г. Вологда |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А05-9090/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Соломбала" Цхведиани М.Н. по доверенности от 01.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2015 года по делу N А05-9090/2015 (судья Калашникова В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Соломбала" (ОГРН 1062901064742, ИНН 2901153373; 163015, г. Архангельск, ул. Федора Абрамова, д. 15 корп. 1 офис 207, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп.1, далее - инспекция) от 28.07.2015 N А-12/02-12/1сн об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального права.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании графика проведения систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, утвержденного руководителем структурного подразделения государственной жилищной инспекции Архангельской области от 19.06.2015, инспекцией проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований: Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в отношении заявителя. Наблюдение проведено в отношении жилого многоквартирного дома N 20 по ул. Красных партизан в г. Архангельске.
В ходе наблюдения инспекцией установлено ненадлежащее санитарное состояние контейнерной площадки и территории вокруг нее в районе указанного выше дома N 20 по ул. Красных партизан, ненадлежащее санитарное состояние придомовой территории в районе главного фасада (наличие бытового мусора), отсутствие сеток на всех проемах в техподполье, защищающих здание от проникновения животных со стороны главного фасада, наличие сквозных отверстий в цоколе со стороны главного фасада.
По результатам проведенного наблюдения инспекцией 28.07.2015 составлены справка о проведении систематического наблюдения N А-12/02-23/1, акт систематического наблюдения N А-12/02-24/1, а также оспариваемое предписание N А-12/02-102/1сн, в котором отражены нарушения, зафиксированные в акте, указано на необходимость устранения нарушений нормативных правовых актов в срок до 21.08.2015. Письмом от 29.07.2015 N01-34/4405 в адрес общества были направлены акт систематического наблюдения, оспариваемое в настоящем деле предписание, протокол об административном правонарушении по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанные документы получены обществом 31.07.2015 в соответствии с представленной в материалы дела копией почтового уведомления о вручении.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.
В части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) дано определение государственного жилищного надзора.
На основании части 2 статьи 20 ЖК РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Указанным Законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 1); выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2).
Понятия "систематическое наблюдение и анализ информации" в Законе N 294-ФЗ отсутствует.
Пунктом 12 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, определено, что содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Согласно статье 20 ЖК РФ и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007 N 110-па, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2013 N 643-пп утвержден Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Архангельской области (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур государственной жилищной инспекции Архангельской области при осуществлении полномочий по проведению регионального государственного жилищного надзора, а также порядок взаимодействия инспекции с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами муниципального жилищного контроля и организациями при исполнении государственной функции по осуществлению на территории Архангельской области регионального государственного жилищного надзора.
Разделом III Административного регламента установлен исчерпывающий перечень административных процедур в рамках исполнения государственной функции, который включает в себя административные процедуры в том числе: подготовка к проведению плановой проверки; подготовка к проведению внеплановой проверки; подготовка к проведению систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований (далее - систематическое наблюдение); проведение проверки и оформление ее результатов; проведение систематического наблюдения и оформление его результатов; принятие мер в отношении выявленных фактов нарушений обязательных требований (пункт 24 Административного регламента).
В соответствии с главой 3.4 раздела III Административного регламента систематическим наблюдением является наблюдение за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами и за исполнением иных обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - поднадзорные субъекты). Подготовка к проведению систематического наблюдения включает в себя составление графика систематического наблюдения. Решение о подготовке к проведению систематического наблюдения принимают руководители структурных подразделений инспекции или руководители межтерриториальных отделов путем дачи поручений подчиненным государственным жилищным инспекторам. График проведения систематического наблюдения разрабатывается сроком на один месяц и утверждается руководителем структурного подразделения инспекции или руководителем межтерриториального отдела до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу проведения систематического наблюдения. В случае поступления обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о нарушении стандарта раскрытия информации или иных обязательных требований поднадзорным субъектом, включенным в график проведения систематического наблюдения, в отношении соответствующего поднадзорного субъекта проводится внеплановая проверка в соответствии с разделами 3.3 и 3.5 настоящего административного регламента, при этом поднадзорный субъект исключается из графика проведения систематического наблюдения (пункты 40-42 Административного регламента).
Порядок проведения систематического наблюдения и оформление его результатов определен в главе 3.6 раздела III Административного регламента.
Основанием для проведения систематического наблюдения является график проведения систематического наблюдения. Решение о проведении систематического наблюдения принимают руководители структурных подразделений инспекции или руководители межтерриториальных отделов. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в инспекцию или ее межтерриториальный отдел документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об их деятельности государственный жилищный инспектор: проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию об их деятельности.
При осуществлении систематического наблюдения за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, государственный жилищный инспектор проверяет соблюдение поднадзорным субъектом установленных требований в отношении: факта раскрытия информации; источника опубликования информации; сроков и периодичности раскрытия информации; полноты раскрытия информации.
Результаты систематического наблюдения используются при планировании и проведении инспекцией и ее межтерриториальными отделами плановых и внеплановых проверок. По результатам систематического наблюдения государственным жилищным инспектором подготавливается справка о проведении систематического наблюдения. В случае выявления нарушений обязательных требований стандарта раскрытия информации в ходе проведения систематического наблюдения государственным жилищным инспектором, проводившим систематическое наблюдение, составляется и подписывается акт систематического наблюдения в двух экземплярах. Один экземпляр акта систематического наблюдения не позднее дня, следующего за днем его составления, направляется поднадзорному субъекту почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле инспекции или ее межтерриториального отдела (пункты 58-63 Административного регламента).
С учетом анализа вышеприведенных норм суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что результаты систематического наблюдения используются при планировании и проведении инспекцией и ее межтерриториальными отделами плановых и внеплановых проверок, а само систематическое наблюдение не предусматривает фактическое проведение проверки на объектах, находящихся в управлении заявителя, а носит камеральный характер: проверяется своевременность, полнота и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; изучается размещенная на официальных сайтах указанных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация об их деятельности; проверяется соблюдение поднадзорным субъектом установленных требований в отношении: факта раскрытия информации; источника опубликования информации; сроков и периодичности раскрытия информации; полноты раскрытия информации.
Однако из материалов дела усматривается, что инспекция фактически провела внеплановую выездную проверку в отношении общества, не выполнив требования Административного регламента и Закона N 294-ФЗ.
Как правильно указано судом первой инстанции, в данном случае действия сотрудников инспекции подпадают под понятие выездной проверки, так как контрольное мероприятие проведено по месту нахождения юридического лица и по месту фактического осуществления его деятельности; в ходе контрольного мероприятия исследовалось имущество проверяемого лица и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
С учетом изложенного, инспекции при проведении контрольного мероприятия следовало руководствоваться положениями Закона N 294-ФЗ, который регулирует порядок проведения выездных внеплановых проверок.
Вместе с тем, требования Закона N 294-ФЗ инспекцией не выполнены и соответственно допущены грубые нарушения (отсутствие распоряжения о проведении проверки, соответствующего согласования с органом прокуратуры и другое), указанные в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, приведенные инспекцией в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают вышеприведенные выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2015 года по делу N А05-9090/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9090/2015
Истец: ООО "Управляющая Компания Соломбала"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области