г. Красноярск |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А33-7111/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" декабря 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Ишутиной О.В., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске - Бондарчук Д.В. - представителя по доверенности от 15.05.2015;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Рожковой И.Е. - представителя по доверенности от 05.03.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" августа 2015 года по делу N А33-7111/2015, принятое судьёй Бычковой Л.К.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092, Промзона АНПЗ, Большеулуйский район, Красноярский край) о взыскании 2799215 рублей 93 копейки платы за пользование вагонами, 190215 рублей 60 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 01.06.2015 по день исполнения решения.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 07.05.2015 возбуждено производство по делу.
Определением от 27.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью "НТ-сервис", Красноярский край, г. Уяр.
Представитель истца в первой инстанции уточнил, что просит взыскать начиная с 01.06.2015 проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга 2799215 рублей 93 копейки, рассчитанные по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, установленным в федеральном округе по месту нахождения кредитора, опубликованным Банком России, а в случае отсутствия опубликованных ставок - по последней из опубликованных ставок, и имевшим место в соответствующие периоды просрочки по день фактической оплаты долга. Уточнение принято судом первой и нстанции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.08.2015 исковые требования удовлетворены. С закрытого акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 2989431 рубль 53 копейки, в том числе: 2799215 рублей 93 копейки платы за пользование вагонами, 190215 рублей 60 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.06.2015 проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга 2799215 рублей 93 копейки, рассчитанные по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, установленным в федеральном округе по месту нахождения кредитора, опубликованным Банком России, а в случае отсутствия опубликованных ставок - по последней из опубликованных ставок, и имевшим место в соответствующие периоды просрочки по день фактической оплаты долга, 37947 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "РН-Транс" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что судом первой инстанции не учтено, что указание в пункте 15 договора от 31.05.2010 N 41 на внесение грузополучателем перевозчику платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их задержки на путях станции Уяр по причинам, зависящим от владельца, грузоотправителя, грузополучателя, в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, не может свидетельствовать о согласовании сторонами порядка и размера данной платы, поскольку применение ставок платы, установленных Тарифным руководством N 2, размеры которых непосредственно в договоре от 31.05.2010 N41 не предусмотрены, в случае непринадлежности вагонов ОАО "РЖД", но их обслуживания локомотивами ОАО "РЖД", противоречит положениям статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ и пункта 12 Тарифного руководства N 2, разъяснениям, изложенным в п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.05.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также сложившейся судебной практике по данной категории дел; конкретные размеры ставок платы за пользование вагонами, не принадлежащих ОАО "РЖД", должны быть в обязательном порядке установлены сторонами в договоре, отсылка в договоре N 41 от 31.05.2010 на Тарифное руководство N 2 при отсутствии согласованных ставок платы в тексте самого договора не может свидетельствовать о согласовании сторонами размера платы за пользование вагонами (платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, платы за пользований инфраструктурой); суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличие вины грузополучателя в неприеме вагонов.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал, что перевозчик не исполнил обязанности по техническому осмотру вагонов, однако сформировал ведомости подачи-уборки вагонов для начисления платы за вагоны, не готовые к подаче. При отсутствии доказательств признания вагонов годными под погрузку, начисление платы необоснованно.
Суд первой инстанции не исследовал вопрос об отсутствии подписи либо доказательств предъявления на подпись актов владельцу пути необщего пользования, без которых акты общей формы становятся нелегитимными.
ОАО "РЖД" представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 01.12.2015.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "РН-Транс" поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик), обществом с ограниченной ответственностью "НТ-сервис" (владелец) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (грузоотправитель, грузополучатель) 31 мая 2010 года заключен договор N 41 на подачу и уборку вагонов ЗАО "ЮТС" на железнодорожный путь необщего пользования, по условиям которого осуществляется подача, расстановка места погрузки, выгрузки и уборка вагонов ЗАО "ЮТС" с железнодорожного пути необщего пользования ООО "НТ-сервис", примыкающего к 16 ходовому пути станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОА "РЖД", через стрелочный перевод N 701, локомотивом перевозчика (пункт 1 договора).
Согласно пункту 3 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается приёмосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю "грузоотправителя, грузополучателя" - оператору пункта подготовки вагонов за 2 часа до начала подачи по телефону, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов.
Пунктом 15 установлено, что в случае неприема прибывших вагонов по причинам, зависящим от владельцев или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта":
- в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50 % платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время задержки на путях станции;
- в отношении вагонов принадлежащих перевозчику в размере платы за пользование вагонами, установлено Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
Согласно пункту 18 договора настоящий договор вступает в силу с 01.07.2010 и действует по 31.12.2010 года.
В случае если ни одна из сторон за 30 календарных дней до истечения срока действия договора не заявит о своем желании его расторгнуть, то договор пролонгируется автоматически на каждый следующий календарный год.
Дополнительным соглашением N 16-12 от 17.02.2012 стороны в связи с переименованием ЗАО "Юкос-Транссервис" - в ЗАО "РН-Транс" договорились читать наименование "грузоотправителя, грузополучателя" вместо ЗАО "ЮТС" - ЗАО "РН-Транс".
На станции Уяр 05.04.2014 г. в 20-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 22-30- 05.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1763,1/1764, 1/1757, 1/1756. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 09 час. 30 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 060418 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 19192 рубля 05 копеек без НДС или 22 647,2 руб. с НДС.
На станции Уяр 06.04.2014 г. в 11-36 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 13-36- 06.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1779,1/1780, 177,1/1771. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 03 час. 04 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 060423 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 3763 рубля 02 копейки без НДС или 4440 рублей 06 копеек с НДС.
На станции Уяр 06.04.2014 г. в 07-45 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 09-45- 06.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1783,1/1784,1/1767,1/1768. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 07 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 060424 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 16376 рублей без НДС или 19323 рубля 07 копеек с НДС.
На станции Уяр 06.04.2014 г. в 11-27 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 13-27- 06.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1787,1/1788,1/1770,1/1769. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 06 час. 53 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 070427 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 13790 рублей 07 копеек без НДС или 16273 рубля с НДС.
На станции Уяр 06.04.2014 г. в 16-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 18-50- 06.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1799,1/1800, 1/1785,1/1786. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 09 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 070430 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 10133 рубля 02 копейки без НДС или 11957 рублей 02 копейки с НДС.
На станции Уяр 07.04.2014 г. в 02-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 04-00- 07.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1801,1/1802, 1/1796,1/1797. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 03 час. 45 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 070434 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 6656 рублей без НДС или 7854 рубля 01 копейка с НДС.
На станции Уяр 06.04.2014 г. в 21-55 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-55- 06.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1806,1/1807, 1/1792,1/1793. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 12 час. 45 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 070438 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 27273 рубля 02 копейки без НДС или 32182 рубля 04 копейки с НДС.
На станции Уяр 06.04.2014 г. в 13-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О. В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 15-00- 06.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1810,1/1811, 1/1773,1/1772. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 34 час.35 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 080447 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 86486 рублей 04 копейки без НДС или 102054 рубля с НДС.
На станции Уяр 07.04.2014 г. в 21-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О. В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-50- 07.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1808,1/1809, 1/1812,1/1813. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 07 час.00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 080448 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 14507 рублей 01 копейка без НДС или 17118 рублей 04 копейки с НДС.
На станции Уяр 08.04.2014 г. в 11-40 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 13-40- 08.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1825,1/1826, 1/1821,1/1822. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 05 час.20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 080454 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 9977 рублей 05 копеек без НДС или 11773 рубля 05 копеек с НДС.
На станции Уяр 08.04.2014 г. в 19-32 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 21-32- 08.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1827,1/1828, 1/1831,1/1832. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 02 час.48 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 090460 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 6067 рублей 02 копейки без НДС или 7159 рублей 03 копейки с НДС.
На станции Уяр 08.04.2014 г. в 07-15 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 09-15- 08.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1842,1/1843, 1/1816,1/1817. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 21 час.05 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 090463 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 40834 рубля 08 копеек без НДС или 48185 рублей 01 копейка с НДС.
На станции Уяр 09.04.2014 г. в 01-14 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 03-14- 09.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1870,1/1871, 1/1838,1/1840. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 18 час. 11 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 100471 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 37308 рублей 06 копеек без НДС или 44024 рубля 01 копейка с НДС.
На станции Уяр 09.04.2014 г. в 06-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 08-00- 09.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1872,1/1873, 1/1844,1/1845. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 17 час.40 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 100472 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 29478 рублей 04 копейки без НДС или 34784 рубля 05 копеек с НДС.
На станции Уяр 08.04.2014 г. в 21-35 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-35- 08.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1829,1/1830, 1/1877,1/1878. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 12 час.50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 100484 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 26940 рублей 06 копеек без НДС или 31789 рублей 09 копеек с НДС.
На станции Уяр 09.04.2014 г. в 11-05 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 13-05- 09.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1863,1/1864, 1/1875,1/1876. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 18 час.20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 100485 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 38409 рублей 08 копеек без НДС или 45323 рубля 06 копеек с НДС.
На станции Уяр 10.04.2014 г. в 11-25 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 13-25- 10.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/1883,1/1884, 1/1891,1/1892. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 07 час.40 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 110486 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 16 171 рубль 03 копейки без НДС или 19082 рубля 01 копейка с НДС.
На станции Уяр 15.04.2014 г. в 04-20 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 06-20- 15.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2008,1/2009, 1/2030,1/2031. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 17 час.55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 150480 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 34084 рубля 04 копейки без НДС или 40219 рублей 06 копеек с НДС.
На станции Уяр 15.04.2014 г. в 14-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 16-00- 15.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2020,1/2021, 1/2025,1/2026. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 03 час.50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 150481 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 8294 рубля 04 копейки без НДС или 9787 рублей 04 копейки с НДС.
На станции Уяр 15.04.2014 г. в 18-45 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 20-45- 15.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2023,1/2024, 1/2044,1/2043. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 08 час.50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 160485 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 17733 рубля 01 копейка без НДС или 20925 рублей 01 копейка с НДС.
На станции Уяр 15.04.2014 г. в 22-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 00-30- 16.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2032,1/2033, 1/2045,1/2046. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 09 час.30 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 160486 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 20472 рубля без НДС или 24157 рублей с НДС.
На станции Уяр 15.04.2014 г. в 23-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 01-50- 16.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2057,1/2058, 1/2034,1/2035. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 14 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 170403 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 23641 рубль 02 копейки без НДС или 27896 рублей 06 копеек с НДС.
На станции Уяр 16.04.2014 г. в 16-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 18-30- 16.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2063,1/2064, 1/2059,1/2060. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 02 час.30 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 170404 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 5068 рублей 08 копеек без НДС или 5981 рубль 02 копейки с НДС.
На станции Уяр 17.04.2014 г. в 11-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 13-50- 17.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2075,1/2076, 1/2078,1/2079. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 06 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 170414 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 9977 рублей 05 копеек без НДС или 11773 рубля 05 копеек с НДС.
На станции Уяр 16.04.2014 г. в 01-40 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 03-40- 16.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2036,1/2037, 1/2061,1/2062. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 15 час.50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180417 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 29886 рублей 02 копейки без НДС или 35265 рублей 07 копеек с НДС.
На станции Уяр 17.04.2014 г. в 19-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 21-50- 17.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2077,1/2086, 1/2095,1/2096. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 06 час.20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180422 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 8192 рубля без НДС или 9666 рублей 06 копеек с НДС.
На станции Уяр 16.04.2014 г. в 21-40 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-40- 16.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2119,1/2120, 1/2065,1/2066. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 41 час. 15 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180435 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 92614 рублей 04 копейки без НДС или 109285 рублей с НДС.
На станции Уяр 17.04.2014 г. в 19-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 21-50- 17.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2087,1/2088, 1/2105,1/2106. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 10 час.05 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 180436 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 20727 рублей 09 копеек без НДС или 24458 рублей 09 копеек с НДС.
На станции Уяр 18.04.2014 г. в 21-50 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-50- 18.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2121,1/2122, 1/2143,1/2144. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 02 час.50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 190459 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 5913 рублей 06 копеек без НДС или 6978 рублей с НДС.
На станции Уяр 17.04.2014 г. в 21-30 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-30- 17.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2097,1/2098, 1/2141,1/2142. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 27 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 190460 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 47432 рубля 07 копеек без НДС или 55970 рублей 06 копеек с НДС.
На станции Уяр 23.04.2014 г. по прибытии поезда N 1593, индекс 9600-191-8927 был составлен акт общей формы N4/8618 от 23.04.2014 г. свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 17.04.2014 г. были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст.Заозерная 22.04.2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN ПО которые грузополучателю вручены лично или по почте. Время простоя составило 123-45 часов по акту N4/8618. В ведомости подачи и уборки вагонов N 230430 начислена плата в сумме 63060 рублей 03 копейки без учета НДС или 74411 рублей 15 копеек с НДС. Плата начислена только по вагонам по которым прошел срок доставки: 50065267,57233959,51104446,51816791, 50347392,51861821,51815306,57232696,73014219.
На станции Уяр 25.04.2014 г. по прибытии поезда N 3347, индекс 9600-894-8927 был составлен акт общей формы N4/8760 от 25.04.2014 г. свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 19.04.2014 г. были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст.Заозерная 25.04.2014 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями NN 113,117 которые грузополучателю вручены лично или по почте. Время простоя составило 144-15 часов по акту N4/8760. В ведомости подачи и уборки вагонов N 270447 начислена плата в сумме 16932 рубля 02 копейки без учета НДС или 19980 рублей с НДС. Плата начислена только по вагонам по которым прошел срок доставки:54098371,57106163.
На станции Уяр 27.04.2014 г. в 04-41 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 06-41- 27.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2479,1/2480, 1/2465,1/2466. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 05 час.39 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 270446 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 12280 рублей без НДС или 14490 рублей 04 копейки с НДС.
На станции Уяр 21.04.2014 г. в 16-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 18-00- 21.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2257,1/2258, 1/2487,1/2488. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 144 час.35 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 270452 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 668821 рубль 09 копеек без НДС или 789209 рублей 84 копейки с НДС.
На станции Уяр 27.04.2014 г. в 14-25 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 16-25- 27.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2485,1/2486, 1/2504,1/2505. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 14 час.05 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 280461 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 22208 рублей 04 копекйи без НДС или 26205 рублей 91 копейка с НДС.
На станции Уяр 26.04.2014 г. в 23-05 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 01-05- 27.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2462,1/2463, 1/2520,1/2521. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 36 час.35 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 280462 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 88746 рублей 01 копейка без НДС или 104720 рублей 04 копейки с НДС.
На станции Уяр 28.04.2014 г. в 03-55 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 05-55- 28.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2512,1/2513, 1/2537,1/2538. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 13 час.25 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 280465 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 28656 рублей без НДС или 33814 рублей 08 копеек с НДС.
На станции Уяр 27.04.2014 г. в 11-21 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 13-21- 27.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2476,1/2477, 1/2518,1/2519. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 24 час. 19 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 280466 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 42926 рублей без НДС или 50652 рубля 68 копеек с НДС.
На станции Уяр 28.04.2014 г. в 00-10 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 02-10- 28.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2494,1/2495, 1/2542,1/2543. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 28 час.50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 290405 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 52421 рубль без НДС или 61856 рублей 78 копеек с НДС.
На станции Уяр 26.04.2014 г. в 08-15 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 10-15- 26.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2451,1/2452, 1/2545,1/2544. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 68 час.45 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 290406 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 257928 рублей 03 копейки без НДС или 304355 рублей 39 копеек с НДС.
На станции Уяр 25.04.2014 г. в 21-10 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 23-10- 25.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2445,1/2446, 1/2555,1/2554. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 84 час.50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 290414 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 339399 рублей 08 копеек без НДС или 400491 рубль 76 копеек с НДС. На станции Уяр 29.04.2014 г. в 04-00 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 06-00- 29.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2574,1/2575, 1/2553,1/2552. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 14 час.30 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 290424 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 30704 рубля без НДС или 36230 рублей 72 копейки с НДС.
На станции Уяр 29.04.2014 г. в 12-35 уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. была уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузке. Готовые к подаче вагоны в 14-35- 29.04.2014 г. приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/2576,1/2577, 1/2562,1/2561. Простой вагонов на путях общего пользования на станции Уяр составил 09 час.20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 300 422 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 20727 рублей 09 копеек без НДС или 24458 рублей 92 копейки с НДС.
Всего истцом начислена плата в сумме 2799215 рублей 93 копейки.
Акты и ведомости подачи и уборки вагонов не подписаны ответчиком, что подтверждается указанием на отказ от подписания в самих документах и представленными в материалы дела актами общей формы об отказе от подписи.
В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которых отражены дата и время подачи уведомлений, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность.
На основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в вышеуказанных ведомостях подачи и уборки вагонов начислена плата в размере 50% от ставок плат, предусмотренных Тарифным руководством N 2 (таблица 9).
Поскольку ответчик не оплатил начисленную истцом плату за пользование путями общего пользования, то истец обратился в суд о взыскании с ответчика 2799215 рублей 93 копейки платы, 190215 рублей 60 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за общий период с 21.06.2014 по 30.05.2015, начиная с 01.06.2015 проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга 2799215 рублей 93 копейки, рассчитанные по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, установленным в федеральном округе по месту нахождения кредитора, опубликованным Банком России, а в случае отсутствия опубликованных ставок - по последней из опубликованных ставок, и имевшим место в соответствующие периоды просрочки по день фактической оплаты долга.
Заслушав устные выступления, исследовав представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что правоотношения сторон возникли в связи с исполнением договора от 31.05.2010 N 41, которые регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12 указано, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устав железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Как следует из искового заявления, истец в обоснование правомерности требования о взыскании платы ссылается на условия пункта 15 договора от 31.05.2010 N 41. Стороны согласовали возможность применения ответственности в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% от платы за пользование вагонами, установленных Тарифным руководством N 2.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 (Постановление ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 24.12.2013) "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2002 N 3678) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства N 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельством наличия вины грузополучателя.
В материалы дела представлены акты общей формы, подтверждающие факт, того что готовые к подаче на пути необщего пользования вагоны простояли на путях общего пользования на станции Уяр по неприему ЗАО "РН-Транс".
Пунктом 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены акты общей формы, составленные по причине простоя готовых к подаче вагонов на пути необщего пользования по неприему ЗАО "РН-Транс".
Из материалов дела следует, что акты общей формы не подписаны представителем ответчика ввиду его отказа от подписи, о чем составлены соответствующие акты общей формы.
В соответствии с пунктом 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Таким образом, поскольку все акты общей формы подписаны двумя работниками станции, следовательно, представленные акты составлены в соответствии с Правилами N 45, а доводы ответчика о том, что представленные акты общей формы не могут быть приняты судом в качестве надлежащего доказательства, являются необоснованными.
Доводы ответчика о том, что в соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, также не принимаются арбитражным судом как обоснованные. В случае если перевозчик не уведомил грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами до получения уведомления об их прибытии. В данном случае речь идет о плате от момента прибытия вагонов до момента уведомления о готовности вагонов к подаче. В указанной статье установлено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца о готовности к подаче вагонов, контейнеров к месту их погрузки, выгрузки не менее чем за два часа до объявленной подачи, что также установлено и пунктом 3 договора от 31.05.2010 N 41. Плата по настоящему исковому заявлению начислена именно за период, когда было подано уведомление о готовности вагонов к подаче и ответчиком через два часа вагоны не были забраны с путей общего пользования.
Ссылка ответчика на то, что акты общей формы не предъявлялись и не направлялись владельцу пути необщего пользования, не принимается судом, в связи с тем, что договор N 41 предусматривает обязанность по оформлению документов с участием ЗАО "РН-Транс", поскольку ветвевладелец не несет никаких обязательств по внесению плат, сборов и штрафов.
Согласно пункту 3 договора от 31.05.2010 N 41 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче вагонов передается приёмосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю грузоотправителя, грузополучателя - оператору пункта подготовки вагонов за 2 часа до начала подачи по телефону, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов.
В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которых отражены наименование грузоотправителя/грузополучателя, номера вагонов, наименования грузов, планируемое время подачи вагонов, дата и время подачи уведомления, кто принял уведомление.
Таким образом, истцом в соответствии с условиями договора от 31.05.2010 N 41 доказан факт уведомления ответчика о простое вагонов.
Довод третьего лица - ООО "НТ-сервис" о том, что представленные ведомости подачи-уборки вагонов не содержат информации о начале и продолжительности задержки вагонов, принимается судом. Однако, отсутствие в ведомостях подачи уборки вагонов в графе "дата и время подачи" информации связано с тем, что такая информация не могла быть отражена ввиду того, что подача вагонов еще не произведена, в ведомостях отражена информация о задержке вагонов, т.е. указан номер акта общей формы, время задержки и сумма платы без НДС.
Кроме того, суд считает возможным рассчитать время простоя из представленных в материалы дела актов общей формы и уведомлений о подаче вагонов.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вина перевозчика в задержке вагонов не установлена.
Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что ЗАО "РН-Транс" отказывался от приема вагонов в связи с невыполнением условий договора по их формированию или количества одновременно подаваемых перевозчиком, а также иные доказательства, опровергающие доводы истца.
Представленный истцом расчет платы за пользование вагонами в сумме 2799215 рублей 93 копейки с учетом налога на добавленную стоимость соответствует условиям договора.
Довод ответчика о том, что истцом не представлены доказательства готовности подаваемых вагонов под налив и выписки из книги ВУ-14, также обоснованно отклонен судом первой инстанции как не соответствующий обстоятельствам дела.
Так, согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации подготовка вагонов, контейнеров, в том числе и специализированных вагонов, не принадлежащих перевозчику, производятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителя в соответствии с заключенным договором. В материалы дела сторонами такой договор не представлен. Кроме того, исходя из пояснений истца, на станции Уяр промыво-пропарочная станция не принадлежит перевозчику. Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что обязанность у истца представления соответствующих документов законодательством или договором не предусмотрена.
Довод ответчика о том, что истцом не был представлен надлежащий расчет иска, опровергается материалами дела.
Истцом также заявлено требование о взыскании 190215 рублей 60 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.06.2014 по 30.05.2015.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.06.2015) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У с 14.09.2012 ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых.
Порядок расчета процентов, период начисления, применяемая ставка рефинансирования проверены арбитражным судом, расчет признан верным, в связи с чем требование о взыскании 190215 рублей 60 копеек является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
По результатам рассмотрения, апелляционной жалобы, доводы последней не нашли своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 15 договора от 31.05.2010 N 41, в случаях задержки вагонов в пути следования на станциях Красноярской железной дороги по неприему станцией Уяр по причинам, зависящим от владельца, грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки. В отношении собственных или арендованных вагонов размер платы составляет 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время задержки на путях станции задержки.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 (Постановление ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 24.12.2013) "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2002 N 3678) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы, как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях предусмотрена договором, истец вправе требовать ее выплаты.
В настоящем деле такое условие было установлено в договоре N 41 путем отсылки к ставке, установленной таблицей 9 Тарифного руководства N 2, что не противоречит требованием статей 420 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что отсылка в договоре N 41 от 31.05.2010 на Тарифное руководство N 2 при отсутствии согласованных ставок платы в тексте самого договора не может свидетельствовать о согласовании сторонами размера платы за пользование вагонами (платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, платы за пользований инфраструктурой).
Довод заявителя апелляционной жалобы об освобождении ответчика в силу статьи 39 Устава от платы за пользование вагонами, поскольку задержка вагонов на путях общего пользования произошла по вине перевозчика, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Абзацем 10 статьи 39 Устава предусмотрено, что грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленное соответствующим договором.
Статьей 11 Устава предусмотрено направление согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов для согласования владельцу инфраструктуры, в расположении которого находится станция отправления. Согласование заявки на перевозку грузов владельцем инфраструктуры, в распоряжении которого находится станция назначения, Уставом не предусмотрено.
Перечнем критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 N 192, не предусмотрен отказ грузоотправителю в осуществлении перевозки в связи с отсутствием у грузополучателя технологической возможности принять вагоны.
Также, поскольку в пути следования возможны задержки поездов, перевозчик при согласовании заявки различным грузоотправителям на перевозку грузов с различных станций отправления не может предугадать количество вагонов, которые прибудут на станцию назначения в адрес каждого из грузополучателей в тот или иной день.
Судом первой инстанции было обоснованно учтено, что порожние вагоны, поступающие в адрес ЗАО "РН-Транс", не принадлежат ОАО "РЖД", вследствие чего перевозчик лишен возможности отрегулировать грузопоток.
Кроме того, предметом иска является договорная плата, нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта в данном случае не применимы.
Более того, в силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в нарушение указанных норм ответчиком не представлено доказательств того, что простой вагонов состоялся по причинам, от него не зависящим.
Поскольку обстоятельства, предусмотренные статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлены, довод ответчика о недоказанности вины в задержке вагонов на путях общего пользования подлежит отклонению.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что перевозчик не исполнил обязанности по техническому осмотру вагонов, однако сформировал ведомости подачи-уборки вагонов для начисления платы за вагоны, не готовые к подаче. При отсутствии доказательств признания вагонов годными под погрузку, начисление платы необоснованно. Данный довод подлежит отклонению, поскольку в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.03 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:
вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им;
контейнеров - грузоотправителями.
В материалы дела представлены акты общей формы, подтверждающие факт, того что готовые к подаче на пути необщего пользования вагоны простояли на путях общего пользования на станции Уяр по неприему ЗАО "РН-Транс".
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос об отсутствии подписи либо доказательств предъявления на подпись актов владельцу пути необщего пользования, без которых акты общей формы становятся нелегитимными, также не принимается судом апелляционной инстанции как обоснованный, поскольку опровергается содержанием обжалуемого судебного акта. Обстоятельства уведомления ответчика о подаче вагонов исследованы судом первой инстанции. Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены акты общей формы, составленные по причине простоя готовых к подаче вагонов на пути необщего пользования по неприему ЗАО "РН-Транс". Акты общей формы не подписаны представителем ответчика ввиду его отказа от подписи, о чем истцом составлены соответствующие акты общей формы.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2015 года по делу N А33-7111/2015 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (ответчика - АО "РН-Транс").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 августа 2015 года по делу N А33-7111/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7111/2015
Истец: ОАО РЖД, ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ЗАО "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске
Третье лицо: ЗАО "РН-Транс", ООО "НТ-Сервис"