Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А10-3753/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2015 года по делу N А10-3753/2014 по заявлению Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242; ИНН 7534018889; адрес места нахождения: г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292; адрес места нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д. 35) о признании незаконным и отмене предписания от 24 июня 2014 года N 416/14-А,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-5" (ОГРН 1080326005055, ИНН 0326476204; адрес места нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 4),
(суд первой инстанции: Ботоева В.И.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ПАО "ТГК N 14": Брюхов Алексей Федорович, доверенность N 137 от 12 января 2015; Пушменцев Антон Павлович, доверенность N 4 от 12 января 2015 года;
от Службы жилищной инспекции: не было (извещена);
от ООО "ЖЭУ-5": не было (извещено),
и установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ОАО "ТГК N 14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее - Служба, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 24 июня 2014 года N 416/14-А.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 октября 2014 года (т. 1, л.д. 96-103), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2014 года (т. 1, л.д. 145-154), в удовлетворении заявленного ОАО "ТГК N 14" требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2015 года (т. 2, л.д. 39-49) названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд кассационной инстанции указал, что выводы судов о законности требований Службы по установке ОАО "ТГК N 14" общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения и индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения основаны на неверном толковании норм материального права, в том числе статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ). Кроме этого, выводы судов о наличии у ресурсоснабжающей организации обязанности установить общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячего водоснабжения и индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
По мнению суда кассационной инстанции, доводы ресурсоснабжающей организации о том, что часть мероприятий по энергосбережению возложена на управляющую компанию, которые заявлялись в судах первой и апелляционной инстанции, соответствуют нормам гражданского и жилищного законодательства, однако они были необоснованно отклонены при проверке законности предписания Службы. Доводы о фактическом наличии общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ, а также о наличии индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в ряде проверяемых объектов, и имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие указанные обстоятельства, не получили надлежащей оценки судами. Вместе с тем, возложение обязанности установить приборы учета на объектах, на которые они уже фактически установлены, не только свидетельствует о неправомерном возложении на ресурсоснабжающую организацию уже выполненной юридической обязанности, но и свидетельствует о неисполнимости предписания Службы в соответствующей части. Содержание оспариваемого предписания, в частности, разделов таблицы, устанавливающей характеристику выявленного нарушения и формулировку самого предписания, свидетельствует о таких существенных пороках, которые, сами по себе, могут являться достаточными для признания предписания незаконным.
Как указал суд кассационной инстанции, при новом рассмотрении дела на основе установленных фактических обстоятельств суду следует определить, допустимо ли возложение на ОАО "ТГК N 14" обязанности по оснащению многоквартирного дома N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, обязанности по оснащению квартир NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47, 66 в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ индивидуальными приборами учета, а также сделать вывод о законности либо незаконности предписания Службы от 24 июня 2014 года N 416/14-А.
При повторном рассмотрении дела определением суда первой инстанции от 12 мая 2015 года (т. 2, л.д. 72-74) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-5" (далее - ООО "ЖЭУ-5").
20 июля 2015 года ОАО "ТГК N 14" заявлено ходатайство о замене наименования с ОАО "ТГК N 14" на ПАО "ТГК N 14" в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица (т. 2, л.д. 102).
Определением от 20 июля 2015 года (т. 2, л.д. 117-118) уточнение в части наименования заявителя принято судом первой инстанции.
По результатам повторного рассмотрения решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных ПАО "ТГК N 14" требований вновь отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Службы соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ПАО "ТГК N 14".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "ТГК N 14" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергоснабжении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Со ссылкой на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 сентября 2010 года N 6464/10, ПАО "ТГК-14" указывает, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги выполняются управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу о необходимости их выполнения особое решение общего собрания жильцов.
Как отмечает ПАО "ТГК N 14", часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, поскольку обеспечение установки, ввода в эксплуатацию и дальнейшее техническое обслуживание коллективных приборов учета потребляемых энергоресурсов входит в обязанности управляющих организаций.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание факт установки в мае 2014 года (то есть до вынесения Службой оспариваемого предписания) общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ. Признавая законность предписания, суд первой инстанции фактически возложил на собственников многоквартирного дома обязанность повторно оплатить установку общедомового прибора учета, поскольку ПАО "ТГК N 14" для исполнения требований предписания необходимо установить еще один общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанном доме, с последующим возмещением собственниками понесенных расходов.
Кроме того, ПАО "ТГК N 14" указывает, что отсутствует непосредственное присоединение внутриквартирного оборудования к сетям ПАО "ТГК N 14", поскольку между сетями квартиры, где жилищная инспекция требует установить индивидуальный прибор учета, и сетями ПАО "ТГК N 14" пролегает самостоятельный объект нормативного регулирования - общедомовые инженерные сети, принадлежащие всем собственникам многоквартирного дома. Между сетями ПАО "ТГК N 14" и сетями конечных потребителей (жильцов названного многоквартирного дома) имеются внутридомовые инженерные сети, передача теплоэнергии по которым производится исполнителем коммунальных услуг (ООО "ЖЭУ-5"), в связи с чем сети ПАО "ТГК N 14" не имеют непосредственного присоединения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета.
Заявитель апелляционной жалобы также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что на момент проведения Службой проверки собственником жилого помещения N 47 дома N 4 по улице Пушкина не исполнена обязанность по оснащению его индивидуальным прибором учета, поскольку ввод в эксплуатацию такого прибора учета в указанном помещении подтверждается актом N 54-09ж от 13 мая 2009 года; в 2012 году у прибора учета истек межпроверочный период, а в 2014 году абонентом было принято решение о замене индивидуального прибора учета.
В обоснование своей позиции ПАО "ТГК N 14" отмечает, что оно (по независящим от него обстоятельствам) не может располагать сведениями об оснащенности индивидуальными приборами учета отдельных жилых помещений. Предписание Службы неисполнимо также и в части обязания поставить на коммерческий учет индивидуальные приборы учета в квартирах, поскольку без соответствующего волеизъявления собственников таких жилых помещений сделать это невозможно.
Относительно вывода суда первой инстанции о том, что отсутствие технической возможности исполнить предписание Службы (в части установки индивидуального прибора учета в квартире N 5 дома N 4 по улице Пушкина) является лишь основанием для продления срока исполнения предписания, заявитель апелляционной жалобы отмечает, что исполнение оспариваемого предписания в названной части зависит не от действий ПАО "ТГК N 14", а от волеизъявления собственника жилого помещения на проведение капитального ремонта принадлежащих ему внутриквартирных сетей.
В отзыве от 8 декабря 2015 года на дополнение к апелляционной жалобе Служба выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ-5" не представлен.
Во исполнение определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2015 года от Службы поступили письменные пояснения от 8 декабря 2015 года.
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации и при отсутствии возражений со стороны представителей лиц, участвующих в деле, указанные письменные пояснения приобщены к материалам дела.
О месте и времени судебного заседания Служба и ООО "ЖЭУ-5" извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями N N 67200290377713, 67200290378765, 67200292065991 и 67200292066028, а также отчетом о публикации 27 октября, 20 и 27 ноября 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного разбирательства и о перерыве судебного заседания, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с процессуальным законом не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, письменных пояснений, изучив материалы дела, выслушав представителей ПАО "ТГК N 14", проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "ТГК N 14" (ранее ОАО "ТГК N 14") зарегистрировано в качестве юридического лица 7 декабря 2004 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1047550031242 (т. 1, л.д. 13).
В целях проверки доводов председателя совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 4, о нарушении законодательства при начислении платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, изложенных в обращении от 6 мая 2014 года N 001-001026/14-00, жилищной инспекцией издано распоряжение от 3 июня 2014 года N 416-р о проведении в отношении ОАО "ТГК-14" внеплановой документарной проверки (т. 1, л.д. 40-41)
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения частей 9 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, а именно: многоквартирный дом N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47 и 66 не оснащены индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24 июня 2014 года N 416/14-А (т. 1, л.д. 36-38).
По результатам внеплановой проверки Службой выдано предписание от 24 июня 2014 года N 416/14-А (т. 1, л.д. 39), в соответствии с которым на ОАО "ТГК N 14" возложена обязанность в срок до 24 июля 2014 года устранить допущенные нарушения, а именно:
- оборудовать многоквартирный дом N 4 по ул. Пушкина в г. Улан-Удэ общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставить его на коммерческий учет (пункт 1);
- квартиры N N 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47, 66 оснастить индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, поставить их на коммерческий учет (пункт 2).
Не согласившись с названным предписанием, ОАО "ТГК-14" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного ОАО "ТГК N 14" требования, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленное ПАО "ТГК N 14" требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого предписания жилищной инспекции закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов ПАО "ТГК N 14" оспариваемым предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требование ПАО "ТГК N 14" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 1 Закона N 261-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (часть 1). Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (часть 2).
Пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления, в том числе, обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Согласно статье 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2).
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 10).
До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12).
Из изложенного следует, что в силу части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, а также корреспондирующего ей пункта 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149, установку приборов учета обеспечивают организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией многоквартирные дома, по заявке собственника помещения многоквартирного дома либо лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона N 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает наличия каких-либо особых разрешений (лицензий) для осуществления деятельности по установке и замене приборов учета. Ресурсоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Таким образом, в силу изложенных положений Закона N 261-ФЗ процедура оснащения многоквартирных домов приборами учета ресурсов включает в себя направление ресурсоснабжающей организацией собственникам помещений и управляющим компаниям предложений по оснащению домов приборами учета; последующее обращение собственников помещений или уполномоченных ими лиц с офертой на заключение договора установки либо замены приборов учета; заключение такого договора исключительно с ресурсоснабжающей компанией, которая может установить приборы самостоятельно либо с привлечением иных лиц.
При этом из части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ вполне определенно следует, что в отсутствие оферты (согласия) на заключение договора, поданной до 1 июля 2010 года, ресурсоснабжающая организация в срок до 1 июля 2013 года обязана совершить действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов с отнесением расходов на собственников помещений дома, а собственники помещений обязаны оплатить произведенные ресурсоснабжающей организацией расходы.
Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), также установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, не обеспечивших до 1 июля 2013 года оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса, в случае установления коллективного (общедомового) прибора учета оплатить лицу, установившему прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, на основании выставленных счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Таким образом, обязанность по установке коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме в случае, если собственники помещений не совершили действия, направленные на заключение договора установки такого прибора с ресурсоснабжающей организацией, и в отсутствие такого договора в силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ возложена на соответствующую ресурсоснабжающую организацию, и только она вправе в силу закона требовать оплаты собственниками помещений понесенных расходов путем выставления счетов.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, управляющая компания, действующая на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками помещений, таким правом не наделена, кроме случаев, когда установка приборов учета произведена при проведении капитального ремонта на основании соответствующего решения собственников помещений дома за счет взносов собственников помещений, принятого в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Как установлено судом первой инстанции, а также не оспаривается заявителем апелляционной жалобы, ПАО "ТГК N 14" является сетевой организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии и горячего водоснабжения жителям многоквартирного дома N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ через систему, имеющую непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного дома.
В соответствии с подпунктом д) пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Из пункта 5 и 6 названных Правил следует, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) под внутридомовыми инженерными системами понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Кроме того, пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Как верно отмечено судом первой инстанции, факт непосредственного присоединения тепловых сетей ОАО "ТГК-14" к внутридомовым инженерным сетям дома N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ подтверждается схемой тепловых сетей, представленной Комитетом по архитектуре, градостроительству и землепользованию г. Улан-Удэ (т. 2, л.д. 124), в которой указана тепловая камера ТК-10-1, находящаяся у стены дома N 4 по улице Пушкина.
В дополнительной документации к проекту узла учета тепловой энергии и теплоносителя жилого дома по улице Пушкина, дом 4, согласованной с "Теплоэнергосбыт Бурятии" филиал ОАО "ТГК-14", также указано, что источником тепла является ТЭЦ N 1, т/м N 3, ТК-10-1 (т. 2, л.д. 125).
Таким образом, ПАО "ТГК-14", являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение тепловой энергией и горячей водой многоквартирного жилого дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 4, сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования потребителей тепловой энергии, подлежащих оснащению коллективным (общедомовым) прибором учета, в силу положений частей 9 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ имеет обязанность по оснащению данного многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет (в данном случае тепловой энергии).
Законом N 261-ФЗ прописана прямая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению многоквартирных жилых домов (имеющих непосредственное присоединение к сетям данных организаций) приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также механизм исполнения указанной обязанности. При этом данный механизм не включает в себя принятие на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме решений об установке приборов учета, о выборе организации для установки прибора учета и прочее.
Напротив, исходя из положений названного закона, ПАО "ТГК-14" обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета тепловой энергии за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений, вне зависимости от инициативы самих собственников помещений многоквартирного дома на установку таких приборов учета.
Вместе с тем, ПАО "ТГК-14" не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на своевременное и надлежащее оснащение данного многоквартирного дома, снабжение тепловой энергией которого оно осуществляет, соответствующим коллективным (общедомовым) и индивидуальными приборами учета.
При этом относительно факта установки в мае 2014 года (то есть до вынесения жилищной инспекцией оспариваемого предписания) общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина в городе Улан-Удэ суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила коммерческого учета), определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5).
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 17).
Смонтированные узлы учета (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию (пункт 52).
Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета в следующем составе: а) представитель владельца источника тепловой энергии; б) представитель смежной теплосетевой организации; в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования (пункт 53).
Вызов указанных представителей осуществляет владелец источника тепловой энергии не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений (пункт 54).
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии: а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии; б) акты разграничения балансовой принадлежности; в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией; г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики; д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы); ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя; з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток (пункт 55).
При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется: а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах; б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения; в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации; г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя (пункт 56).
При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации (пункт 57).
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58).
Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию (пункт 61).
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункт 62).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67).
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68).
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется: а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета (пункты 69-70).
Как правильно отметил суд первой инстанции, вне зависимости от места размещения общедомового прибора учета тепловой энергии ПАО "ТГК-14" как теплоснабжающая организация должна осуществлять опломбирование приборов учета и подписывать акты о вводе в эксплуатацию узла учета.
При этом собственно установка на объекте (в многоквартирном доме) общедомового прибора учета еще не означает его постановку на коммерческий учет. Надлежащее оснащение общедомовым прибором учета многоквартирного дома, по мнению суда апелляционной инстанции, означает организацию коммерческого учета тепловой энергии, которая состоит из нескольких этапов, включающих, в частности, физическую установку приборов учета и ввод в эксплуатацию узла учета.
Вынося оспариваемое предписание, Службой действительно не было учтено, что на момент проведения проверки в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина коллективный прибор учета был физически установлен, однако не введен в эксплуатацию.
В этой связи требование пункта 1 предписания от 24 июня 2014 года N 416/14-А в части оборудования общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения является некорректным, поскольку многоквартирный дом таким прибором уже был оборудован, его лишь необходимо было ввести в эксплуатацию, составить соответствующий акт и, тем самым, поставить на коммерческий учет (данная обязанность обоснованно включена в этот же пункт оспариваемого предписания).
В то же время, по убеждению суда апелляционной инстанции, подобное требование предписания (оборудовать многоквартирный дом общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения) в рассматриваемом случае прав и законных интересов ПАО "ТГК-14" не нарушило, поскольку последнее могло оповестить жилищную инспекцию об установке прибора учета, не неся дополнительных расходов.
Однако вместо этого в письме от 19 июня 2014 года N 07-00740 (т. 1, л.д. 55) филиал ОАО "ТГК-14" - "Теплоэнергосбыт Бурятии" указал, что начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жителям, проживающим по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 4, производится с учетом установленного норматива потребления на горячее водоснабжение, поскольку многоквартирный дом не оборудован коллективным прибором учета.
Выполняя законное требование пункта 1 предписания о постановке общедомового прибора на коммерческий учет, ОАО "ТГК-14" лишь 13 ноября 2014 года составлен акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина (т. 2, л.д. 75-76).
Законным является и указанное в пункте 2 оспариваемого предписания требование об оснащении квартир N N 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47, 66 в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения и постановке их на коммерческий учет.
Факт отсутствия в квартирах N N 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47, 66 индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения подтверждается представленным ОАО "ТГК-14" реестром установленных приборов учета горячего водоснабжения на 9 июня 2014 года (т. 1, л.д. 57-58), актом проверки от 24 июня 2014 года N 416/14-А (т. 1, л.д. 36-38).
Проанализировав названные документы, Служба пришла к выводу об отсутствии в квартирах N N 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47 и 66 соответствующих приборов учета по причине неуказания данных квартир в представленном перечне (реестре).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что между сетями ПАО "ТГК N 14" и сетями конечных потребителей (жильцов соответствующих квартир) имеются внутридомовые инженерные сети, принадлежащие всем собственникам многоквартирного дома, передача теплоэнергии по которым производится исполнителем коммунальных услуг (ООО "ЖЭУ-5"), в связи с чем сети ПАО "ТГК N 14" не имеют непосредственного присоединения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, суд апелляционной инстанции признает необоснованным ввиду следующего.
Как отмечалось ранее, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Однако учитывая тот факт, что собственники квартир, в которых необходимо установить индивидуальные приборы учета, одновременно являются и собственниками общего имущества многоквартирного дома (в том числе и внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения), сети ресурсоснабжающей организации (ПАО "ТГК N 14") считаются непосредственно присоединенными к внутридомовым инженерным сетям.
Ссылка ПАО "ТГК N 14" на акт сдачи-приемки и допуска в эксплуатацию узла учета потребления холодной и горячей воды у потребителя N 54-09ж от 13 мая 2009 года в рассматриваемом случае правового значения не имеет, исходя из следующего.
По акту N 54-09ж от 13 мая 2009 года (т. 2, л.д. 151) в эксплуатацию был допущен узел учета потребления горячей воды в квартире N 47 многоквартирного дома N 4 по улице Пушкина. Дата следующей проверки указано 19 октября 2012 года.
Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, в 2012 году у данного прибора учета истек межпроверочный период, в связи с чем начисление за горячее водоснабжение стало производиться по нормативу.
Согласно подпункту е) пункта 75 Правил коммерческого учета узел учета считается вышедшим из строя в случае истечения срока поверки любого из приборов (датчиков).
Принимая во внимание истечение межпроверочного периода (срока поверки прибора), узел учета потребления горячей воды в квартире N 47 многоквартирного дома N 4 по улице Пушкина, введенный в эксплуатацию по акту N 54-09ж от 13 мая 2009 года, считается вышедшим из строя, в связи с чем начисление за горячее водоснабжение и производилось с 2012 года иным способом (по нормативу). Следовательно, на момент проведения жилищной инспекцией проверки соответствующий прибор учета в квартире N 47 не был поставлен на коммерческий учет.
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что новый узел учета потребления холодной и горячей воды в квартире N 47 был введен в эксплуатацию только 25 декабря 2014 года по акту N 142-14ж (т. 2, л.д. 126).
Относительно довода ПАО "ТГК N 14" о том, что предписание Службы является неисполнимым по причине отсутствия технической возможности для установки индивидуального прибора учета в квартире N 5 по улице Пушкина дом 4, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции и отмечает следующее.
Из акта N 16043 от 17 октября 2014 года (т. 1, л.д. 79) следует, что в месте установки индивидуального прибора учета в квартире N 5 многоквартирного дома N 4 по улице Пушкина трубопровод горячего водоснабжения изолирован коробом из керамической плитки, в результате чего произвести монтаж водосчетчика в данное время не представляется возможным.
Однако данное обстоятельство (временное отсутствие технической возможности) не свидетельствует о невозможности исполнения предписания в принципе: изложенное может лишь рассматриваться в качестве уважительной причины для продления срока исполнения оспариваемого предписания в этой части. Других оснований, свидетельствующих о невозможности его исполнения, ПАО "ТГК N 14" не представлено.
Относительно довода ПАО "ТГК-14" о неисполнимости пункта 2 оспариваемого предписания по причине неприкосновенности поименованных в нем квартир суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения (часть 3); он же обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4).
В свою очередь, пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Более того, в силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственник жилого помещения, не исполнивший в установленный срок обязанности по оснащению своего жилого помещения приборами учета используемых энергетических ресурсов, должен обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Таким образом, именно на собственнике помещения лежит обязанность предоставить доступ в жилое помещение для установки индивидуального прибора учета горячего водоснабжения и обеспечить соответствующие условия для такой установки, в связи с чем не может быть принят во внимание довод заявителя апелляционной жалобы о том, что без соответствующего волеизъявления собственников жилых помещений невозможно поставить на коммерческий учет индивидуальные приборы учета в принадлежащих им жилых помещениях (квартирах).
Аналогичной правовой позиции придерживаются и суды общей юрисдикции (например, апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 27 октября 2014 года по делу N 33-5244/2014 г).
Довод ПАО "ТГК N 14" о том, что несоответствие содержания оспариваемого предписания принципам определенности и исполнимости свидетельствует о его незаконности, также признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
Предписание Службы действительно содержало опечатки (описки), на что обратил внимание суд кассационной инстанции в постановлении от 1 апреля 2015 года.
В частности, в пункте 2 первого столбца таблицы ("характеристика выявленного нарушения") было указано, что квартиры не оснащены индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения. При этом в соответствующем пункте второго столбца ("предписание") предписано оснастить квартиры приборами учета горячего водоснабжения. В этом же пункте 2 первого столбца таблицы ("характеристика выявленного нарушения") идет речь о неоснащении исключительно индивидуальными приборами учета соответствующих квартир, тогда как в соответствующем пункте второго столбца ("предписание") указано на общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в соответствующих квартирах.
В этом же пункте 2 первого столбца таблицы ("характеристика выявленного нарушения"), в числе прочих, не указана квартира N 47, тогда как в соответствующем пункте второго столбца ("предписание"), она указана.
Однако подобные ошибки, по мнению суда апелляционной инстанции, не являются существенными и сами по себе не влекут признание названного предписания незаконным, поскольку не изменяют его содержания.
При этом факт отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 4 по улице Пушкина, а также индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в квартирах NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47 и 66 указанного многоквартирного дома установлен в ходе проверки и отражен в соответствующем акте от 24 июня 2014 года N 416/14-А.
Кроме того, решением заместителя руководителя Службы от 3 сентября 2015 года исправлены описки (опечатки), допущенные при изготовлении предписания от 24 июня 2014 года N 416/14-А: в пункте 2 первого столбца после цифры "46" следует читать "N 47", после слов "индивидуальными приборами учета" следует читать "горячего водоснабжения"; в пункте 2 второго столбца слова "общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения" исключены (т. 2, л.д. 122).
Правомерным является и вывод суда первой инстанции со ссылкой на взаимосвязанные положения статьи 20 Жилищного кодекса, статьи 28 Закона N 261-ФЗ, а также пунктов 1.1, 3.1 и 3.6 Положения о Республиканской службе государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.05.2006 N 136 (действовало в спорный период), о наличии у Службы соответствующих полномочий на выдачу предписания в отношении ОАО "ТГК N 14".
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах настоящего дела и правовом регулировании, они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о законности предписания Службы от 24 июня 2014 года N 416/14-А и отсутствии нарушений прав и интересов ПАО "ТГК-14". При новом рассмотрении дела судом в полной меры были учтены указания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, содержащиеся в постановлении от 1 апреля 2015 года, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При подаче апелляционной жалобы ПАО "ТГК N 14" по платежному поручению от 7 октября 2015 года N 19832 (т. 3, л.д. 44) уплатило государственную пошлину в сумме 3000 рублей, в то время как в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо было уплатить 1500 рублей. Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2015 года по делу N А10-3753/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2015 года по делу N А10-3753/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (ИНН 7534018889) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 7 октября 2015 года N 19832 государственную пошлину в сумме 1500 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3753/2014
Истец: ОАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: Республиканская служба государственной жилищной инспекции
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-67/15
14.12.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6432/14
17.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3753/14
01.04.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-754/15
31.12.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6432/14
29.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3753/14