Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2016 г. N Ф08-10422/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2015 г. |
дело N А32-43416/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от Департамента транспорта Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ИП Ростовцева С.В.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2015 по делу N А32-43416/2013, принятое судьей Погореловым И.А., по заявлению Департамент транспорта Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю Ростовцеву Сергею Валерьевичу третье лицо: Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Краснодарскому краю об отзыве (аннулировании) разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края, выданное индивидуальному предпринимателю,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ростовцеву С.В. об отзыве (аннулировании) разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края от 05.07.2012 серии КК N 3889, выданное индивидуальному предпринимателю.
Решением от 03.08.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях административного органа судом установлено наличие грубых нарушений, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части требований к организации и проведению проверки, в связи с чем, результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Кроме того, из материалов дела следует, что оспариваемое разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров багажа легковым такси было выдано в 2012 году. Требования подпункта "а" пункта 1 статьи 8 Закона N 1217-КЗ о том, что автомобиль, используемый в качестве легкового такси должен быть белой и желтой цветовых гамм, вступили в законную силу с 01.01.2013, то есть уже после выдачи предпринимателю указанного разрешения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. В жалобе департамент ссылается на то, что в материалы дела имеются необходимые доказательства нарушения обществом требования, установленного в подпункте "в" пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал в полном объеме доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на отмене обжалуемого решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа департамента от 05.07.2012 N 143 "О выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края" предпринимателю выдано разрешение от 05.07.2012 серия КК N 3889 на транспортное средство Ford Focus, государственный регистрационный знак В 404 ТО 93, идентификационный номер (VIN) X9FPXXEEDPAM06766, цвет серебристый.
По запросу административного органа от УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю поступила информация, свидетельствующая о нарушении предпринимателем положений подпункта "в" пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 8 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее -Закон N 1217-КЗ) установлено требование к цветовым гаммам такси.
С 1 января 2013 такси на территории Краснодарского края должны быть белой и желтой цветовых гамм.
Согласно пунктам 9, 10, 11, 12, 13, 14 части 1 статьи 2 Закона N 1217-КЗ уполномоченный орган в пределах своей компетенции выдает разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, приостанавливает либо аннулирует такое разрешение в случаях и порядке установленных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края; выдает предписания об устранении выявленных нарушений; проводит плановые и внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковыми такси; принимает меры по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и осуществляет контроль за выполнением требований предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края; обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
На основании полученной информации от УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю департамент обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отзыве (аннулировании) спорного разрешения, выданного предпринимателю.
Повторно исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности отклонения судом первой инстанции заявленных требований.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с преамбулой Закона N 1217-КЗ данный закон упорядочивает отношения, связанные с организацией обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае, и призван обеспечить здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению, повысить качество и безопасность перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
В силу пункта 9 части 1 статьи 2 Закона уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в пределах своей компетенции выдает разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, приостанавливает либо аннулирует такое разрешение в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 Закона уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в пределах своей компетенции принимает меры по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и осуществляет контроль за выполнением требований, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
В силу пункта 11 части 1 статьи 2 Закона уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в пределах своей компетенции выдает предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 2 Закона уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в пределах своей компетенции проводит плановые и внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковыми такси.
В силу пункта 14 части 1 статьи 2 Закона уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в пределах своей компетенции обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
На основании пункта 3.35 Положения о департаменте транспорта Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.03.2011 N 168 "О департаменте транспорта Краснодарского края" департамент осуществляет региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:
1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным
требованиям:
- легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
- легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;
2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;
3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
- обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
- проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
- обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Согласно пункта 1 статьи 8 Закона Автомобиль, используемый в качестве легкового такси: должен быть: технически исправен; белой и желтой цветовых гамм; не ниже второго экологического класса; оборудован таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси; должен проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев; должен иметь технические характеристики, позволяющие производить посадку и высадку пассажиров со стороны тротуара или обочины.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Согласно части 10 статьи 9 данного Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.
В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца (часть 12 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что департамент обратился в суд с заявлением об аннулировании спорных разрешений лишь на основании информации, поступившей от УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю (письма от 19.09.2013 N 7/10-32-14513, от 01.11.2013 N 7/10-32-16878).
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что департаментом в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства собраны доказательства нарушения обществом требования, установленного в подпункте "в" пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров багажа легковым такси было выдано обществу в 2012 году, тогда как, требования подпункта "а" пункта 1 статьи 8 Закона N 1217-КЗ о том, что автомобиль, используемый в качестве легкового такси должен быть белой и желтой цветовых гамм, вступили в законную силу с 01.01.2013, то есть уже после выдачи предпринимателю спорного разрешения.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение приведенной нормы, департамент не доказал наличие оснований для аннулирования выданного предпринимателю разрешения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования департамента не подлежат удовлетворению.
Ошибочность выводов суда первой инстанции о необходимости применения в данном случае положений Закона N 294-ФЗ, устанавливающих порядок организации и проведения проверок, и о том, что, поскольку требования по цветовой гамме автомобилей такси вступили в силу после выдачи обществу спорных разрешений, то их нарушение не может служить основанием для отзыва (аннулирования) разрешений, не привели к принятию неправильного решения, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба департамента отклоняется.
Указанную позицию судебная коллегия основывает на Постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2014 г. по делу N А32-43418/2013, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2015 г. по делу N 308-КГ14-8678.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2015 по делу N А32-43416/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43416/2013
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2016 г. N Ф08-10422/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент транспорта КК, департамент транспорта Краснодарского края
Ответчик: Ростовцев Сергей Валерьевич
Третье лицо: УГИБДД ГУ МВД по КК, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Городского управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю, Ростовцев С. В.