г. Чита |
|
9 декабря 2015 г. |
Дело N А19-17099/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Ситиком" Печкина Д.А. (доверенность от 30.03.2015), Министерства имущественных отношений Иркутской области Переешко М.Н. (доверенность от 07.12.2014), Министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 29.12.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ситиком" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2015 года по делу N А19-17099/2014 (суд первой инстанции - Дягилева И.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ситиком" (ИНН 3811062388, ОГРН 1033801538814, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 102, далее - истец, ООО "Ситиком") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 380817613, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47, далее - ответчик) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 2 653 666 руб. 10 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 401 091 руб. 37 коп., а всего 3 054 757 руб. 47 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Иркутской области (ИНН 3808171299, ОГРН 1083808000154, место нахождения: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1А), Муниципальное образование город Иркутск в лице Администрации г. Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 14).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2015 года по делу N А19-17099/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Министерство имущественных отношений Иркутской области и Министерство финансов Иркутской области в отзывах с доводами жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 10.11.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация г. Иркутска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, министерством имущественных отношений Иркутской области (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Ситиком" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 22-2010 от 01.06.2010, согласно пункту 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов (местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Грибоедова) с кадастровым номером 38:36:000033:2899, площадью 2883 кв.м., для его использования в целях строительства торгово-офисного здания.
Договор аренды земельного участка N 22-2010 от 01.06.2010 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области 06.07.2010 за N 38-38-01/107/2010-48.
В соответствии с пунктом 1.2 договора основанием для заключения договора является распоряжение Правительства Иркутской области от 30.04.2010 N 77-рп "О предоставлении земельных участков". Согласно пункту 1.4 договора цель использования земельного участка: для строительства торгово-офисного здания.
По условиям договора (пункт 4.4) размер арендной платы за участок на дату заключения настоящего договора определен сторонами на основании расчета арендной платы, прилагаемого к договору и являющегося его неотъемлемой частью (приложение N 2). Арендная плата уплачивается в порядке, сроки и на условиях в соответствии с постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па "Об утверждение Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно пункту 4.6 договора размер арендной платы за использование участка может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости участка, изменением уровня инфляции на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, установлением (изменением) коэффициентов органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Иркутской области N 213-па, а также в иных случаях в соответствии с законодательством. Размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы могут изменяться арендодателем в одностороннем порядке в случае установления (изменения) органами государственной власти Иркутской области порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Об изменении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы арендодатель письменно извещает арендатора.
В подписанном сторонами расчете арендной платы, являющемся Приложением N 2 к договору, стороны установили, что размер арендной платы определен в соответствии с постановлением администрации Иркутской области N 213 -па, с учетом кадастровой стоимости земельного участка в размере 21 691 951,47 руб.; базовой ставки в размере 1,5% (ставка земельного налога на территории города Иркутска); повышающего коэффициента в размере 3,34 (в соответствии с п/п 5.8 Приложения N 1 к Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск, установленному постановлением мэра г.Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9), и составляет сумму 271 691 руб. 69 коп. в квартал.
Данные представленных истцом в материалы дела расчетов арендной платы на 2011, 2012, 2013 и 2014 годы, свидетельствуют о том, что:
- р змер рендной пл ты з земельный уч сток в 2011 году определен в соответствии с постановлением администрации Иркутской обл сти N213 -п, с учетом к д стровой стоимости земельного уч стк в р змере 21 468 807,27 руб.; б зовой ст вки в р змере 1,5% (ст вк земельного н лог н территории город Иркутск ); повыш ющего коэффициент в р змере 5,58 (в соответствии с Пост новлением мэр г.Иркутск от 20.02.2009 N031-06\522/9), уровня инфляции в р змере 1,065 (в соответствии с Федер льным з коном N357-ФЗ от 13.12.2010 "О федер льном бюджете н 2011 год и н пл новый период 2012 и 2013 годов") и сост вляет сумму 478 435 руб. 05 коп. в кв рт л;
- р змер рендной пл ты з земельный уч сток в 2012 году определен в соответствии с постановлением администрации Иркутской обл сти N213 -п, с учетом к д стровой стоимости земельного уч стк в р змере 21 468 807,27 руб.; б зовой ст вки в р змере 1,5% (ст вк земельного н лог н территории город Иркутск ); повыш ющего коэффициент в р змере 5,58 (в соответствии с Пост новлением мэр г.Иркутск от 20.02.2009 N031-06\522/9); уровня инфляции в р змере 1,065 (в соответствии с Федер льным з коном N357-ФЗ от 13.12.2010 "О федер льном бюджете н 2011 год и н пл новый период 2012 и 2013 годов"); уровня инфляции в р змере 1,06 (в соответствии с Федер льным з коном N371-ФЗ от 30.11.2011 "О федер льном бюджете н 2012 год и н пл новый период 2013 и 2014 годов") и сост вляет сумму 507 141 руб. 16 коп. в кв рт л;
- размер арендной платы за земельный участок в 2013 году определен в соответствии с постановлением администрации Иркутской области N 213-па, с учетом кадастровой стоимости земельного участка в размере 21 468 807,27 руб.; базовой ставки в размере 1,5% (ставка земельного налога на территории города Иркутска); повышающего коэффициента в размере 1,2 (в соответствии с п/п 7.5 Приложения N 1 к Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск, установленному постановлением мэра г.Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9); уровня инфляции в размере 1,4534835858 (в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральным законом N 357-ФЗ от 13.12.2010 "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Федеральным законом N 371-ФЗ от 30.11.2011 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") и составляет сумму 140 420 руб. 52 коп. в квартал;
- размер арендной платы за земельный участок в 2014 году определен в соответствии с постановлением администрации Иркутской области N 213 -па, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 14 309 руб. 32 коп. за 1 кв.м. (в соответствии с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп); налоговой ставки 1,5% (в соответствии с Положением о земельном налоге на территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 23.11.2005 N 004-20-180203/5); коэффициента к размеру арендной платы 2,40 (Кри=1,2; Ку=2,0) (в соответствии с порядком определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования "город Иркутск", утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9) и составляет сумму 1 485 135 руб. 70 коп. за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Истец в период с 4 квартала 2011 года по 3 квартал 2014 года во исполнение обязательств по возмещению арендной платы, принятых на себя на основании договора аренды земельного участка N 22-2010 от 01.06.2010, платежными поручениями N 436 от 14.11.2011, от 10.02.2012 N 551, от 10.05.2012 N 689, от 10.08.2012 N 819, от 13.11.2012 N 950, от 08.02.2013 N 57, от 26.04.2013 N 221, от 06.08.2013 N 458, от 08.11.2013 N 707, от 10.02.2014 N 54, от 14.05.2014 N 261, от 06.08.2014 N 364 перечислил арендную плату в сумме 4 182 533 руб. 56 коп.
Полагая, что перечисленные ООО "Ситиком" в указанный период арендные платежи в сумме 2 653 666 руб. 10 коп. являются излишне уплаченными, поскольку их размер подлежал определению на основании подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и должен составлять 2% от кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Таким образом, исходя из заявленных исковых требований в предмет доказывания по настоящему делу входят факты: факт приобретения или сбережения имущества (денежных средств) истца ответчиком в отсутствие на то правовых оснований; обоснование размера суммы неосновательного обогащения, заявленного ко взысканию.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, в качестве основания своего иска истец ссылается на необоснованность исчисленного ответчиком размера арендной платы и необходимость применения при расчете арендной платы определенного Правительством Российской Федерации порядка расчета размера арендной платы для земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционный суд считает такие доводы неправомерными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункты 1 и 3 статьи 65 названного Кодекса (в ред. от 31.12.2005 г.).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, и стороны договора аренды таких земельных участков обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другой размер арендной платы.
Из пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013 N 13) следует, что изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Доказательства разграничения государственной собственности на земельный участок, переданный истцу в рамках договора аренды земельного участка N 22-2010 от 01.06.2010, в материалах дела отсутствуют.
В связи с чем, ответчик при определении размера арендной платы, подлежащей возмещению истцом в рамках исполнения обязательств по договору аренды земельного участка N 22-2010 от 01.06.2010, руководствовался порядком определения размера арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленным Постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 18.02.2009 N 31-пп, от 27.01.2010 N 5- пп, от 19.11.2012 N 646-пп, принятым в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также Постановлением мэра города Иркутска от 20 февраля 2009 г. N 031 -06-522/9 "Об утверждении порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск".
Довод истца о необходимости применения подпункта "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г. при определении размера арендной платы основан на неверном толковании норм права с учетом следующего.
Федеральный законодатель, закрепив принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации) и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22).
Как указывалось выше, реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением от 16 июля 2009 г. N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Помимо указанных принципов, названным постановлением Правительства РФ утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, сформулированные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 принципы являются теми общими началами определения арендной платы для земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, возможность установления которых Правительством РФ предусмотрена пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отличие от указанных принципов определения арендной платы для всех земельных участков, находящихся в публичной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы, касаются исключительно земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, что следует из названия самого постановления и соответствует положениям пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установление нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации соответствующих коэффициентов при расчете арендной платы, влияющих на общий размер арендной платы за земельные участки, согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной применительно к земельному налогу в определении от 11.05.2004 N 209-О, согласно которой при отсутствии в Российской Федерации единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2011 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Данные правовые подходы сформулированы в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 22-АПГ14-4 от 24.12.2014, N 305-ЭС15-1555 от 01.04.2015, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утверждённым Президиумом Верховного Суда РФ.
При таких обстоятельствах правовых оснований для расчета арендной платы в размере, заявленном истцом, не имеется. В настоящем деле при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться Постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", которое принято в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", а также Постановлением мэра города Иркутска от 20 февраля 2009 г. N 031-06-522/9 "Об утверждении порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск".
Таким образом, доводы ООО "Ситиком" со ссылками на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 17.04.2012 по делу N 15837/11 и от 17.12.2013 по делу N 10782/13, а также в других судебных актах, о том, что размер арендной платы за земельный участок в спорный период не должен превышать 2,0 процента кадастровой стоимости земельного участка (подпункт "д" пункта 3 Постановления Правительства от 16.07.2009 N 582), не могут быть признаны обоснованными.
Поскольку применяемый ответчиком при определении размера арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации, а именно Постановление Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213 -па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", не признано в установленном статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, противоречащим действующему законодательству, ссылка заявителя жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2015 N 32-КГ15-12 апелляционным судом не принимается.
Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Обществом с ограниченной ответственностью ООО "Ситиком" в добровольном порядке заключен с Министерством имущественных отношений Иркутской области договор аренды N 22-2010 от 01.06.2010 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Заключенный между истцом и ответчиком договор аренды земельного участка соответствует действующему законодательству, истцом не оспорен, недействительным не признан, предмет договора определен в пункте 1.1. договора, договор прошел в установленном законом порядке государственною регистрацию, является действующим.
Представленные в материалы дела расчеты арендной платы на 2011, 2012, 2013, 2014 годы составленные ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основании пунктов 3.2.5, 4.6 договора аренды земельного участка N 22-2010 от 01.06.2010, в целях исполнения истцом обязательств по возмещению арендной платы в рамках указанного договора, судом проверены, признаны обоснованными и являются верными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, арендная плата подлежала внесению истцом на основании соответствующего договора аренды земельного участка, что исключает применение нормы статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2015 года по делу N А19-17099/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17099/2014
Истец: ООО "Ситиком"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Третье лицо: Администрация г. Иркутска, Министерство финансов Иркутской области