город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2015 г. |
дело N А32-24699/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 22.04.2014 Мартыненко А.Н.; представитель по доверенности от 21.07.2015 Пензиев С.В.;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: представитель по доверенности от 14.08.2015 Каледина Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Брюховецкого района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2015 по делу N А32-24699/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Нива Кубани", заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Брюховецкого отдела,
третьи лица: Администрация муниципального образования Брюховецкий район,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Нива Кубани" (далее - общество, ОАО "Нива Кубани") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений от 26.06.2015 за N N 4,6,8,10,12,14, вынесенные главным государственным инспектором Брюховецкого района по использованию и охране земель Брюховецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании открытого акционерного общества "Нива Кубани" виновным в совершении административных правонарушений, выразившихся в самовольном занятии земельных участков, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2015 заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемые постановления управления признаны незаконными и отменены.
Решение мотивировано отсутствием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Администрация муниципального образования Брюховецкий район обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, свидетельство на право собственности на землю от 20.10.1992 N 1195 не подтверждает право собственности АПТ "Нива Кубани", а впоследствии и его правопреемника ОАО "Нива Кубани" на спорные земельные участки.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Брюховецкого отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю 24.06.2015 (вх. N 683) из прокуратуры Брюховецкого района по подведомственности поступили на рассмотрение материалы проверки в отношении общества и его директора о соблюдении земельного законодательства и 12 постановлений от 26.06.2015 о возбуждении 12 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту самовольного занятия земельных участков расположенных в границах плана землепользования СПК (колхоз) "Нива Кубани", бригада N 3, кадастровые номера 23:04:0501006:182 поле IV-2, участи" 2, 3, 4, площадью 986887 кв.м., 23:04:0501006:183 поле IV-2, участки 1, 2, 3, 4, площадью 986901 кв.м., 23:04:0501006:184 поле XIII, участки 2 площадью 263429 кв.м., 23:04:0501006:185 поле XIII, участки 2 площадью 263428 кв.м., 23:04:0501006:186 поле IV-2, участки 1, 2 площадью 1000046 кв.м., 23:04:0501006:187 поле IV-2, участки 1, 2 площадью 1008246 кв.м.
В ходе проверки соблюдения земельного законодательства, проведенной прокуратурой Брюховецкого района установлено, что ОАО "Нива Кубани" использует указанные земельные участки для выращивания сельскохозяйственных культур.
По результатам проверки, прокуратурой Брюховецкого района в отношении ОАО "Нива Кубани" 22.06.2015 вынесены 6 (шесть) постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, главным государственным инспектором Брюховецкого района по использованию и охране земель, на основании статей 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии надлежащим образом уведомленного генерального директора ОАО "Нива Кубани", 26.06.2015 вынесены 6 (шесть) постановлений о назначении административных наказаний по делам N 4, 6, 8, 10, 12 и 14 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения указанной статьи являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю понимается пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, при невыполнении предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, так как самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Таким образом, указанная норма права предусматривает ответственность за два самостоятельных состава правонарушения: самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях общества объективной стороны правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка необходимо доказать, что субъект пользовался земельным участком, данный земельный участок принадлежит третьему лицу, который в установленном порядке не выражал свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Обязательный признак субъективной стороны состава административного правонарушения - вина. Факультативные признаки - мотив и цель.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены формы вины. Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Положения части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности, предусмотренной статьей 1.5 названного Кодекса, и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В рассмотренном случае суд апелляционной инстанции не усматривает вины общества в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Частью 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о регистрации. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, собранием уполномоченных колхозников колхоза "Заветы Ильича" от 14.02.1992 было принято решение о преобразовании колхоза "Заветы Ильича" в агропромышленное товарищество с ограниченной ответственностью "Нива Кубани" закрытого типа, утверждении устава агропромышленного товарищества "Нива Кубани", регистрации устава агропромышленного товарищества "Нива Кубани" в администрации района. В соответствии с пунктом 6 решения собрания уполномоченных колхозников колхоза "Заветы Ильича" земли бывшего колхоза "Заветы Ильича" подлежали передаче в коллективно-долевую собственность согласно статье 9 Земельного кодекса РСФСР, доля земли каждого члена агропромышленного товарищества, получаемая в бесплатную собственность, определена в размере 4,4 га. Тем же решением (пункт 7) утвержден список членов агропромышленного товарищества "Нива Кубани", имеющих право собственности на землю, в количестве 2671 человек. В соответствии с пунктом 8 решения собрания уполномоченных колхозников колхоза "Нива Кубани" земля в размере 11 752,4 га пашни подлежала бесплатному закреплению в коллективно-долевую собственность членов агропромышленного товарищества в количестве 2671. Было решено также обратиться в администрацию с просьбой выдать государственный акт на право коллективно-долевой собственности на землю в размере 11 752,4 га пашни.
Постановлением главы администрации Брюховецкого района Краснодарского края от 03.03.1992 N 177 "О приватизации земель, находящихся в пользовании колхоза "Заветы Ильича", в результате рассмотрения ходатайства внутрихозяйственной комиссии колхоза "Заветы Ильича" колхозу "Заветы Ильича" в коллективно-долевую собственность передано бесплатно 11 752,4 га пашни, в том числе, по собственникам согласно списка, районным и внутрихозяйственным комиссиям поручено выдать собственникам в соответствии со ст. 9 Земельного кодекса РСФСР свидетельства на земельные доли.
14.02.1992 собранием членов трудового коллектива утвержден устав агропромышленного товарищества "Нива Кубани", зарегистрированный постановлением главы администрации Брюховецкого района 09.04.1992.
В соответствии с данным уставом агропромышленное товарищество является товариществом с ограниченной ответственностью, товарищество является правопреемником колхоза "Заветы Ильича" (пункт 1.7). Членами товарищества на добровольной основе становятся члены бывшего колхоза "Заветы Ильича" Брюховецкого района, внесшие учредительный взнос в виде имущественного и земельного пая (пункт 2.1). Членство в товариществе прекращается правлением для лиц, которые изымают причитающуюся земельную долю и пай из коллективного пользования товарищества для организации крестьянского хозяйства (пункт 2.14). Государственный акт на право собственности землей выдается товариществу главой администрации с указанием в нем размера земель, находящихся в коллективно-долевой собственности, и списка членов товарищества (пункт 3.2). В случае ликвидации товарищества каждый собственник имеет право на получение земельного участка в натуре для создания крестьянского хозяйства или его продажи (пункт 3.6).
Общим собранием членов агропромышленного товарищества "Нива Кубани" 14.02.1992 утвержден список собственников земли агропромышленного товарищества "Нива Кубани", число которых составило 2670 человек, за каждым из них закреплен земельный пай в размере 4,4 га.
Постановлением главы администрации Брюховецкого района от 22.07.1992 N 651 в собственность АПТ "Нива Кубани" предоставлено бесплатно: без учета качества 11 734 га земли, в том числе 11 734 га пашни, с учетом качества земель - всего 12 055 га, из которых 11 908 га пашни, а также 33 га залежей, 114 га пастбищ.
На основании указанного постановления от 22.07.1992 N 651 агропромышленному товариществу "Нива Кубани" было выдано свидетельство на право собственности на землю N1195 от 20.10.1992, согласно которому агропромышленному товариществу "Нива Кубани" в собственность было предоставлено всего 12 055,2 га сельскохозяйственных угодий, из которых 11 908,7 га пашни, 32,8 га залежей, 113,7 га пастбищ.
Согласно постановлению главы Брюховецкого района от 04.04.2000 N 187 подлежал регистрации сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Нива Кубани", созданный в результате реорганизации в форме преобразования агропромышленного товарищества с ограниченной ответственностью "Нива Кубани". В соответствии с пунктом 2 данного постановления сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Нива Кубани" является правопреемником агропромышленного товарищества с ограниченной ответственностью "Нива Кубани". Агропромышленное товарищество с ограниченной ответственностью "Нива Кубани" признано прекратившим деятельность. ОАО "Нива Кубани" создано путем реорганизации в форме преобразования, правопредшественником ОАО "Нива Кубани" являлось единственное юридическое лицо, которым указан сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Нива Кубани".
Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, реорганизация в форме преобразования выражается в изменении организационно-правовой формы без изменения принадлежности активов юридического лица и их состава.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (абзац второй пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Представленное в материалы дела свидетельство N 1195 от 20.10.1992 по форме соответствует утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, общество, на основании указанно выше свидетельства полагало, что является собственником спорных земельных участков.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:04:0501000:1 без уточненного описания местоположения границ площадью 127 640 000 кв.м. на основании постановления главы администрации Брюховецкого района от 03.03.1992 г. N 177 "О приватизации земель, находящихся в пользовании колхоза "Заветы Ильича" и Постановления N 651 от 22.07.1992 г. "о приватизации земель с учетом их качества"
В материалы дела представлен кадастровый план упомянутого земельного участка с кадастровым номером 23:04:05 01 000:0001 площадью 12 764 га или 127 640 000 кв.м. Согласно указанному кадастровому плану разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. В графе "особые отметки" кадастрового плана содержится следующая информация: "площадь ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании. В данном кадастровом плане приведен также план границ земельного участка.
Таким образом, земельный участок с кадастровыми номером 23:04:05 01 000:0001 площадью 12 764 га формировался из земельных долей, предоставленных в коллективно-долевую собственность участников агропромышленного товарищества "Нива Кубани".
Доказательств регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами номера 23:04:0501006:182, 23:04:0501006:183, 23:04:0501006:184, 23:04:0501006:185, 23:04:0501006:186, 23:04:0501006:187 в материалы дела не представлены. Решение суда о признании права муниципальной собственности на указанные земельные участки отсутствует. Доказательств того, что на указанные земельные участки было признано право собственности муниципального образования как на невостребованные земельные доли или по иным основаниям, в материалах дела не имеется.
Как следует из заключения кадастрового инженера, начальника отделения проведения землеустроительной и кадастровой экспертизы Южного филиала ОАО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Сычевой Т.А. от 10.12.2014, в 1992 году институтом КубаньНИИгипрозем совместно с комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам была составлена схема перераспределения земель Брюховецкого района, на которой отображены границы хозяйств, на момент вынесения постановления N 651 от 22.07.1992 "О приватизации земель с учетом их качества и внесении изменений в постановления главы администрации" на схеме перераспределения представлены территории в ведении городских, поселковых и сельских советов, земли, передаваемые в собственность бесплатно, земли для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, земли фонда перераспределения. Согласованная схема перераспределения земель была утверждена постановлением главы администрации Брюховецкого района N 651 от 22.07.1992.
Кадастровый инженер ОАО "ВИСХАГИ" также пришел к выводу о том, что при наложении границ земельного участка с кадастровыми номерами 23:04:0501006:182, 23:04:0501006:183, 23:04:0501006:184, 23:04:0501006:185, 23:04:0501006:186, 23:04:0501006:187 на картографический материал схемы перераспределения земель установлено, что данные земельные участки в 1992 году располагались в границах земель АПТ "Нива Кубани", передаваемых хозяйству в собственность бесплатно. При анализе местоположения земельных массивов с адресными ориентирами: Брюховецкий район, АПТ "Нива Кубани", секция 17, контур (поле) 109, секция 19, контур (поле) 19, секция 20, контур (поле) 1, секция 5', контур (поле) 16, секция 5', контур (поле) 18, секция 1', контуры (поле) 25 - 38, 41, 42 и земельных участков с кадастровыми номерами номера 23:04:0501006:182, 23:04:0501006:183, 23:04:0501006:184, 23:04:0501006:185, 23:04:0501006:186, 23:04:0501006:187 установлена их идентичность.
Таким образом, данным заключением подтверждается формирование спорного земельного участка из земель АПТ "Нива Кубани", а именно из территорий сельскохозяйственных контуров (полей).
Указанное заключение кадастрового инженера ОАО "ВИСХАГИ" документально не опровергнуто.
В обоснование своей позиции о самовольном использовании обществом земельными участками Администрация муниципального образования Брюховецкий район представила в судебном заседании первой инстанции постановление главы муниципального образования Брюховецкий район от 30.12.2014 N 1593, которым, как сказано в постановлении, в связи с устранением юридической ошибки, допущенной при подготовке постановления главы администрации Брюховецкого района от 22.07.1992 N 651 "О приватизации земель с учетом их качества", во избежание его двусмысленного толкования, в целях правильного понимания в отношении вопроса передачи в коллективно-долевую собственность граждан земель совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, вносятся изменения в постановление главы администрации Брюховецкого района от 22.07.1992 N 651 "О приватизации земель с учетом их качества" следующего содержания. Пункт 1 постановления изложен в новой редакции: "1. Предоставить в коллективно-долевую собственность граждан бесплатно с учетом качества земель в границах хозяйств района площади сельскохозяйственных угодий согласно приложения N 1"; "в пункте 6 постановления слова "находящиеся в собственности хозяйств" заменить словами "предоставленных в коллективно-долевую собственность граждан бесплатно"; "изменить название приложения N 1 к постановлению и читать его в следующей редакции: "Закрепление сельскохозяйственных угодий в коллективно-долевую собственность граждан в границах хозяйств с учетом качества земель".
Между тем, указанное обстоятельство в любом случае само по себе не может свидетельствовать о самовольном использовании обществом земельными участками с кадастровыми номерами номера 23:04:0501006:182, 23:04:0501006:183, 23:04:0501006:184, 23:04:0501006:185, 23:04:0501006:186, 23:04:0501006:187, которые общество полагает, что принадлежат ему на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю N 1195 от 20.10.1992 г. Указанные выше обстоятельства всего лишь свидетельствуют о наличии спора о праве собственности на данные земельные участки. Кроме того, согласно картотеки арбитражных дел имеются многочисленные споры относительно указанных земельных участков между обществом и администрацией.
Так, в постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2015 по делу N А32-34185/2014 исключены из мотивировочной части выводы судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности наличия у общества прав на спорные земельные участки в том числе на основании свидетельства на право собственности на землю от 20.12.1992 N 1195, выданного правопредшественнику общества - агропромышленному товариществу "Нива Кубани", а также о том, что данный документ лишь подтверждает право общей долевой собственности членов АПТ "Нива Кубани".
Таким образом, в целях установления вины общества, административный орган не представил в материалы дела ни одного доказательства, свидетельствующего о самовольном занятии обществом земельного участка, о том, что общество пользовался земельными участками, принадлежащими третьему лицу, который в установленном порядке не выражал свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.
В свою очередь общество полагает, что на основании свидетельства N 1195 от 20.10.1992 является собственником указанных земельных участков и пользуется ими в течение длительного времени. Вступившего в силу судебного акта о признании отсутствующим право собственности общества на данные земельные участки либо, признании незаконным указанного свидетельства о праве собственности, также не имеется.
То есть, отсутствует умысел общества на совершение виновных действий, также как и его вина, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы апелляционной жалобы в части выводов суда первой инстанции о признании общества собственником спорных земельных участков, поскольку в рамках рассмотрения заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности не подлежит разрешению спор о праве. Указанные выводы суда первой инстанции подлежат исключению из мотивировочной части.
Несоответствие мотивировочной части судебного акта в соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела не является безусловным основанием для отмены. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2015 по делу N А32-24699/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24699/2015
Истец: ОАО "Нива Кубани"
Ответчик: Брюховецкий отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация МО Брюховецкий р-н, Администрация муниципального образования Брюховецкий район, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кк Брюховецкий отдел