признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы 24 600,67 руб. излишне уплаченных страховых взносов в отношении Филиала ОАО "Мослифт" Специализированного управления N 9;
обязать Учреждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании 20.08.2015 Общество в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило заявленные требования и просило:
признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения о возврате суммы 24 600,67 руб. излишне уплаченных страховых взносов в отношении Филиала ОАО "Мослифт" Специализированного управления N 9;
обязать Учреждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия уточненных расчетов по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года от 30.01.2014 и за 2014 год от 29.01.2015, учета их в соответствующей базе страховых взносов, а также принятия решения о возврате суммы 24 600,67 руб. излишне уплаченных страховых взносов в отношении Филиала ОАО "Мослифт" Специализированного управления N 9.
Уточнение Обществом заявленных требований, изложены в письменных пояснениях, приобщенных судом первой инстанции к материалам дела (л.д. 45 - 52), соответствует требованиям ст. 49 АПК РФ и правомерно принято судом первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции при вынесении решения не выходил за пределы заявленных Обществом требований и не допустил нарушение норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2015 по делу N А56-38420/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38420/2015
Истец: ОАО "Мослифт"
Ответчик: Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации