11 декабря 2015 г. |
Дело N А84-1018/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 11.12.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьян И.В.,
при участии представителя Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Петренко А.Е., доверенность от 12.03.2015 N 1/1001, Бидоленко И.С., доверенность от 22.01.2015 N 1/203; Общества с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин Ру" Ягунова В.П., доверенность от 08.05.2015, б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин Ру" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.09.2015 по делу N А84-1018/2015 (судья Морозова Н.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин Ру" (299057, г.Севастополь, ул. Парковая, 11, ОГРН 1149204024265)
к Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (299040, г.Севастополь, ул. Промышленная, 1)
о признании незаконными действий,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.09.2015 по делу N А84-1018/2015 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин Ру" отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин Ру" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 жалоба принята к производству.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Гранд отель Аквамарин", которое является юридическим лицом Украины, (продавец) продало заявителю ООО "Гранд отель Аквамарин" следующие транспортные средства:
- по договору купли-продажи транспортного средства, заключенного 13.11.2014, легковой автомобиль CHEVROLET EPICA, государственный номерной знак СН3712АI, свидетельство о регистрации транспортного средства N САА647257, выданное Севастопольским МРЭО, который актом приема-передачи от 13.11.2014 передан в собственность ООО "Гранд отель Аквамарин РУ";
- по договору купли-продажи транспортного средства, заключенного 13.11.2014, легковой автомобиль RENAULT TRAFIK, государственный номерной знак СН6206АК, свидетельство о регистрации транспортного средства N САЕ793720, выданное Севастопольским МРЭО, который актом приема-передачи от 13.11.2014 передан в собственность ООО "Гранд отель Аквамарин РУ";
- по договору купли-продажи транспортного средства, заключенного 13.11.2014, легковой автомобиль AUDI A5, государственный номерной знак СН6969АК, свидетельство о регистрации транспортного средства N САЕ847023, выданное Севастопольским МРЭО, который актом приема-передачи от 13.11.2014 передан в собственность ООО "Гранд отель Аквамарин РУ";
-по договору купли-продажи транспортного средства, заключенного 13.11.2014, легковой автомобиль LEXUS RX 350, государственный номерной знак СН4114АМ, свидетельство о регистрации транспортного средства N САО010562, выданное Севастопольским МРЭО, который актом приема-передачи от 13.11.2014 передан в собственность ООО "Гранд отель Аквамарин РУ";
-по договору купли-продажи транспортного средства, заключенного 25.12.2014, легковой автомобиль FAW AC-F CA 1031 AXI-1, государственный номерной знак СН2312АС, свидетельство о регистрации транспортного средства N САО997264, выданное Севастопольским МРЭО, который актом приема-передачи от 25.12.2014 передан в собственность ООО "Гранд отель Аквамарин РУ";
-по договору купли-продажи транспортного средства, заключенного 25.12.2014, легковой автомобиль RENAULT TRAFIK, государственный номерной знак СН2703АМ, свидетельство о регистрации транспортного средства N САТ769124, выданное Севастопольским МРЭО, который актом приема-передачи от 25.12.2014 передан в собственность ООО "Гранд отель Аквамарин РУ".
Свидетельства о регистрации транспортных средств подтверждают то, что легковые автомобили принадлежат ООО "Гранд отель Аквамарин" (продавцу) на праве собственности, которое по состоянию на 18.03.2014 являлось юридическим лицом Украины.
Факт передачи товара (легковых автомобилей) ООО "Гранд отель Аквамарин" (продавцом) заявителю подтверждается расходными накладными N 3, N 4, N 6 от 13.11.2014 и N 95, N 96 от 25.12.2014.
Письмами от 19.12.2014 N 13/14 и от 28.01.2015 N 8/15 заявитель обращался в отдел с просьбой провести государственную регистрацию выше указанных транспортных средств.
По результатам рассмотрения обращений, письмом от 06.04.2015 N 15/2863 ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю со ссылкой на разъяснения Главного управления по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, указал на то, что транспортные средства подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в частности паспортов транспортных средств в таможенных органах.
Не согласившись с законностью решения заявитель обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения, выразившихся в форме письменного отказа от 06.04.2015 N 15/2863 в регистрации транспортных средств, приобретенных на основании четырех договоров купли-продажи транспортных средств от 13.11.2014 и двух договоров купли-продажи транспортных средств от 25.12.2014, а также об обязании заинтересованного лица зарегистрировать за обществом следующие транспортные средства - RENAULT TRAFIK, государственный номерной знак СН2703АМ, свидетельство о регистрации транспортного средства N САТ769124, выданное Севастопольским МРЭО; - CHEVROLET EPICA, государственный номерной знак СН3712АI, свидетельство о регистрации транспортного средства N САА647257, выданное Севастопольским МРЭО; - RENAULT TRAFIK, государственный номерной знак СН6206АК, свидетельство о регистрации транспортного средства N САЕ793720, выданное Севастопольским МРЭО; - AUDI A5, государственный номерной знак СН6969АК, свидетельство о регистрации транспортного средства N САЕ847023, выданное Севастопольским МРЭО; - LEXUS RX 350, государственный номерной знак СН4114АМ, свидетельство о регистрации транспортного средства N САО010562, выданное Севастопольским МРЭО; - FAW AC-F CA 1031 AXI-1, государственный номерной знак СН2312АС, свидетельство о регистрации транспортного средства N САО997264, выданное Севастопольским МРЭО.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2014, внесены изменения в Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми данный закон дополнен статьей 19.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса. Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на дату совершения сделки по реализации транспортных средств, продавец данных транспортных средств - ООО "Гранд отель Аквамарин" которое является юридическим лицом Украины (ЕГРПОУ 36567619), свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не привел.
Вместе с тем, покупатель транспортных средств - Общество с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин Ру" (ОГРН 1149204024265) на дату их приобретения был зарегистрирован в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Собственник транспортных средств обязан снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в том числе в случае изменения собственника (владельца) (пункт 5 Правил регистрации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя", действовавшим в спорный период, для юридических лиц, зарегистрированных на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины, в переходный период устанавливался порядок замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков с выдачей паспортов транспортных средств.
Замена регистрационных документов в данных случаях осуществлялась на основании регистрационных документов, выданных в соответствии с законодательством Украины.
Как следует из материалов дела, ООО "Гранд отель Аквамарин" на дату продажи спорных транспортных средств замену регистрационных документов на них не осуществило.
Таким образом, ООО "Гранд отель Аквамарин", являвшийся по состоянию на 18.03.2014 юридическим лицом Украины, продало заявителю как хозяйственному субъекту Российской Федерации, по договорам купли-продажи от 13.11.2014 и от 25.12.2014 транспортные средства в количестве 6 единиц. В отношении этого имущества таможенные процедуры не проводились, паспорта транспортных средств таможенными органами не выдавались.
Согласно ответам таможенных органов, полученным на запрос суда первой инстанции, транспортные средства не перемещались через таможенную границу Российской Федерации, не освобождает заявителя от предоставления в силу закона обязательных документов для целей регистрации транспортного средства.
В силу требований вышеизложенных норм действующего законодательства Российской Федерации, а также принятых нормативных правовых актов, направленных на интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации, документы, представленные ООО "Гранд Отель Аквамарин Ру" для регистрации приобретенных обществом транспортных средств не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, а поэтому не могли служить основанием для такой регистрации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 утвержден "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - Административный регламент).
Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство; паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям (п. 22 Административного регламента).
Учитывая, что сделка по реализации транспортных средств осуществлена в переходный период юридическим лицом, не переоформившим свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не осуществившим замены регистрационных документов на данные транспортные средства, представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенных транспортных средств за новым собственником.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что письмом от 06.04.2015 N 15/2863 отдел разъяснил порядок осуществления государственной регистрации автотранспортного средства, решение об отказе в регистрации транспортных средств в соответствии с действующим законодательством не принималось. Имеющиеся в деле документы свидетельствуют об отсутствии у административного органа правовых и фактических оснований для принятия мер по регистрации спорных автомобилей по причине несовершения самим заявителем прямо поименованных в Законе действий для этого, в связи с чем, принятия решения о проведении регистрационных действий либо отказа в таковых не было.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии права суда квалифицировать изложенную информацию в письме ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю N 15/2863 от 06.04.2015 как отказ заявителю в проведении регистрационных действий применительно к положениям Административного регламента.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.09.2015 по делу N А84-1018/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин Ру" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1018/2015
Истец: ООО "Гранд отель Аквамарин РУ"
Ответчик: Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю
Третье лицо: Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю