г. Вологда |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А05-4242/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Мариевой И.В. по доверенности от 29.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2015 года по делу N А05-4242/2015 (судья Максимова С.А.),
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская городская клиническая больница N 7" (место нахождения: 163013, г. Архангельск, ул. Ярославская, 42; ОГРН 1022900521775, ИНН 2901056972; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 163072, г. Архангельск, пр. Обводный канал, дом 119; ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142; далее - фонд, ФСС) о признании недействительным решения о возврате медицинской организацией стоимости оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате, от 16.02.2015 N 7/2-3рс.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с фонда в пользу учреждения взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что не подлежат оплате и направлению в территориальные органы фонда талоны родовых сертификатов на услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в частности на медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями на платной основе, поскольку при решении вопросов об оплате талонов родовых сертификатов принимается во внимание сам факт платности заключенного договора.
Учреждение в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку оказанные роженицам платные медицинские услуги не подменяли собой услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования, то есть носили дополнительный и сервисный характер. Так, осмотры проводились одновременно и дежурным врачом, и врачом по выбору пациента, поэтому лечебное учреждение имеет право на получение денежных средств из фонда по талонам N 2 к родовым сертификатам.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы, поскольку оказание роженицам любых платных медицинских услуг исключает оплату фондом талонов N 2 в пользу медицинского учреждения; фонд не имеет возможности проверить, какие именно платные медицинские услуги оказывались.
Заслушав объяснения представителя фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, с целью осуществления контроля за соблюдением учреждением требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию учета и хранения бланков родовых сертификатов, за правильностью выдачи женщинам родовых сертификатов и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов в рамках заключенного договора за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 фондом проведена выездная проверка заявителя. Указанная проверка осуществлена в период с 19.01.2015 по 21.01.2015, по ее итогам ответчиком составлена справка от 22.01.2015 N 11.
В ходе проверки выявлено нарушение в виде предъявления к оплате талонов N 2 родовых сертификатов на оплату услуг по медицинской помощи женщинам в период родов, оказанных медицинской организацией на платной основе.
Заявитель не согласился с выводами, изложенными в справках ответчика от 22.01.2015 N 11 и от 02.02.2015, и представил в адрес фонда соответствующие возражения от 30.01.2015 N 02-02/141.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных учреждением возражений фондом принято решение от 16.02.2015 N 7/2-Зрс об отказе в оплате услуг по медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовой период, предоставленных по необоснованно предъявленным 15 талонам N 2 родовых сертификатов на сумму 90 000 руб. Указанным решением медицинской организации предложено в добровольном порядке вернуть в бюджет отделения фонда денежные средства в размере 90 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, и, таким образом, на конституционном уровне в Российской Федерации гарантировано наличие бесплатной медицинской помощи, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств государства, страховых взносов и иных поступлений.
Положениями действующего законодательства предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает в себя необходимые виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно (постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856).
При этом амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем она включает в себя тот минимальный объем медицинской помощи, который необходим для ее надлежащего оказания.
Следовательно, оказание медицинской помощи на платной основе может являться либо альтернативой амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, либо носить дополнительный характер.
Правительство Архангельской области постановлением от 11.10.2013 N 473-пп утвердило территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Согласно приложению 2 к указанной территориальной программе учреждение включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В целях скорейшего обеспечения безусловного выполнения целей указанного национального проекта, направленных на укрепление здоровья населения страны, федеральными нормативными правовыми актами предусмотрено практическое решение ряда стратегических задач, в том числе повышение мотивации работников медицинских учреждений и качества медицинских услуг путем повышения оплаты труда медицинских работников в зависимости от выполнения ими своей профессиональной деятельности и конечного результата труда.
С 01 января 2011 года вступило в действие постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - постановление N 1233), которым утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - Правила).
Приказом Минздрава России от 01.02.2011 N 73н утверждены Порядок и условия оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - Порядок N 73н).
Приказом Минздрава России от 16.07.2014 N 370н утверждены новые Порядок и условия оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (далее - Порядок N 370н).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги в размере 6000 руб. за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующей услуги в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период.
Оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого медицинской организацией, оказывающей женщинам в период беременности медицинскую помощь в амбулаторных условиях, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более (пункт 6 Правил).
Оплата услуг по медицинской помощи осуществляется на основании талонов родового сертификата, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 года N 701 "О родовом сертификате", родовый сертификат включает: корешок родового сертификата, предназначенный для подтверждения выдачи родового сертификата женщине; талон N 2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг по медицинской помощи медицинским организациям, оказывающим стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период (далее - родильный дом); родовый сертификат, служащий подтверждением оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также осуществления диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
Оплата родильным домам услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, производится на основании талона N 2 родового сертификата, представленного женщиной в родильный дом вместе с обменной картой, содержащей сведения о выдаче ей родового сертификата (серия, номер и дата выдачи родового сертификата), при поступлении на роды.
Оплата услуг по медицинской помощи родильным домам производится территориальным органом фонда по месту нахождения родильного дома, в котором проходили роды, на основании талона N 2 родового сертификата, заполненного родильным домом при выписке женщины из родильного дома и представленного к оплате в соответствии с пунктом 13 Порядка N 370н, которым предусмотрено, что для оплаты услуг по медицинской помощи медицинские организации ежемесячно до 10-го числа представляют в территориальные органы фонда счет на оплату с приложением талонов родовых сертификатов, подтверждающих оказание женщинам услуг по медицинской помощи в период беременности, медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и соответствующих реестров талонов родовых сертификатов.
При выявлении случаев предъявления медицинской организацией к оплате талонов родовых сертификатов, не подлежащих оплате, суммы, выплаченные по указанным талонам родовых сертификатов, подлежат возврату медицинской организацией в территориальный орган фонда либо засчитываются в счет последующих платежей территориального органа фонда.
В ходе проверки фондом выявлено нарушение в виде предъявления к оплате талонов N 2 родовых сертификатов на оплату услуг по медицинской помощи женщинам в период родов, оказанных медицинской организацией на платной основе, которые, по мнению фонда, не подлежали оплате ввиду несоблюдения условия, предусмотренного подпунктом "г" пункта 17 Порядка N 73н, а в последующем подпунктом "г" пункта 16 Порядка N 370н, согласно которым не подлежит оплате и направлению в территориальные органы фонда талон N 2 родового сертификата за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3.11 Ответов на вопросы, изложенных в письме Минздрава России от 03.03.2006 N 1043-ВС, если женщина изъявила желание рожать в роддоме (отделении), относящемся к государственным или муниципальным учреждениям здравоохранения, не на платной основе, то роддом вправе в течение первого полугодия выдать родовый сертификат и направить к оплате в региональные отделения фонда талон N 2 родового сертификата. Родовый сертификат (без талонов) выдается женщине при выписке.
Если женщине выдан родовый сертификат и она поступает в родильный дом на платной основе, то услуги родильного дома оплачены быть не могут. В этом случае талон N 2 родового сертификата не представляется к оплате в региональные отделения Фонда.
При этом необходимо учитывать, что при оказании сервисных услуг (палата повышенной комфортности и др.) и дополнительных медицинских услуг (круглосуточный пост медицинского персонала по желанию женщины и др.) женщинам в период родов в родильном доме выдача родового сертификата и его оплата производятся в общем порядке.
Далее, в письме N 2989-ВС Минздравсоцразвития России разъяснено, что оказание бытовых сервисных услуг родильными домами женщинам в период родов, например предоставление палаты повышенной комфортности, услуг персональной сиделки и т.д., не является основанием для отказа в оплате талонов N 2 родовых сертификатов.
Постановлением N 1233 установлена выплата денежных средств медицинским учреждениям при оказании медицинской услуги, именуемой как стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, без разграничения на отдельные составляющие.
Аналогичный вывод следует из буквального толкования приведенных выше пунктов утвержденного Порядка.
При этом размер денежных средств, определенный постановлением N 1233, не является стоимостью оказанной услуги, поскольку целью указанной выплаты является стимулирование работников медицинских учреждений и повышение качества оказываемых услуг.
По материалам дела, в соответствии с заключенными учреждением договорами на оказание платных медицинских услуг с Шапошниковой И.В., Балибековой А.Д., Михнутиной Е.А., Рогиней О.М., Родионовой А.А., Лисановой Е.Л., Травниковой Н.А., Маиловой Е.А., Едемской У.А., Романовой Н.А., Родионовой М.Н., Ищерской Е.А., Стехной Н.И., Демидовой Ю.М., Егоровой М.С. предметом 11 из указанных договоров является оказание услуги "индивидуальный пост врача акушера-гинеколога, не требующий оперативного вмешательства", предметом 4 из указанных договоров является "индивидуальный пост акушерки, не требующий оперативного вмешательства".
Вывод учреждения о том, что в рассматриваемых случаях воля сторон договоров была направлена на получение и оказание услуги в период родов, которая является медицинской и оказывается медицинскими организациями в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, необоснован, поскольку ответчиком в ходе проверки не исследовалось, какие именно медицинские услуги были оказаны учреждением роженицам в рамках договоров на оказание платных медицинских услуг "индивидуальный пост врача-акушера-гинеколога не требующий оперативного вмешательства" и "индивидуальный пост акушерки, не требующий оперативного вмешательства". Указанные услуги являлись дополнительными к тем, которые оказаны заявителем женщинам и новорожденным бесплатно.
На основании Стандарта специализированной медицинской помощи при самопроизвольных родах в затылочном предлежании, утвержденного приказом Минздрава России от 06.11.2012 N 584н, главным врачом учреждения 14.02.2014 утвержден клинический протокол "Нормальные роды", в соответствии с которым предусмотрены обязанности врачей и акушерок в период наблюдения за родами по оказанию помощи во втором и третьем периоде родов.
В материалы дела заявителем представлены выкопировки из историй родов, в ходе которых использовался индивидуальный пост врача акушера-гинеколога не требующий оперативного вмешательства, и индивидуальный пост акушерки, не требующий оперативного вмешательства.
Из истории родов N 6316 Михнутиной Е.А. следует, что историю родов, как и план родов, заполняла дежурный врач Шевелева В.Н., она же проводила регулярные осмотры женщины в родах и родившегося ребенка, осматривала послед. Акушерками, принявшими ребенка, в данной истории указаны Чечулина И.В., Ковалёва Е.В. Имеющаяся в истории родов партограмма подписана Чечулиной И.В., Ковалёвой Е.В., при этом Чечулина И.В. участвовала в родах в связи с заключением договора на оказание платных медицинских услуг, а Ковалёва Е.В. - в связи с дежурством.
Из истории родов N 5979 Шапошниковой И.В. следует, что план родов заполняла дежурный врач Белозерцева И.В., регулярные осмотры женщины в родах и родившегося ребенка проводили врачи Шевелева В.Н. (участвовала в родах в связи с заключением договора на оказание платных медицинских услуг) и Белозерцева И.В., они также совместно осматривали послед. Акушеркой, принявшей ребёнка, в данной истории указана дежурная акушерка Чечулина И.В., ею же подписана имеющаяся в истории родов партограмма.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что, вне зависимости от участия в оказании медицинских услуг в условиях стационара "платных" врачей и акушерок, установленные обязанности дежурных врачей и акушерок в период наблюдения за родами по оказанию помощи во втором и третьем периоде родов также исполнялись.
В соответствии со Стандартом специализированной медицинской помощи при самопроизвольных родах в затылочном предлежании, утвержденным приказом Минздрава России от 06.11.2012 N 584н, при оказании данного вида медицинской помощи осуществляются в том числе лабораторные и инструментальные методы исследования, ежедневный осмотр врачом-акушером-гинекологом с наблюдением и уходом младшего медицинского персонала в отделении стационара, осмотр врачом-анестезиологом первичный, прием врача-неонатолога первичный, лечебное питание. Фондом, в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено доказательств того, что указанные виды услуг учреждением не оказывались либо были оказаны платно. Вместе с тем Правилами установлена выплата денежных средств медицинским учреждениям при оказании медицинской услуги, именуемой как стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, без разграничения на отдельные составляющие.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что не имеется доказательств двойной оплаты одних и тех же услуг - в рамках обязательного медицинского страхования и за счет средств граждан.
Следовательно, лечебное учреждение обоснованно получило средства фонда, условий для применения подпункта "г" пункта 17 Порядка N 73н, подпункта "г" пункта 16 Порядка N 370н не имеется.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2015 года по делу N А05-4242/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4242/2015
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская городская клиническая больница N 7"
Ответчик: ГУ - АРХАНГЕЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ