г. Чита |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А58-3799/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Гречаниченко А.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исламовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Авиакомпания АЛРОСА" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 года по делу N А58-3799/2015
по иску закрытого акционерного общества "Авиакомпания АЛРОСА" (ИНН 7805004321, ОГРН 1047806033626, 678173, Административное здание аэропорта, оф. 24, г. Мирный, Мирнинский район) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 1435067210, ОГРН 1021401059283) о признании недействительным и исключении второго абзаца п. 4.1 договора N 2 от 29.04.2015 (суд первой инстанции Немытышева Н.Д.),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Авиакомпания АЛРОСА" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о признании недействительным и исключении второго абзаца п. 4.1 договора N 2 от 29.04.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об уточнении исковых требований; ответчик при определении цены за одинаковые услуги использует разные нормативно-правовые акты; приказ Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" имеет большую юридическую силу, нежели приказ Росгидромета от 07.05.2014 N 238; судом не приведены конкретные критерии, при помощи которых норма, прописанная в приказе Минтранса N 241, является императивной или диспозитивной, какие условия противоречат императивной норме; абзац 2 пункта 4.1 договора нарушает требования нормативного акта.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой он просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование закрытого акционерного общества "Авиакомпания АЛРОСА" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о признании недействительным и исключении второго абзаца п. 4.1 договора N 2 от 29.04.2015.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 9 апреля 2015 года между истцом и ответчиком заключен договор N 2 на специализированное авиаметеорологическое обеспечение, согласно которому ответчик оказывает истцу услуги по предоставлению метеоинформации экипажам воздушных судов истца при вылетах из аэропортов.
В соответствии с пунктом 4.1 договора стороны установили, что стоимость авиаметеообеспечения определяется на основании ставок метеосборов, зарегистрированных в Центре расписания и тарифов и действующих на момент выполнения рейса, установленных за один самолетовылет во время регламента работы аэропортов: Якутск, Тикси 5 745 рублей; Нерюнгри, Батагай, Нюрба, Черский, Чокурдах, Мирный, Ленек, Полярный, Зырянка, Олёкминск, Усть-Нера, Маган, Сангар, Хандыга, Депутатский, Саккырыр, Белая Гора, Усть-Куйга, Усть-Мая, Верхневилюйск, Вилюйск, Сунтар, Оленек, Саскылах, Айхал, Алдан, Жиганск, Среднеколымск, Мома, Талакан 10 840 рублей, а также количества произведенных самолетовылетов согласно реестрам. Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе ВС, со следующими коэффициентами: до 5 тонн включительно - 0,25 ставки метеосбора аэропорта вылета; свыше 5 и до 12 тонн (включительно) и вертолеты - 0,5 ставки метеосбора аэропорта вылета; свыше 12 тонн - 1,0 ставки метеосбора аэропорта вылета.
Дополнительно взимается НДС в размере, установленном законодательством РФ.
Согласно абзацу 2 статьи 4.1 договора стороны согласовали условие о том, что стоимость одного часа работы метеоподразделений ФГБУ по авиаметеорологическому обеспечению вне регламента работы аэропортов в выходные и праздничные дни с 01 января 2015 года утверждена начальником ФГБУ "Якутское УГМС" и составляет 4 480 руб.
Дополнительно взимается НДС в размере, установленном законодательством РФ.
01 июня 2015 года истец направил в адрес ответчика письмо N А/к-09/947 о том, что последний абзац пункта 4.1 договора не соответствует действующему законодательству, предложил составить дополнительное соглашение к договору N 2 от 29 апреля 2015 года на специализированное авиаметеорологическое обеспечение полетов.
15 июня 2015 года ответчик в удовлетворении претензии отказал на основании пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12 января 1996 года.
Полагая доводы ответчика не обоснованными, истец обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о признании недействительным и исключении абзаца второго пункта 4.1 договора N 2 на специализированное авиаметеорологическое обеспечение полетов от 29 апреля 2015 года.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что абзац 2 пункта 4.1 договора не нарушает требований, установленных действующим законодательством.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции об отказе в иске правильными.
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (пункт 1 статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (в том числе, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы.
Согласно пункту 2 статьи 64 ВК РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы права перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены Перечень и Правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
В Перечне различаются аэронавигационное и аэропортовое обслуживание.
В свою очередь, аэронавигационное обслуживание осуществляется на воздушных трассах и в районе аэродрома. И в том, и в другом случае аэронавигационное обслуживание включает в себя в том числе выполнение услуг по передаче экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке. По-разному определяется только ставка сбора.
В названном Перечне помимо аэронавигационного обслуживания предусмотрено метеорологическое обеспечение, для которого установлен специальный сбор, относящийся к аэропортовым сборам.
Согласно пункту 3.5.1 Перечня этот сбор устанавливается за один вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов. При определении сбора применяется максимальная взлетная масса воздушного судна, указанная в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. Этот сбор установлен для услуги по предоставлению экипажам самолетов перед вылетом метеорологической информации, формирование которой осуществляют метеорологические организации непосредственно в аэропортах Российской Федерации. Согласно подпункту 55 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом от 31.03.2002 Министра обороны Российской Федерации N 136, Министерства транспорта Российской Федерации N 42 и Российского авиационно-космического агентства N 51, под метеорологической информацией понимаются сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы, экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Исходя из данного пункта Правил следует признать, что метеорологическая информация на борт воздушного судна может поступить из трех источников: непосредственно от органов метеорологической службы, от экипажей воздушных судов и от органов обслуживания воздушного движения. Для органов обслуживания воздушного движения, установлен аэронавигационный сбор, который формируется за обслуживание полетов воздушных судов при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов. В соответствии с пунктом 18 Федеральных авиационных правил в воздушном пространстве Российской Федерации полет выполняется на высоте (эшелоне) с учетом уровня подготовки экипажа, летно-технических характеристик и оборудования воздушного судна, препятствий на местности, а также воздушной, метеорологической и орнитологической обстановки.
Согласно пункту 3.6.3 Правил N 293 в целях обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения руководитель полетов организует проведение 6 инструктажа возглавляемой им диспетчерской службы перед заступлением на дежурство и разбора по результатам работы за период дежурства, обеспечивает качественную организацию работы возглавляемой им диспетчерской смены в период дежурства.
Пунктом 3.6.4 Правил N 293 предусмотрено, что в процессе подготовки к дежурству на инструктаже до диспетчерского состава соответствующими специалистами доводится, в том числе необходимая метеорологическая информация. Это обусловлено тем, что аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения включает в себя, в том числе передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке. Органы, обслуживающие организацию полетов не создают метеорологическую информацию, они ее получают от метеорологических организаций. Порядок оказания метеорологического обеспечения метеорологическими органами регулируется Наставлением по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95).
Согласно пункту 3.1.1 Наставлений непосредственное обеспечение экипажей воздушных судов гражданское авиации осуществляется аэродромными метеорологическими органами, ответственными за предоставление авиационным потребителям сводок погоды, прогнозов, данных аэрологических и радиолокационных наблюдений, спутниковых и других данных в объемах, согласованных с потребителями. К аэродромным метеорологическим органам относятся авиаметеорологические центры (АМЦ), авиаметеорологические станции с синоптической частью (АМСГ I, II и III разрядов), авиаметеорологические станции без синоптической части (АМСГ IV разряда) и оперативные группы (ОГ). При выполнении своих функций аэродромные метеорологические органы используют информацию, получаемую от других метеорологических органов, включая авиационные прогностические карты погоды зональных авиаметеорологических центров (ЗАМЦ), Главного авиаметеорологического центра (ГАМЦ), Регионального центра зональных прогнозов (РЦЗП) Москва, а также данные зарубежных метеорологических органов и банков оперативных метеорологических данных (пункты 3.1.2 и 3.1.3 Наставлений). Деятельность по метеорологическому обеспечению полетов авиации является государственной услугой, оказание которой возможно только уполномоченным метеорологическим органом.
Согласно статье 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О 7 гидрометеорологической службе" право осуществлять деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях имеют право юридические лица независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий.
Согласно Положению об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей природной среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 N 1425, бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Другим получателям информации, информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.
Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержден приказом Росгидромета от 07.05.2014 N 238 (начало действия документа 29.06.2014). Ранее действовал приказ от 08.10.2012 N 606.
В типовой инструкции по производству полетов в районе аэроузла, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.01.2011 N 29 "Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки" разъяснен порядок обеспечения полетов путем предоставления аэронавигационной информации (пункт 7.1) и метеорологического обеспечения полетов (пункт 7.2). При этом под метеорологическим обеспечением полетов понимаются: организация метеорологического обеспечения полетов (название, идентификационные данные авиационного метеорологического подразделения, часы работы, почтовый адрес, электронный адрес, адрес авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, контактные телефоны), аэродромы, вертодромы аэроузла, по которым осуществляется прогнозирование. При отсутствии на аэродроме, вертодроме аэроузла авиационного метеорологического подразделения указывается, за каким авиационным метеорологическим подразделением закреплен аэродром, вертодром аэроузла для составления прогнозов погоды, объем метеорологической информации, предоставляемой пользователям воздушного пространства; метеорологические наблюдения и сводки (пункты наблюдений, виды наблюдений, особенности; сроки регулярных наблюдений; критерии выпуска специальных сводок и порядок их распространения; порядок проведения наблюдений за ветром на высотах и передачи данных; порядок проведения радиолокационных наблюдений и передачи данных); виды авиационных прогнозов погоды по аэродромам, вертодромам аэроузла, предупреждения об опасных для полетов метеорологических явлениях; обеспечение метеорологической информацией органов обслуживания воздушного движения (управления полетами). Виды предоставляемой информации и способы ее доведения. Порядок действия смены авиационного метеорологического подразделения при поступлении сигнала "Тревога".
В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 N 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе комплекс мероприятий по получению и своевременному доведению до должностных лиц авиационных предприятий и аэропорта метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей (пункт 1.5).
Согласно пункту 2.1 названных Правил для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должно осуществляться, в том числе метеорологическое обеспечение.
В соответствии с пунктами 2.8, 5.38 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (в редакции от 10.02.2014) в качестве метеорологической информации могли быть использованы сведения из любых источников, которые командир судна посчитает достоверными.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что абзац 2 пункта 4.1 договора не нарушает требований, установленных действующим законодательством. Из анализа, нормативных правовых актов следует, что Приказ Минтранса России N 241 от 17.07.2012 не распространяется на ФГБУ "ЯУГМС". ФГБУ "ЯУГМС" не относится к органам 9 обслуживания воздушного движения, при выполнении своих функций аэродромные метеорологические органы используют информацию, получаемую от других метеорологических органов (пункты 3.1.2 и 3.1.3 Наставлений).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу N 02-31/14А прекращено производство по делу, возбужденному по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Якутское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (л. д. 105- 109).
В решении по делу N 02-31/14А Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришло к выводу о том, что действие приказа N 241 от 17.07.2012 распространяется на организации гражданской авиации.
Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, установленных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержден приказом Росгидромета от 07.05.2014 N 238 (N 606 от 08.10.2012). Данный приказ Росгидромета подготовлен во исполнение постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения". При формировании тарифа используется затратный метод.
Также антимонопольным органом установлено, что ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" получает метеосведения от ОВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" филиал "Аэронавигация Северо-Восточный Сибири".
Таким образом, антимонопольным органом сделан вывод о том, что заключение договора для ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" не обязательно с ФГБУ "ЯУГМС" и, соответственно, в данном случае указанные правоотношения не подпадают под регулирование антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-35/2015 от 13.08.2015 отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу N 02-31/14А.
Кроме того, постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-3479/2014 от 28.07.2014 удовлетворены исковые требования ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о взыскании с ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА" о взыскании неосновательного обогащения.
При этом суд руководствовался п. 4 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, установленных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденного приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды N 606 от 08.10.2012.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании приведенных правовых норм, в связи с чем отклоняются апелляционным судом. Довод о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об уточнении исковых требований, не находит подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, для чего у апелляционного суда не имеется оснований. Решение подлежит оставлению без изменения.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционных жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 года по делу N А58-3799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3799/2015
Истец: ЗАО "Авиакомпания АЛРОСА"
Ответчик: ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"