г. Киров |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А28-10566/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Суворовой Н.А., действующей на основании доверенности от 12.01.2015,
представителя ответчика Бердникова А.В., действующего на основании доверенности от 14.01.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2015 по делу N А28-10566/2015, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш" (ИНН: 4345195478, ОГРН: 1074345039339)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (ИНН: 4345087480, ОГРН: 1044316554655)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Завод "Сельмаш" (далее - заявитель, ОАО "Завод "Сельмаш", Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора, административный орган) от 19.06.2015 N 08-35/20-15 по делу об административном правонарушении N 02-08/33-15, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Завод "Сельмаш" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель не оспаривает факт совершения вмененного административного правонарушения, вместе с тем полагает, что в дело представлены достаточные сведения, свидетельствующие о невозможности исполнения возложенной на него публичной обязанности по перечислению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок; в частности, отмечает, что предъявление платежных документов к расчетному счету было осуществлено в срок, предусмотренный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ N 557), но списание денежных средств было невозможно по причине наличия решения налогового органа о приостановлении расходных операций по счетам и картотеки неоплаченных в срок платежных документов предшествующих очередей. При изложенных обстоятельствах и отсутствии возможности регулировать очередность списания денежных средств со счета Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, что исключает производство по делу об административном правонарушении.
Административный орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Завод "Сельмаш" поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить; представитель Управления Росприроднадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основными видами осуществляемой ОАО "Завод "Сельмаш" экономической деятельности являются производство и поставка корпусов изделий военной техники, утилизация боеприпасов; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и совершенствованию военной техники, изделий общего промышленного назначения и товаров народного потребления.
При осуществлении производственной и хозяйственной деятельности Общество оказывает негативное влияние на окружающую среду, о чем свидетельствуют акты передачи отходов, акты выполненных работ, статистические отчеты по форме N 2-тп (отходы), N 2-тп (воздух), N 2-тп (водхоз) за 2014 год, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
30.03.2015 в отдел экологического надзора Управления Росприроднадзора поступила служебная записка из отдела администрирования экологических платежей, содержащая информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, которые не внесли плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки в период с 01.07.2014 по 20.01.2015. Согласно представленной информации ОАО "Завод "Сельмаш" не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2014 года.
Распоряжением Управления Росприроднадзора от 08.04.2015 N 6 "О принятии мер административного воздействия" утвержден список природопользователей, не внесших в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду в период с 01.07.2014 по 20.01.2015. Согласно карточке лицевого счета с 01.07.2014 по 21.04.2015 Общество не внесло соответствующую плату за III, IV кварталы 2014 года в размере 12 101 рубля 59 копеек.
Определением административного органа от 29.04.2015 в отношении ОАО "Завод "Сельмаш" возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования, у Общества истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
28.05.2015 в результате административного расследования на основании истребованных документов установлено невнесение Обществом в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
10.06.2015 в отношении ОАО "Завод "Сельмаш" по факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении, которым деяние Общества квалифицировано по статье 8.41 КоАП РФ.
19.06.2015 старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместитель начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление, в соответствии с которым ОАО "Завод "Сельмаш" в связи с невнесением платы за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2014 года и I квартал 2015 года признано виновным в совершении административного правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции посчитал недоказанным факт совершения заявителем административного правонарушения, выразившегося в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2015 года, поскольку названный факт не зафиксирован в установленном законом порядке. В то же время счел установленным факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2014 года, срок внесения которой установлен до 20.10.2014, и за IV квартал 2014 года, срок внесения которой установлен до 20.01.2015, и пришел к выводу о наличии в данном деянии ОАО "Завод "Сельмаш" всех элементов состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении. В этой связи и с учетом отсутствия существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении оспариваемое постановление Управления Росприроднадзора было признано законным и обоснованным, а в удовлетворении заявленных требований отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, закреплено в статье 30.1 КоАП РФ, его реализация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьями 189 - 190, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Объективная сторона правонарушения заключается в бездействии, выразившемся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Законом, иными федеральными законами (пункт 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого, согласно пункту 1, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 за номером 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Приказом N 557 определен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из указанных норм следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Уполномоченный орган, рассматривая дело об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ, должен установить, какие виды деятельности осуществляются физическими и юридическими лицами, какие объекты и как эксплуатируются этими лицами, связана ли их деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия осуществляется.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что Общество в ходе осуществления производственной деятельности осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс вредных веществ в водные объекты, размещало отходы производства и потребления, тем самым оказывая негативное воздействие на окружающую среду. При этом материалами дела подтверждается, что в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV квартал 2014 года ОАО "Завод "Сельмаш" внесена не была.
Факт совершения указанного правонарушения подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств и по существу заявителем не оспаривается. В этой связи событие вмененного Обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, следует считать установленным.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе ОАО "Завод "Сельмаш" настаивает на отсутствии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения, ссылаясь при этом на невозможность исполнения обязанности по внесению соответствующей платы в установленный срок. В обоснование данного обстоятельства указывает на то, что платежные документы к расчетному счету были выставлены в срок, однако списание денежных средств было невозможно по причине наличия решения налогового органа о приостановлении расходных операций по счетам и картотеки неоплаченных в срок платежных документов предшествующих очередей.
Суд первой инстанции, оценив доводы Общества, обоснованно указал, что отсутствие денежных средств в размере, достаточном для уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, и наличие картотеки неоплаченных в срок платежных документов предшествующих очередей не освобождает хозяйствующего субъекта от соблюдения требований закона. Данные обстоятельства, как и приостановление операций по счетам налоговым органом, не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют, что Общество с учетом сроков внесения платы за отчетные периоды не приняло всех зависящих от него своевременных и необходимых мер по исполнению публично-правовой обязанности и предупреждению совершения административного правонарушения.
Поскольку ОАО "Завод "Сельмаш" не подтвердило, что надлежащее исполнение требований природоохранного законодательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (к которым отсутствие необходимых денежных средств не относится), оснований для вывода об отсутствии вины не имеется.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда о наличии и доказанности в деянии Общества всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, в том числе вины заявителя в содеянном.
Доводы об обратном, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Следовательно, решение Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Завод "Сельмаш" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании с заявителя не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2015 по делу N А28-10566/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод "Сельмаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10566/2015
Истец: ОАО "Завод "Сельмаш"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Кировской области