Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2016 г. N Ф06-6986/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А55-5706/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Лаврской Н.В., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Респект" - до и после перерыва представителя Андриенко Д.Н. (доверенность от 01.03.2015),
от министерства имущественных отношений Самарской области - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представителя Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014),
от администрации городского округа Самара - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
от третьих лиц: департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
департамента управления имуществом городского округа Самара - до перерыва представитель не явился, извещен,
министерства строительства Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23-30 ноября 2015 года апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2015 года по делу N А55-5706/2015 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Респект" (ОГРН 1026300973940, ИНН 6315525605), г.Самара, к министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара, администрации городского округа Самара, г.Самара, третьи лица: департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара, департамент управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, министерство строительства Самарской области, г.Самара, общество с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции", г.Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Респект" (далее - ООО "Фирма "Респект", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв.м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования и обязании министерства имущественных отношений Самарской области предоставить ООО "Фирма "Респект" в собственность за выкуп земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв.м, занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд (л.д.153-154).
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06 марта 2007 года N 1911/2007 о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, отсутствие доказательств, подтверждающих направление оспариваемого решения обществу по юридическому адресу, суд первой инстанции восстановил обществу процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, департамент управления имуществом городского округа Самара, министерство строительства Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции" (далее - ООО "Энергоинвестиции").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2015 года отказ министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв.м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, признан незаконным. На министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность передать в администрацию городского округа Самары заявление ООО "Фирма "Респект" от 16 апреля 2014 года N 12-1/0863/14 с приложениями к нему. На администрацию городского округа Самара возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Фирма "Респект" путем направления проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв.м, занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку заявитель не подтвердил свое исключительное право на предоставление в собственность земельного участка, занимаемого объектом недвижимости. Заявителем пропущен срок на обращение в арбитражный суд.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Самара и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23 ноября 2015 года объявлялся перерыв до 10 час 20 мин 30 ноября 2015 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 30 ноября 2015 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и министерства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 марта 2008 года заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание - гараж, одноэтажное, литера 1, общей площадью 155,80 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2 (л.д.36).
Основанием для государственной регистрации права собственности на указанный объект является договор, в соответствии с которым ООО "Фирма "Респект" приобрело указанное нежилое здание (л.д.37-40).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 08 апреля 2014 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0521003:785, общей площадью 407+/-7 кв.м, расположенный по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, поставлен на государственный кадастровый учет 08 апреля 2014 года (л.д.8-15). Разрешенное использование - занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
ООО "Фирма "Респект" 16 апреля 2014 года обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 407 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования (л.д.157-159).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом к заявлению в соответствии с требованиями п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации были приложены документы согласно перечню, установленному приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок": схема расположения земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из ЕГРП на земельный участок, на здание, учредительные документы заявителя, документы, подтверждающие полномочия представителя, что подтверждается распиской (л.д.159).
Из материалов дела следует, что уведомлением от 05 ноября 2014 года исх. N 12-1/0863/14 министерство отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д.18-20).
Основанием для отказа послужило то, что в результате проведенного министерством осмотра земельного участка комиссией по проведению осмотра установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится часть двухэтажного кирпичного здания; со стороны точек 10, 24, 12 у здания отсутствуют стены.
Кроме того, основанием для отказа послужило то, что испрашиваемый заявителем земельный участок частично входит в границы земельного участка, формируемого министерством строительства Самарской области в целях предоставления по итогам конкурса, согласно нормам постановления Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства".
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст.35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21 июня 2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п.2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему порядку.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26 февраля 2015 года N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01 марта 2015 года порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Самарской области "О земле", из которых также следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории г.Самары осуществляют органы местного самоуправления г.о.Самара.
Приняв во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции посчитал, что при рассмотрении заявления ООО "Фирма "Респект" об оспаривании отказа подлежат применению нормативные акты, действовавшие до 01 марта 2015 года.
В соответствии с ч.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, в соответствии с пунктом 6 которого к заявлению должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Кроме того, в настоящее время действуют нормы (часть 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации), согласно которым без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции критически оценил акт осмотра земельного участка от 26 мая 2014 года (л.д.61-64) и признал необоснованным довод министерства о том, что в результате проведенного осмотра земельного участка комиссией установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится часть двухэтажного кирпичного здания.
Из указанного акта следует, что представитель ООО "Фирма "Респект" при осмотре испрашиваемого земельного участка не присутствовал.
Между тем определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 46-АПГ14-1 признан не действующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 в части осуществления министерством имущественных отношений Самарской области осмотра земельного участка.
Утверждение министерства о том, что ООО "Фирма "Респект" произведена реконструкция принадлежащего заявителю объекта капитального строительства - гаража, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылка министерства на то, что со стороны точек 10, 24, 12 у здания, принадлежащего ООО "Фирма "Респект", отсутствуют стены, не свидетельствует о произведенной реконструкции.
Указанное обстоятельство подтверждается техническим заключением (л.д.111-129).
Согласно выводам технического заключения состояние имеющихся инженерных сетей работоспособное; состояние конструкций работоспособное; в результате выполненных работ не разрушались существующие несущие конструкции, не возводились новые пристрои, не выполнялся надстрой здания, не увеличивался строительный объём, не менялось целевое назначение. Выполненные работы в нежилом помещении литера Г не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности здания; изменение внешних параметров строения не зафиксировано (л.д.120).
Материалами дела подтверждается, что права ООО "Фирма "Респект" на нежилое здание, расположенное на земельном участке, подтверждены свидетельством о государственной регистрации права 63-АВ N 889200 от 26 марта 2008 года, а также выпиской из ЕГРП от 04 июля 2014 года N 01/029/2014-1915 (л.д.66).
Относительно довода министерства о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок частично входит в границы земельного участка, формируемого министерством в целях предоставления по итогам конкурса, согласно нормам постановления правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Заявителем в материалы дела представлено распоряжение от 06 марта 2014 года N 163, в соответствии с которым департаментом управления имуществом городского округа Самара утверждена схема расположения земельного участка площадью 407 кв.м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования, относящегося по категории к землям населённых пунктов, в пределах территории зоны деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2), по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:0521003 (л.д.139).
Оценив невозможность предоставления участка заявителю в собственность по причине его наложения на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0521003:797, площадью 2055 +/- 16 кв.м, разрешенное использование: для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной стоянкой, расположенный по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, Московское шоссе (в районе ГРКЦ "Айсберг"), суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности и недоказанности данного обстоятельства.
Данные обстоятельства подтверждаются фактом постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 63:01:0521003:797 (л.д.140-143). В этой связи суд считает, что в материалы дела не представлены доказательства фактического пересечения испрашиваемого участка с земельным участком с кадастровым номером 63:01:0521003:797.
В связи с изложенным суд первой инстанции посчитал необоснованным данное основание для отказа в предоставлении заявителю земельного участка.
Кроме того, постановление правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства" утратило силу в связи с изданием постановления правительства Самарской области от 21 апреля 2015 года N 203, вступившего в силу со дня официального опубликования.
Относительно соразмерности площади испрашиваемого земельного участка суд первой инстанции исходил из того, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 13535/10 и от 27 января 2009 года N 12202/07).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01 марта 2011 года N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Таким образом, в момент формирования данного земельного участка в существующих границах его площадь уже была определена уполномоченным на то органом в соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Учитывая площадь объекта недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, его назначение и фактическое использование, суд считает, что заявителем представлены достаточные доказательства, подтверждающие необходимость использования и эксплуатации земельного участка в заявленном размере. При этом доказательств, подтверждающих, что площадь земельного участка явно завышена, министерством в материалы дела не представлено.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства указывают на то, что оспариваемый заявителем отказ министерства в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв.м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2 не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015), а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ст.201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
На момент рассмотрения судом заявления ООО "Фирма "Респект" статьи 28-36 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ с 01 марта 2015 года утратили силу.
В соответствии с положениями ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Следовательно, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату принятия соответствующим государственным или муниципальным органом решения о предоставлении земельного участка (применительно к положениям ранее действующих ст.29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации) не требуется.
Основанием предоставления земельного участка в данном случае является собственно договор купли-продажи.
Принимая во внимание Закон Самарской области от 29 декабря 2014 года N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятый Самарской Губернской Думой 24 февраля 2015 года Закон Самарской области 26 февраля 2015 года N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, а также постановление администрации городского округа Самара от 01 апреля 2015 года N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вступающего в силу с 01 апреля 2015 года и распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 01 марта 2015 года), суд первой инстанции с учетом имеющего место между сторонами спора - оспаривания заявителем конкретного ненормативного правового акта, принятого заинтересованным лицом - министерством имущественных отношений Самарской области, а не допущенного последним незаконного бездействия по нерассмотрению заявления ООО "Фирма "Респект" от 16 апреля 2014 года N 12-1/0863/14, в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обязал министерство имущественных отношений Самарской области в установленном законом порядке передать в администрацию городского округа Самары заявление ООО "Фирма "Респект" от 16 апреля 2014 года N 12-1/0863/14 с приложениями к нему; обязал администрацию городского округа Самары по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "Фирма "Респект" путем направления проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Ленинский район, ул.Дачная, д.2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв.м, занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
Данный вывод арбитражным судом первой инстанции сделан с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". В данном конкретном случае суд не подменяет уполномоченный орган и не предрешает существо решения по спорному вопросу - о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого им земельного участка, так как данный вопрос уже был разрешен уполномоченным органом - министерством, которым и было уже принято по результатам рассмотрения заявления ООО "Фирма "Респект" от 16 апреля 2014 года N 12-1/0863/14 решение, содержащееся в уведомлении от 05 ноября 2014 года N 12-1/0863/14, признанное судом не соответствующим положениям закона.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность повторного обращения соответствующего лица в уполномоченный орган по вопросу предоставления в собственность земельного участка при исполнении им предписаний Закона при первоначальном обращении по данному вопросу именно в уполномоченный на момент обращения орган.
Кроме того, последующее принятие Самарской Губернской Думой 25 декабря 2014 года Закона Самарской области от 29 декабря 2014 года N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и Закона Самарской области 26 февраля 2015 года N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, не должно повлечь наступления для заявителя негативных последствий в виде повторного рассмотрения его заявления либо искусственной пролонгации срока рассмотрения данного заявления, так как в рамках настоящего дела администрация городского округа Самары, как полноправный участник данного арбитражного процесса, имела реальную процессуальную возможность заявить против требований общества свои аргументированные возражения, что при отсутствии со стороны суда каких-либо препятствий сделано ею по своему волеизъявлению не было.
При таких обстоятельствах требования заявителя подтверждены материалами дела, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил их.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не подтвердил свое исключительное право на предоставление в собственность земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, отклоняется. Как следует из оспариваемого отказа, изложенного в письме министерства от 05 ноября 2015 года N 12-1/0863/14, на испрашиваемом участке находится нежилое здание, принадлежащее заявителю на праве собственности. При этом указано на представление обществом копии свидетельства о государственной регистрации права собственности 63-АВ N 889200 от 26.03.2008.
Ссылка министерства на то, что заявителем пропущен срок на обращение в арбитражный суд, не принимается, так как суд первой инстанции указанный процессуальный срок на основании ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации восстановил, признав уважительными причины его пропуска заявителем.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 15 сентября 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство имущественных отношений Самарской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2015 года по делу N А55-5706/2015 (с учетом определения суда об исправлении опечатки от 15 сентября 2015 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5706/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2016 г. N Ф06-6986/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "фирма"Респект", Троцкий Глеб Владимирович
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Жилищно-строительный кооператив "Татищев" в лице конкурсного управляющего Воробьева С. А., Министерство строительства Самарской области, ООО "Энергоинвестиции"