Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф06-7051/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А06-3141/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макарова Юрия Андреевича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2015 года по делу N А06-3141/2015 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Макарова Юрия Андреевича
к Управлению муниципального имущества администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Ленина, 14, ОГРН 1103015001550, ИНН 3015090926),
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц - администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178), Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8),
о признании незаконным решения по отказу в предоставлении земельного участка под размещение некоммерческой парковки, выраженного в письме, исх. 30-10-02-40/15 от 13.01.2015 года, об обязании утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, площадью ориентировочно 150 кв.м., прилегающей к земельному участку, кадастровый номер 30:12:010055:507, расположенному по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, 1а,
без участия в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Макарова Юрия Андреевича, Управления муниципального имущества администрации города Астрахани, администрации города Астрахани, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани (почтовые уведомления N N 80385-80389 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Макаров Юрий Андреевич обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению муниципального имущества администрации города Астрахани о признании незаконным решения по отказу в предоставлении земельного участка под размещение некоммерческой парковки, выраженного в письме, исх. 30-10-02-40/15 от 13.01.2015, об обязании утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, площадью ориентировочно 150 кв.м., прилегающей к земельному участку, кадастровый номер 30:12:010055:507, расположенному по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, 1а.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2015 года по делу N А06-3141/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, индивидуальный предприниматель Макаров Юрий Андреевич обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Макарова Юрия Андреевича, Управления муниципального имущества администрации города Астрахани, администрации города Астрахани, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Предпринимателю Макарову Юрию Андреевичу принадлежит на праве собственности нежилое здание - закусочная, кадастровый (или условный) номер 30-30-01/010/2009-877, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 1А, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 30-АА 352896, выданным 07.05.2009 года (л.д. 10).
Также заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок для эксплуатации закусочной, кадастровый номер 30:12:010055:507, площадью 215 кв.м., расположенный по адресу: г. Астрахань, Куликова. 1А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 30-АБ 023425 or 11.04.2014 года (л.д. 11).
27 июля 2014 года Макаров Ю.А. обратился в орган местного самоуправления г. Астрахани о предоставлении ему в частную собственность земельного участка, площадью ориентировочно 150 кв.м., непосредственно прилегающему к земельному участку по ул. Куликова. 1а. для размещения некоммерческой парковки (л.д. 47).
Управление муниципального имущества Администрации г. Астрахани письмом, исх. N 05/015/2014-677 от 29.08.2014 сообщило заявителю о том, что положительно решить вопрос о предоставлении земельного участка для парковки не представляется возможным. Управление обосновало свое решение тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3), в которой парковки относятся к вспомогательным видам разрешенного использования, которые могут рассматриваться только в качестве дополнительных по отношению к основным условно разрешенным видам использования, осуществляемым совместно с ними (л.д. 13).
20 ноября 2014 года Макаров Ю.А. повторно направил в Управление обращение, в котором изложил свое несогласие с отказом, изложенным в письме, исх. N 05/015/2014-677 от 29.08.2014 указав дополнительно, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Астрахани в зоне жилой застройки Ж-3 к условно разрешенному виду использования причислены предприятия общественного питания. К вспомогательным видам разрешенною использования зоны Ж-3 причислены, в том числе парковки перед объектами культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования, в связи с чем. запрашиваемый земельный участок будет использоваться для парковки перед объектом общественного питания, то есть в полном соответствии с указанными Правилами (л.д. 14).
В свою очередь Управление муниципального имущества Администрации г. Астрахани письмом, исх. N 30-10-02-40/15 от 13.01.2015 сообщило Макарову Ю.А. о невозможности предоставить запрашиваемый земельный участок, так же как и при первоначальном отказе, основываясь на том, что данный земельный участок относится к вспомогательным видам разрешенного использования, которые допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования, осуществляемым совместно с ними. В связи с чем, данный земельный участок не может быть сформирован, как самостоятельный (л.д. 15).
Макаров Ю.А., не согласившись с решением органа местного самоуправления, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Предприниматель Макаров Ю.А, полагая, что приведенные отказы являются незаконными, нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Астраханской области пришел к выводу, что выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период спорных по делу правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно схеме расположения земельных участков, представленной Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации г. Астрахани и письму указанного органа от 20.08.2014 N 2905 испрашиваемый заявителем по делу земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3) (л.д. 35).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Астрахани, утвержденными решением городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, в указанной зоне парковки относятся вспомогательным видам разрешенного использования, а предприятия общественного питания относятся к условно разрешенным видам использования. Согласно названным Правилам ни парковки, ни предприятия общественного питания в указанной зоне не относятся к основным видам разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд, исходя из вышеназванных положений и принимая во внимание, что Градостроительный кодекс Российской Федерации, допуская для землепользователя последующий выбор из разрешенных в соответствующей зоне видов использования, исключает возможность выбора (установления) вспомогательных вместо основных видов разрешенного использования земельных участков (п. 3 ч. 1 ст. 37 названного Кодекса), так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними, ввиду чего для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным, пришли к верному выводу о правомерности оспариваемого в предоставлении земельного участка под размещение некоммерческой парковки, выраженного в письме, исх. 30-10-02-40/15 от 13.01.2015.
Требование заявителя об обязании утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, площадью ориентировочно 150 кв.м., прилегающей к земельному участку, кадастровый номер 30:12:010055:507, расположенному по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, 1а. также не подлежало удовлетворению, поскольку принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей, не связанных со строительством, после 01.03.2015 действующим Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Астраханской области не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2015 года по делу N А06-3141/2015.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд относит на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 сентября 2015 года по делу N А06-3141/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3141/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф06-7051/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Макаров Ю. А., ИП Макаров Юрий Андреевич, Независимое агентство "Экспер-Сервис" (ИП Макаров Ю. А.)
Ответчик: Управление муниципального имущества Администрации г. Астрахани, Управление муниципального имущества администрации города Астрахани
Третье лицо: Администрация г. Астрахани, Управление по строительству, архитектуре и нрадостроительству Администрации г. Астрахани, Администрация города Астрахани, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани