г. Владивосток |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А51-13431/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Т.А. Солохиной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства"
апелляционное производство N 05АП-10390/2015
на решение от 14.10.2015
судьи Тимофеевой Ю.А.
по делу N А51-13431/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.10.2002)
о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 2503005866, ОГРН 1022500578308, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.11.2002) средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 292.175,17 руб., штрафа в размере 29.217,51 руб., пени в сумме 15.185,81 руб.
при участии:
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": представитель Чернова Н.Н. по доверенности от 23.01.2015 N 5/15 сроком до 31.01.2016, паспорт., представитель Гутая Н.И. по доверенности от 18.11.2015 N 53/15 сроком до 31.01.2016;
от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" - руководитель Зубенко Н.Б. на основании Приказа N 408Л от 27.07.2015, представитель Литнянчина Л.И. по доверенности от 23.09.2015 сроком на 1 год,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - заявитель, ТФОМС) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Учреждение) о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в сумме 292.175,17 рублей, штрафа в сумме 29.217,51 рублей и пени в сумме 15.185,81 рублей.
Решением от 14.10.2015 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, взыскав в бюджет ТФОМС с Учреждения использованные не по целевому назначению средства в сумме 292.175,17 рублей, штраф в сумме 29.217,51 рублей и пени в сумме 15.185,81 рублей.
Посчитав, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, установленных по делу, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что спорные денежные средства были направлены исключительно по целевому назначению, а именно на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам Учреждения. По мнению заявителя жалобы, выплата заработной платы среднему медицинскому персоналу, допущенному к работе на основании протокола заседания аттестационной комиссии в соответствии с пунктом 6 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", а также нахождение сотрудника в декретном отпуске по уходу за ребенком, что привело к несвоевременному повышению квалификации работника, не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Кроме того, Учреждение настаивает, что оно не может быть привлечено к ответственности по пункту 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N326-ФЗ), поскольку Учреждение не является казенным и не является получателем бюджетных средств, следовательно, не является субъектом ответственности данного правонарушения.
ТФОМС по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа от 05.08.2014 ТФОМС проведена проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" за период с 01.04.2012 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт проверки N 10 от 09.09.2014, согласно которому ТФОМС установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования. Сумма нецелевых расходов по результатам проверки сложилась, в том числе из выплат медицинским работникам учреждения Пыреговой А.В. и Кирилловой Т.Л., не имеющим определенного уровня требуемого профессионального образования, необходимого для выполнения возложенных на них должностных обязанностей, установленного приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" и от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", а именно:
- врач-статистик А.В. Пырегова на основании трудового договора б/н от 29.02.2005 и приказа N 148-л от 04.07.2005 принята на должность при отсутствии дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественного здоровья",
- фельдшер-лаборант Т.Л. Кириллова принята на основании трудового договора от 01.01.2006 N 241 и приказа N 241-л от 01.01.2006 на должность при отсутствии действующего сертификата специалиста (срок действия сертификата по специальности "Лабораторная диагностика" от 06.07.2006 ПК N 038941 истек 06.07.2011). Общая сумма средств ОМС, выплаченных работникам, не имеющим дополнительного профессионального образования и действующего сертификата специалиста, составила 292.175,17 рублей (в том числе: за 2012 год в сумме 200.920,32 рублей, за 2013 год в сумме 91.254,85 рублей).
ТФОМС, посчитав, что выплаты указанным специалистам в общей сумме 29.2175,17 рублей являются нецелевым использованием средств ОМС, предложило Учреждению восстановить денежные средства.
Кроме того, Учреждение было привлечено к ответственности по пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению средств ОМС в виде штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению, что составило по рассматриваемому эпизоду 29.217,51 рублей, а также Учреждению начислена пеня
Уклонение Учреждения от уплаты указанных сумм послужило основанием для обращения ТФОМС в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Учреждения и в отзыве на нее, заслушав представителей участвующих в деле сторон, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Следовательно, средства федерального внебюджетного фонда попадают в систему обязательного медицинского страхования и направляются на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования соответствующие суммы подлежат восстановлению.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевого и рационального использования средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 г. N 869 и от 23.07.2010 г. N 541н.
Указанными правовыми актами установлены следующие требования к квалификации медицинского статистика: среднее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Медико-профилактическое дело", "Лабораторная диагностика", "Стоматология", "Стоматология профилактическая", "Стоматология ортопедическая" и сертификат специалиста по специальности "Медицинская статистика" без предъявления требований к стажу работы.
К квалификации фельдшера-лаборанта установлены следующие требования: среднее профессиональное образование по специальности "Лабораторная диагностика" и сертификат специалиста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гистология", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза" без предъявления требований к стажу работы.
Из материалов дела следует, что Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" производились выплаты из средств ОМС медицинским работникам, не имеющим определенного уровня требуемого профессионального образования, необходимого для выполнения возложенных на них должностных обязанностей, установленных Приказом N541н и Приказом N415н.
Так, при отсутствии дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" на основании трудового договора от 29.02.2005 принята на должность врача-статистика А.В.Пырегова.
Также при отсутствии действующего сертификата специалиста на основании трудового договора от 01.01.2006 должность фельдшера-лаборанта занимала Т.Л.Кириллова, срок действия сертификата по специальности "Лабораторная диагностика" истек 06.07.2011.
Таким образом, Территориальным фондом ОМС представлены доказательства того, что указанные лица не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Таким образом, сертификат специалиста удостоверяет специальное право на занятие определенной медицинской деятельностью.
Кроме того, в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является основанием для отказа в выплате медицинской помощи.
Материалы дела свидетельствуют, что средства ОМС использовались на оплату труда медицинского врача - статистика А.В. Пыреговой при отсутствии у нее дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" и на оплату труда фельдшера-лаборанта Т.Л.Кирилловой при отсутствии действующего сертификата специалиста. При этом факт отсутствия вышеуказанных документов у сотрудников Учреждения не оспаривается.
Согласно акта проверки от 09.09.2014 N 10 заработная плата за период работы в указанных должностях вышеперечисленным работникам из средств ОМС составила 224.404,89 рублей. Расчет средств ОМС, выплаченных работникам, не имеющим дополнительного профессионального образования и действующего сертификата специалиста, за период с 01.04.2012 по 31.12.2013 с учетом начислений на заработную плату составил в общей сумме 292.175,17 рублей.
Таким образом, выплаты ОМС указанным выше специалистам в отсутствие у них необходимых сертификатов, свидетельствуют о нецелевом использовании Учреждением средств ОМС и подлежат восстановлению на счет ТФОМС.
Актом от 09.09.2014 N 10 ТФОМС предложено Учреждению перечислить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в срок до 24.09.2014.
В связи с нарушением срока возврата средств, использованных не по целевому назначению, Учреждению за каждый день просрочки, начиная с 24.09.2014 по 31.03.2015, начислены пени в сумме 19.769,10 руб., что соответствует положениям пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ. Судом расчет пени проверен и признается верным. С учетом частичной оплаты пени суд считает, что ТФОМС правомерно обратился за взысканием с учреждения пени в сумме 15.185,81 руб.
Поскольку нецелевое использование средств ОМС установлена материалами дела, а ответственность медицинской организации наступает за сам факт использования средств ОМС не по целевому назначению, то Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 98 Федерального медико-биологического агентства" правомерно привлечено заявителем к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что врач-статистик Пырегова А.В. находилась в декретных отпусках, в связи с чем невозможно было провести её обучение по специальности "Медицинская статистика", коллегия признает несостоятельным и отклоняет, поскольку данное обстоятельство не освобождает Учреждение от обязанности допускать к работе лиц, имеющих определенный уровень требуемого профессионального образования, необходимого для выполнения возложенных на них должностных обязанностей.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 6 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, является несостоятельной, поскольку наличие сертификата специалиста по основному профессиональному образованию является обязательным условием осуществления медицинской деятельности медицинским работником.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.10.2015 по делу N А51-13431/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13431/2015
Истец: ГУ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 98 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"