г. Воронеж |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А14-5716/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Поротикова А.И.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Ильюшин Финанс Ко.": Ефремова Ю.Е., представителя по доверенности N 332/512 от 08.07.2015; Болычева В.Г., представителя по доверенности б/н от 05.02.2015;
от открытого акционерного общества "Владивосток Авиа": Романа В.Б., представителя по доверенности N 13/КП от 01.08.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ильюшин Финанс Ко." на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2015 по делу N А14-5716/2015 (судья Мироненко И.В.), по иску открытого акционерного общества "Владивосток Авиа" (ОГРН 1022500528203, ИНН 2502011786) к открытому акционерному обществу "Ильюшин Финанс Ко." (ОГРН 1033600042332, ИНН 3663029916) о взыскании неустойки за несоответствие самолетов ТУ-204-300 сер. N 044, N 045 требованиям потребной коммерческой загрузки за период с июля 2012 года по декабрь 2013 года включительно в сумме 153 743 долларов 76 центов США по курсу доллара США к рублю РФ, установленному ЦБ РФ на дату исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Владивосток Авиа" (ОАО "Владивосток Авиа", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу "Ильюшин Финанс Ко." (ОАО "Ильюшин Финанс Ко.", ответчик) о взыскании неустойки за несоответствие самолетов Ту-204-300 N 64044, N 64045 требованиям потребной коммерческой загрузки за период с июля 2012 года по декабрь 2013 года включительно в сумме 153 743 долларов 76 центов США по курсу доллара США к рублю РФ, установленному ЦБ РФ на дату исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2015 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ОАО "Ильюшин Финанс Ко." обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель ОАО "Ильюшин Финанс Ко." поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Владивосток Авиа" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.10.2006 между ОАО "Владивосток Авиа" (лизингополучателем) и ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (лизингодателем) заключены договор финансовой аренды (лизинга) N 1130/58 -2006 самолета Ту-204-300 N 64044 и договор финансовой аренды (лизинга) N 1131/58-2006 самолета Ту-204-300 N 64045.
По условиям договоров лизингодатель обязуется по указанию лизингополучателя приобрести у продавца в собственность указанное лизингополучателем имущество: самолеты типа Ту-204-300 в количестве двух единиц, которые отвечают требованиям договора и передать лизингополучателю указанное имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей с последующей передачей в собственность лизингополучателя, а лизингополучатель обязуется принять самолеты, уплачивать лизинговые платежи в соответствии с условиями договора по окончании срока действия договора либо в период действия договора приобрести самолеты в собственность на основании договора купли-продажи по выкупной стоимости, определенной в договоре.
Самолеты должны отвечать характеристикам, перечисленным в пунктах 2.2.1-2.2.6 договоров.
Срок передачи самолетов в лизинг - 15.04.2008. Срок лизинга равен пятнадцати годам с даты подписания акта приема-передачи самолетов.
В силу статьи 1 договоров финансовой аренды (лизинга) нормативная коммерческая загрузка- максимальная коммерческая загрузка самолета, с которой самолет способен выполнять безопасные полеты в соответствии с нормативной документацией государственных органов гражданской авиации России без посадок по маршруту Владивосток- Москва.
Фактическая коммерческая загрузка- максимальная фактическая коммерческая загрузка самолета с учетом изменения весовых и летно-технических характеристик самолета в процессе эксплуатации, с которой самолет выполняет безопасные полеты в соответствии с нормативной документацией государственных органов гражданской авиации России без посадок по маршруту Владивосток-Москва.
Согласно статье 1 заключенных договоров потребная коммерческая загрузка (далее - ПКЗ) составляет 13 600 кг. Обеспечение ПКЗ означает, что нормативная и фактическая коммерческие загрузки должны быть не менее 13 600 кг.
24.11.2006 сторонами заключены дополнительные соглашения к договорам финансовой аренды (лизинга) N 01, согласно которым статья 5 договоров дополнена пунктом 5.16 следующего содержания: "если нормативная либо фактическая коммерческая загрузка, отраженная в акте о коммерческой загрузке, составляет менее ПКЗ, базовая часть лизинговых платежей и соответствующие ежемесячные лизинговые платежи уменьшаются на сумму, рассчитанную по приведенной формуле".
10.07.2008 и 11.08.2008 сторонами составлены акты о коммерческой загрузке, в которых отражено, что нормативная коммерческая загрузка самолета Ту-204-300 N 64044 составила 13 007 кг, нормативная коммерческая загрузка самолета Ту-204-300 N 64045 составила 13 058 кг.
Сторонами подписаны дополнительные соглашения о порядке начисления неустойки с 20.03.2008 к договору финансовой аренды (лизинга) N 1130/58-2006 cамолета Ту-204-300 N64044 от 10.10.2006 и к договору финансовой аренды (лизинга) N1131/58-2006 cамолета Ту-204-300 N64045 от 10.10.2006, в соответствии с которыми пункт 5.16 договоров изменен и изложен в следующей редакции: "если нормативная либо фактическая коммерческая загрузка, отраженная в акте о коммерческой загрузке, составляет менее ПКЗ, лизингодатель обязан оплачивать лизингополучателю ежемесячную неустойку по установленной формуле. Ежемесячная неустойка исчисляется с даты передачи самолета в лизинг и до окончания срока действия договора".
15.01.2009 между ОАО "Владивосток Авиа" и ОАО "Ильюшин Финанс Ко." заключены дополнительные соглашения N 07 к договорам финансовой аренды (лизинга) об изменении пункта 5.16: "если нормативная либо фактическая коммерческая загрузка, отраженная в акте о коммерческой загрузке, составляет менее ПКЗ, лизингодатель обязан оплачивать лизингополучателю ежемесячную неустойку. Размер ежемесячной неустойки определен по формуле, приведенной в соглашении. Ежемесячная неустойка выплачивается, начиная с календарного месяца подписания настоящего соглашения, и до окончания срока действия договора".
В соответствии с пунктом 5.17 указанных дополнительных соглашений лизингодатель имеет право за свой счет доработать самолет для обеспечения нормативной или фактической загрузки до величины ПКЗ и более в любое время в течение всего срока лизинга.
20.10.2009 между сторонами заключены дополнительные соглашения к договорам финансовой аренды (лизинга), согласно которым изменена редакция пункта 5.16 договоров: "если нормативная либо фактическая коммерческая загрузка, отраженная в акте о коммерческой загрузке, составляет менее ПКЗ, лизингодатель обязан оплачивать лизингополучателю ежемесячную неустойку. Размер ежемесячной коммерческой неустойки рассчитывается по формуле, приведенной сторонами в соглашении. Соглашение распространяет свое действия на отношения сторон, существующие с 01.09.2009, и является неотъемлемой частью договора".
21.10.2013 сторонами подписаны дополнительные соглашения N 13 о передаче споров, в которых истцом является лизингополучатель, на рассмотрение Арбитражного суда Воронежской области.
30.04.2014 и 19.06.2014 между ОАО "Ильюшин Финанс Ко." и ОАО "Владивосток Авиа" заключены соглашение о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) N 1130/58-2006 cамолета Ту-204-300 N64044 от 10.10.2006 с 01.05.2014 и соглашение о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) N 1131/58-2006 cамолета Ту-204-300 N64045 от 10.10.2006 с 21.06.2014.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2014 по делу N А51-35105/2013 ОАО "Владивосток Авиа" признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Ссылаясь на неисполнение договорных обязательств в части уплаты неустойки в сумме 153 743 долларов 76 центов США за период с июля 2012 года по декабрь 2013 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении настоящего спора, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
По условиям договоров лизинга выбор продавца и воздушного судна осуществляет лизингополучатель.
Распределение ответственности между продавцом, разработчиком, ПМЗ и поставщиками ОПИ указаны в настоящем договоре на основании положений, содержащихся в заключенных лизингодателем договорах с данными лицами (пункт 2.5 договоров лизинга).
В статье 9 договоров лизинга урегулированы отношения сторон с продавцом (ЗАО "Авиастар-СП"), разработчиком (ОАО "Туполев"), ПМЗ (поставщик двигателей- ОАО "Пермский Моторный Завод"), поставщиками ОПИ.
Согласно пункту 9.3 лизингополучатель соглашается, что лизингодатель не является ни изготовителем (продавцом), ни разработчиком самолетов, и приобретает самолеты исключительно по инструкциям лизингополучателя, инвестируя средства в их изготовление.
ОАО "Владивосток Авиа" предъявлены дополнительные требования к самолетам по сравнению со стандартной конструкцией, а именно: обеспечение соответствия летно-технических характеристик самолетов Ту-204-300, позволяющих выполнять безопасные полеты в соответствии с нормативной документацией государственных органов гражданской авиации России по маршруту Владивосток-Москва без посадок, достижение потребной коммерческой загрузки до 13 600 кг.
Поскольку указанные требования были предъявлены ОАО "Владивосток Авиа" и в отношении иных самолетов типа Ту-204-300, договоры лизинга которых заключены в 2004 году, 17.05.2005 между ОАО "Ильюшин Финанс Ко.", ОАО "Туполев" и ОАО "Владивосток Авиа" заключено соглашение об урегулировании в отношении самолетов Ту-204-300, в соответствии с которым стороны, учитывая, что самолет Ту-204-300 N 64038 имеет несоответствие по коммерческой загрузке, составляющей 11 306 кг вместо согласованных 13 600 кг, ОАО "Туполев" обязуется в максимально короткие сроки организовать за свой счет разработку и внедрение на самолетах Ту-204-300 N 64026, N 64039, N 64040 и авиадвигателях мероприятий, которые, не ухудшая других характеристик самолетов, указанных в дополнительных технических требованиях, повысят нормативную коммерческую загрузку до величины не менее 13 600 кг.
Пунктом 1.3 указанного соглашения предусмотрено, что ОАО "Туполев" соглашается нести ответственность в случае, если нормативная либо фактическая коммерческая загрузка, отраженная в акте о коммерческой загрузке, составляет менее 13 600 кг, и уплачивает ОАО "Ильюшин Финанс Ко." компенсацию за такое несоответствие самолета в части нормативной коммерческой загрузки, рассчитанную по согласованной формуле. Выплата компенсации прекращается в тот календарный месяц, в котором были внесены в установленном порядке изменения в летно-техническую документацию самолета, обеспечивающую увеличение нормативной коммерческой загрузки до 13 600 кг и выше, и подписан в связи с таким изменением нормативной коммерческой загрузки акт о коммерческой загрузке.
В свою очередь, ОАО "Ильюшин Финанс Ко." предоставляет компенсацию в том же размере ОАО "Владивосток Авиа" в виде уменьшения размера базового лизингового платежа в соответствии с договорами лизинга четырех указанных самолетов. Впоследствии сторонами согласована уплата неустойки за несоответствие ПКЗ значению 13 600 кг.
С этой целью между ОАО "Ильюшин Финанс Ко." и ОАО "Туполев" заключен договор на разработку технической документации N 578 от 27.08.2004, предметом которого является выпуск конструкторской документации для реализации дополнительных технических требований ОАО "Владивосток авиа" к самолетам типа Ту-204-300 с вышеуказанными серийными номерами.
08.02.2008 аналогичный договор N 975 заключен между ОАО "Ильюшин Финанс Ко." и ОАО "Туполев" в отношении самолета Ту-204-300 N 64044.
Во исполнение договора N 578 от 27.08.2004 ОАО "Туполев" в период с 2005 по 2009 годы проводило работы, направленные на увеличение коммерческой загрузки до 13 600 кг.
В результате президиумом научно-технического совета ОАО "Туполев" от 26.02.2009 сделан вывод о том, что резервы по увеличению коммерческой нагрузки самолета Ту-204-300 на дальности 7400 км использованы, но результат в 13 600 кг так и не достигнут. Это подтверждает и постройка самолетов Ту-204-300 N 64044 и N 64045, на которых и после внедрения мероприятий такая коммерческая нагрузка не была достигнута.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2014 по делу N А40-10024/2013 установлен факт технической невозможности достижения на самолетах типа Ту-204-300 коммерческой загрузки в размере 13 600 кг, основанный, в том числе на выводах эксперта. Недостижение коммерческой загрузки не является конструктивным дефектом самолета. Судом сделан вывод о том, что обязательства ОАО "Туполев" по разработке конструкторской документации, связанной с повышением коммерческой загрузки самолетов до 13 600 кг, вытекающие из договора N 578 от 27.08.2004, прекращены с 12.05.2009 в связи с невозможностью исполнения. Судом отказано в удовлетворении иска ОАО "Ильюшин Финанс Ко." о взыскании с ОАО "Туполев" неустойки по соглашению от 17.05.2005.
Выводы Арбитражного суда города Москвы в полной мере применимы к спорным правоотношениям, поскольку в соответствии с пунктом 2.2.1 договоров лизинга N 1130/58-2006 и N 1131/58-2006 самолеты Ту-204-300 N 64044 и N 64045 изготавливаются продавцом в соответствии с рабочей конструкторской документацией, выполненной разработчиком (ОАО "Туполев") и соответствуют сертификату типа Ту-204-300.
Самолеты Ту-204-300 N 64044 и N 64045 соответствуют сертификату СТ238-ТУ-204-300 от 14.05.2005, в отношении всех самолетов подписаны единые дополнительные технические требования, предъявленные ОАО "Владивосток Авиа".
Данное обстоятельство подтверждается также письмом ОАО "Туполев" от 30.11.2015 N 21945-08, согласно которому самолеты Ту-204-300 N 64044 и N 64045 изготовлены по техническим условиям и с использованием конструкторской документации, аналогичным конструкторской документации, выпущенной для самолетов Ту-204-300 N 64026, N 64038, N 64039, N 64040. Соответственно летные характеристики в части коммерческой загрузки всех шести самолетов практически одинаковые.
В силу пункта 5.15 договоров лизинга, если при приемке-передаче самолета нормативная коммерческая загрузка, отраженная в акте о коммерческой загрузке, окажется менее ПКЗ, лизингодатель обязан в максимально короткие сроки организовать за свой счет разработку и внедрение на самолете и авиадвигателях мероприятий, которые не ухудшая других характеристик самолета, указанных в договорах, повысят нормативную коммерческую загрузку до величины потребной коммерческой загрузки.
Таким образом, исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 5.15 договоров лизинга, ОАО "Ильюшин Финанс Ко." напрямую зависит от исполнения обязательств ОАО "Туполев" по доработке конструкторской документации на самолеты типа Ту-204-300.
В силу статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Поскольку обеспечить указанную ПКЗ технически невозможно, что установлено решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2014 по делу N А40-10024/2013, соответствующее обязательство ОАО "Ильюшин Финанс Ко." следует считать прекращенным.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения кредитору потерь, вызванных нарушением должником своих обязательств.
По условиям договоров лизинга уплачиваемая лизингодателем неустойка обеспечивает исполнение им обязательства предоставить в лизинг самолет, имеющий потребную коммерческую загрузку в размере 13 600 кг.
С учетом прекращения основного обязательства следует считать прекращенным обеспечивающее его обязательство в виде неустойки, предусмотренной пунктом 5.16 договоров лизинга.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования ОАО "Владивосток Авиа" к ОАО "Ильюшин Финанс Ко." о взыскании неустойки за несоответствие самолетов Ту-204-300 N 64044, N 64045 требованиям потребной коммерческой загрузки за период с июля 2012 года по декабрь 2013 года включительно в сумме 153 743 долларов 76 центов США по курсу доллара США к рублю РФ, установленному ЦБ РФ на дату исполнения решения суда, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного иные доводы апелляционной жалобы, касающиеся отсутствия оснований для уплаты ОАО "Ильюшин Финанс Ко." неустойки в связи с неуплатой ОАО "Владивосток Авиа" лизинговых платежей, не имеют значения для оценки правоотношений сторон.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что факт зачета спорной неустойки и лизинговых платежей за период до 01.07.2012 не учитывается при рассмотрении данного дела, поскольку обстоятельства прекращения обязательств ОАО "Туполев" по доработке самолетов ТУ-204-300 до предельной коммерческой загрузки с 12.05.2009 установлено решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2014 по делу N А40-10024/2013, вступившим в силу 19.06.2014.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворением исковых требований, судебные расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2015 по делу N А14-5716/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Владивосток Авиа" (ОГРН 1022500528203, ИНН 2502011786) отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Владивосток Авиа" (ОГРН 1022500528203, ИНН 2502011786) в пользу открытого акционерного общества "Ильюшин Финанс Ко." (ОГРН 1033600042332, ИНН 3663029916) 3 000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5716/2015
Истец: ОАО "Владивосток Авиа"
Ответчик: ОАО "Ильюшин Финанс Ко."