г. Москва |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А41-49467/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Мослифт" - батурина А.М. (представителя по доверенности от 03.03.2015 N 113),
от Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2015 по делу N А41-49467/15, принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мослифт" (далее - ОАО "Мослифт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконными действия пенсионного фонда, выразившиеся в отказе в принятии уточненного расчета заявителя (регистрационный номер 087-202-007275) по форме РСВ - 1 ПФР за 9 месяцев 2014 года и расчета по форме РСВ - 1 ПФР за 2014 год от 30.01.2015;
- признать незаконным бездействие пенсионного фонда, выразившееся в непринятии решения о проведении зачета излишне уплаченных заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 2 981 935 рублей 08 копеек, решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 4 097 334 рублей 27 копеек и излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование на сумму 2 991 116 рублей 23 копеек;
- в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать пенсионный фонд принять уточненный расчет заявителя по форме РСВ - 1 ПФР за 9 месяцев 2014 года и расчет по форме РСВ - 1 ПФР за 2014 год от 30.01.2015, отразить их в соответствующих базах взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, принять решения о проведении зачета излишне уплаченных заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 2 981 935 рублей 08 копеек в счет предстоящих платежей, о возврате излишне уплаченных заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 4 097 334 рублей 27 копеек и излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование на сумму 2 991 116 рублей 23 копеек с учетом данных уточненного расчета по форме РСВ - 1 ПФР за 9 месяцев 2014 года и расчета по форме РСВ - 1 ПФР за 2014 год от 30.01.2015.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
МГУП "Мослифт" 01.08.2014 преобразовано в ОАО "Мослифт".
ОАО "Мослифт" 30.01.2015 представило в пенсионный фонд в электронном виде уточненный расчет по форме РСВ - 1 ПФР за 9 месяцев 2014 года и расчет по форме РСВ - 1 ПФР за 2014 года с учетом начислений, произведенных МГУП "Мослифт" до момента преобразования организационно - правовой формы юридического лица.
Данные расчеты пенсионным фондом приняты не были. Фонд направил ОАО "Мослифт" протоколы предварительной проверки файлов с указанием на наличие ошибок, а именно - включением в базу для начисления взносов выплат сотрудникам с 01.01.2014, а не с момента реорганизации ОАО "Мослифт" - 01.08.2014.
ОАО "Мослифт" направило в пенсионный фонд пояснения от 06.02.2015 по представленным расчетам с просьбой разъяснить порядок заполнения расчетов.
Пенсионный фонд направил ОАО "Мослифт" письмо от 16.02.2015 N 205-03/085-03 с обоснованием невозможности учета начисленных и уплаченных страховых взносов до момента реорганизации МГУП "Мослифт" и применения предельной величины базы для начисления страховых взносов, указав, что дата создания ОАО "Мослифт" - 05.08.2014.
ОАО "Мослифт" направило в пенсионный фонд заявления о зачете излишне уплаченных страховых взносов на ОПС на сумму 2 981 935 рублей 08 копеек, о возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОПС на сумму 4 097 334 рублей 27 копеек и излишне уплаченных страховых взносов на ОМС на сумму 2 991 116 рублей 23 копеек.
Письмом от 20.03.2015 N 205-593/57-07 пенсионный фонд отказал ОАО "Мослифт" в зачете и возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на том основании, что ОАО "Мослифт" было зарегистрировано в ПФР 05.08.2014 в результате реорганизации путем преобразования.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Правопреемство при реорганизации юридического лица является универсальным независимо от ее формы. Поэтому правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 01.04.2008 N 13584/07 по единому социальному налогу, относима к рассматриваемому спору и не подлежит дифференциации в зависимости от формы реорганизации. Нормы, на которые ссылается пенсионный фонд, не изменяют сущности универсального правопреемства. Статья 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) регулирует порядок определения расчётного периода в разных ситуациях. При этом законодатель конкретизировал в ней вопросы, которые могут вызвать сложность и различные толкования. Отсутствие специального регулирования в указанной статье применительно к реорганизации в форме преобразования юридического лица объясняется тем, что данная форма реорганизации не вызывает практических вопросов.
Специального, отличного от предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) порядка перехода прав в случае реорганизации в форме преобразования, Закон о страховых взносах не содержит.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно пункту 1 статьи 59 Гражданского кодекса передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Из этой нормы следует, что при универсальном правопреемстве в передаточном акте учитываются, в том числе, обязательства и права преобразуемого лица по правоотношениям, связанным с исчислением и уплатой обязательных платежей, включая страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В соответствии с частью 16 статьи 15 Закона о страховых взносах в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, действующее законодательство о страховых взносах прямо предусматривает правопреемство по отношениям, связанным с исчислением и уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона о страховых взносах база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, а также по договорам авторского заказа, по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о страховых взносах организации - плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Из этих норм следует, что особенностью расчета страховых взносов является накопительный порядок исчисления путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу физических лиц. При достижении законодательно установленной предельной величины начисленных страховых взносов в отношении каждого физического лица страховые взносы не взимаются.
Какой-либо иной порядок исчисления страховых взносов при реорганизации юридического лица действующим законодательством о страховых взносах не установлен.
В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
После реорганизация трудовые отношения заявителя с его работниками не прекращены, что подтверждено материалами дела и не оспаривается пенсионным фондом.
Поскольку после изменения организационно-правовой формы трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником продолжены, правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.
Таким образом, расчетный период для плательщика взносов в течение календарного года, когда осуществлена реорганизация, является непрерывным, в связи с чем исчисление правопреемником базы должно проводиться нарастающим итогом с учетом выплат, произведенных реорганизованным юридическим лицом.
Изложенное согласуется с постановлением Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 13584/07, определением коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2013 N ВАС-14361/13, постановлениями Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.08.2013 по делу N А40-150312/12-91-670, от 28.05.2014 по делу N А41-33862/13, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А41-33864/13.
С учетом изложенного у пенсионного фонда отсутствовали основания для непринятия уточненного расчета заявителя по страховым взносам по форме РСВ - 1 ПФР за 9 месяцев 2014 года и расчета заявителя по страховым взносам по форме РСВ - 1 ПФР за 2014 год, в которых заявитель исчислил страховые взносы в отношении сотрудников организации нарастающим итогом.
Расчет излишне уплаченных заявителем страховых взносов на ОПС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год на ОПС и ОМС приведен заявителем в пояснениях от 11.08.2015.
Контррасчет пенсионный фонд, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, не представил.
Спор относительно излишне уплаченных заявителем сумм страховых взносов на ОПС и ОМС отсутствует.
Оплата заявителем страховых взносов за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год подтверждается материалами дела.
Пунктом 5 подпункта 3 статьи 29 Закона предусмотрена обязанность органа контроля за уплатой страховых взносов принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Пунктом 7 статьи 26 Закона предусмотрено, что решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов.
В силу пунктов 11, 14 статьи 26 Закона сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.
В данном случае определенные законом обязанности по зачету и возврату излишне уплаченных заявителем страховых взносов пенсионным фондом не исполнены.
Доводы пенсионного фонда о том, что право на применение предела облагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода для реорганизованной организации не возникает, основан на неправильном применении норм Закона.
Из доводов пенсионного фонда, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2015 по делу N А41-49467/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49467/2015
Истец: ОАО "Мослифт"
Ответчик: Государственное Учреждение-Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области
Третье лицо: Государственное Учреждение-Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области