г. Хабаровск |
|
14 декабря 2015 г. |
А73-11871/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Дальневосточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Дранцева М.В., представитель по доверенности от 17.04.2015 N 2/38;
от индивидуального предпринимателя Ефимова Андрея Викторовича: Цупко А.А., представитель по доверенности от 02.02.2015 N б/н; Тучинов А.А., представитель по доверенности от 15.08.2015 N б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ефимова Андрея Викторовича
на решение от 13.10.2015
по делу N А73-11871/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Дальневосточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
к индивидуальному предпринимателю Ефимову Андрею Викторовичу
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ефимова Андрея Викторовича (далее - ИП Ефимов А.В., предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 13.10.2015 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, представитель административного органа заявил ходатайство о приобщении к материалам дела обвинительного заключения.
Апелляционный суд отклонил заявленные ходатайства в соответствии со ст. 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Ефимов Андрей Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем ему присвоен ОГРН-304270323600122, ИНН-272700302272 на основании лицензии от 15.08.2007 г. N АСС-27-034571 осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В связи со случившимся 05.08.2015 г. дорожно-транспортным происшествием с участием автотранспортного средства DAEWOO BH-120F гос. N К776ТТ 27, принадлежащего предпринимателю Ефимову А.В., под управлением водителя Михейкина Ю.А., в результате которого пострадало 68 человек, из них погибло 16, в том числе дети в возрасте до 16 лет - 1, ранено - 45 чел., Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора на основании распоряжения от 05.08.2015 г. N 07-110к в период с 06.08.2015 г. по 10.08.2015 г. проведена плановая проверка исполнения предпринимателем Ефимовым А.В. лицензионных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Проверка проведена в присутствии представителя Никифирова В.Г., действующего на основании доверенности от 23.04.2015 г. N 27 АА 0620989.
При проверке обнаружены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
На предприятии не составляются ежемесячные графики работы (сменности) на линии для всех водителей и не доводятся до сведения водителей за один месяц до введения их в действие.
Водителям предпринимателя Ефимова А.В. установлен суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц, что подтверждается записью в трудовых договорах водителей.
Анализ путевых листов за июль 2015 г. водителя Михейкина Ю.А., и водителя Мельника С.В. показал, что при установленной норме рабочего времени 184 часа в июле 2015 г. водитель Мельник С.В. отработал 219 час. 30 мин. (переработка составила 35 часов), водитель Михейкин Ю.А. отработал 233 час. 40 мин. (переработка составила 49 час. 40 мин).
Так же установлено, что водитель Михейкин Ю.А. имел в июле 2015 г. еженедельный отдых в количестве 4 дней:
02.07.2015 г. - 03.07.2015 г. продолжительностью 52 час (путевые листы N 1437 от 01-02.07.2015 г., N 1467 от 04.07.2015 г.);
09.07.2015 г. - продолжительностью 28 час. 45 мин. (путевые листы N 1567 от 08.07.2015 г., N 1584 от 10.07.2015 г.);
15.07.2015 г. - продолжительностью 30 час. 10 мин. (путевые листы N 1627 от 14.07.2015 г., N 1648 от 16.07.2015 г.);
28.07.2015 г. - продолжительностью 29 час. 30 мин. (путевые листы N 1755 от 27.07.2015 г., N 1773 от 29.07.2015 г.).
В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха у водителя Михейкина Ю.А. составила 35 часов, при установленной норме 42 часа.
При проведении проверки предпринимателем Ефимовым А.В. представлен журнал учета ДТП, согласно которому в 2015 году зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия с участием автотранспортных средств предпринимателя Ефимова А.В., произошедших 06.01.2015 г. и 09.03.2015 г. Анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, проведен не в полном объеме.
Согласно приказу от 07.06.2012 г. N 32а предпринимателем Ефимовым А.В. установлены нормы пробегов между ТО-1 и ТО-2 для проведения технического обслуживания и ремонта автобусов, направляемых на междугородние маршруты: летний период: для ТО-1 - 3150 км.; для ТО-2 - 12600 км.; зимний период: для ТО-1 - 2800 км.; для ТО-2 - 11200 км.
При проведении проверки предпринимателем Ефимовым А.В. представлен журнал учета постановки автобусов на ТО (начат 30.04.2015 г.), путевые листы за июль, за отработанный период августа 2015 г.
При анализе документов установлено, что 11.07.2015 г. проведено техническое обслуживание N 2 автобусу DAEWOO ВХ-212 гос. рег. знак Н245МН 27, показания спидометра - 282546 км.
Очередное ТО-2 проведено 05.08.2015 г., показания спидометра - 296536 км.
Пробег между ТО составил 13990 км., что превышает установленную норму на 1390 км.
04.07.2015 проведено техническое обслуживание N 2 автобусу DAEWOO BH-120F гос. рег. знак К775ТТ 27, показания спидометра - 934183 км.
Очередное ТО-2 проведено 27.07.2015 г., показания спидометра - 947416 км.
Пробег составил 13233 км., что превышает установленную норму на 633 км.
16.07.2015 г. проведено техническое обслуживание N 2 автобусу DAEWOO ВН-120 гос. рег. знак К833СС 27, показания спидометра - 298975 км.
Очередное ТО-2 проведено 03.08.2015 г., показания спидометра - 311778 км. Пробег составил 12803 км, что превышает установленную норму на 203 км.
Проверкой также установлено, что водители предпринимателя Ефимова А.В. не проходили обязательные предварительные медицинские осмотры при приеме на работу в качестве водителей транспортных средств.
Указанное является нарушением требований ст. 18, 20, 23 Закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон РФ N 196-ФЗ); пунктов 3, 4, 7, 8, 15, 28 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. N 15 (далее - Положение N 15); п. 6, 15, 24, 27 Приложения 1, п. 1.7, 2.4 Приложения 2 Приказа Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 г. N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (далее - Правила N 7 от 15.01.2014 г.); п.п. "з" п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек", утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280 (далее - Положение от 02.04.2012 г. N 280); Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", зарегистрированного в Минюсте РФ 21.10.2011 г. N 2211.
По результатам проверки составлен акт проверки N 07-110к от 10.08.2015 г., в котором зафиксированы выявленные нарушения, который подписан представителем Никифировым В.Г., действующим на основании доверенности от 23.04.2015 г. N 27 АА 0620989., вручен ему под роспись.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 11.08.2015 г. на 15 часов 00 минут предприниматель Ефимов А.В. был извещен уведомлением от 10.08.2015 г. N 288, которое вручено под вх. N 657 от 10.08.2015 г.
11.08.2015 г. начальником Комсомольского отдела автодорожного надзора Управления Зибаровской Е.В. в отношении предпринимателя Ефимова А.В., составлен протокол серия 27 N 007056 от 11.08.2015 г. об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя Никифирова В.Г., действующего на основании доверенности от 23.04.2015 г. N 27 АА 0620989, подписан им без замечаний, вручен ему под роспись - 11.08.2015 г.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное административным органом требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Субъектом рассматриваемых нарушений является лицензиат.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону этих правонарушений, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ административный орган должен доказать наличие грубого нарушения.
Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ (далее - Закон РФ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ) - деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек подлежит лицензированию.
Согласно статье 4 Закона РФ от 10.11.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В силу ст. 18 Закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Согласно статье 20 Закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.112011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;
проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Закона РФ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15, установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - Положение N 15 от 20.08.2004 г.).
Согласно п. 3, 4, 7 Положения N 15 от 20.08.2004 г. - Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В силу п. 8 Положения N 15 от 20.08.2004 г. - в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с п. 15 Положения N 15 от 20.08.2004 г. - Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 28 Положения N 15 от 20.08.2004 г. привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.
В силу п. 15 Приказа Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 г. N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (далее - Приказ N 7 от 15.01.2014 г.) - субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
Проверкой установлено, что предпринимателем Ефимовым А.В. не соблюдаются указанные положения, а именно:
На предприятии не составляются ежемесячные графики работы (сменности) на линии для всех водителей и не доводятся до сведения водителей за один месяц до введения их в действие.
Водителям предпринимателя Ефимова А.В. установлен суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц, что подтверждается записью в трудовых договорах водителей.
Анализ путевых листов за июль 2015 г. водителя Михейкина Ю.А., и водителя Мельника С.В. показал, что при установленной норме рабочего времени 184 часа в июле 2015 г. водитель Мельник С.В. отработал 219 час. 30 мин. (переработка составила 35 часов), водитель Михейкин Ю.А. отработал 233 час. 40 мин. (переработка составила 49 час. 40 мин).
Так же установлено, что водитель Михейкин Ю.А. имел в июле 2015 г. еженедельный отдых в количестве 4 дней:
02.07.2015 г. - 03.07.2015 г. продолжительностью 52 час (путевые листы N 1437 от 01-02.07.2015 г., N 1467 от 04.07.2015 г.);
09.07.2015 г. - продолжительностью 28 час. 45 мин. (путевые листы N 1567 от 08.07.2015 г., N 1584 от 10.07.2015 г.);
15.07.2015 г. - продолжительностью 30 час. 10 мин. (путевые листы N 1627 от 14.07.2015 г., N 1648 от 16.07.2015 г.);
28.07.2015 г. - продолжительностью 29 час. 30 мин. (путевые листы N 1755 от 27.07.2015 г., N 1773 от 29.07.2015 г.).
В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха у водителя Михейкина Ю.А. составила 35 часов, при установленной норме 42 часа.
В отзыве предприниматель Ефимов А.В. указал, что время для обеспечения подготовительно-заключительных работ составляет 18 минут, для проведения медицинского осмотра - 5 минут, учитывая при этом в рабочее время водителя при 22 рабочих сменах 4 часа 26 минут (23 мин. х 22 смены), что не соответствует действительности, так как 23 мин. х 22 смены составляет 8 часов 43 минуты.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, в приведенных расчетах Ефимовым А.В. не учитывается время для выполнения подготовительно-заключительных работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены, и время проведения медицинского осмотра после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
Материалами дела установлено, что:
01.07.2015 г. - медицинский осмотр пройден 9 час. 35 мин., выезд на линию - 10 час. 35 мин., подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию (ПЗР) составило 55 мин.;
04.07.2015 г. - медицинский осмотр пройден 5 час. 50 мин., выезд на линию - 7 час. 00 мин., ПЗР составило 1 час. 10 мин.;
05.07.2015 г. - медицинский осмотр пройден 14 час. 30 мин., выезд на линию - 15 час. 30 мин., ПЗР составило 1 час. 00 мин.;
10.07.2015 г. - медицинский осмотр пройден 3 час. 15 мин., выезд на линию - 4 час. 00 мин., ПЗР составило 0 час. 45 мин.;
17.07.2015 г. - медицинский осмотр пройден 9 час. 15 мин., выезд на линию - 10 час. 30 мин., ПЗР составило 1 час. 15 мин.;
25.07.2015 г. - медицинский осмотр пройден 9 час. 15 мин., выезд на линию - 10 час. 30 мин., ПЗР составило 0 час. 45 мин.;
30.07.2015 г. - медицинский осмотр пройден 10 час. 05 мин., выезд на линию - 10 час. 40 мин., ПЗР составило 0 час. 35 мин.
Из материалов дела усматривается, что предпринимателем Ефимовым А.В. при расчете рабочего времени водителей Михейкина Ю.А. и Мельника С.В. не учитывается время специальных перерывов для отдыха водителей от управления автомобилем на конечных пунктах.
Согласно п. 6 Приложения N 1 Приказа N 7 от 15.01.2014 г. в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.
В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.
При осуществлении указанного анализа устанавливаются:
1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель):
фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве, а также по возможности те же сведения о других водителях - участниках ДТП;
прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, - обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
организация повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;
2) в отношении транспортного средства:
модель транспортного средства;
государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
организация технического обслуживания и ремонта транспортного средства, включая:
периодичность технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также лицо, ответственное за его проведение;
соблюдение межсервисного пробега;
наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;
соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что предпринимателем Ефимовым А.В. не соблюдаются указанные положения, а именно:
При проведении проверки предпринимателем Ефимовым А.В. представлен журнал учета ДТП, согласно которому в 2015 году зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия с участием автотранспортных средств предпринимателя Ефимова А.В., произошедших 06.01.2015 г. и 09.03.2015 г. Анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, проведен не в полном объеме.
Предпринимателем Ефимовым А.В. при проведении проверки были представлены акты служебных расследований по данным фактам.
Перечень вопросов, отраженных в актах служебных расследований, не соответствует установленным требованиям, а именно, при осуществлении указанного анализа не установлено:
1. В отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель):
соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха, наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года.
2. В отношении транспортного средства:
Наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
организация технического обслуживания и ремонта транспортного средства, включая:
периодичность технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также лицо, ответственное за его проведение; соблюдение межсервисного пробега;
наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях.
3. В отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
соответствие квалификационным и профессиональным требованиям лиц, осуществлявших предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, предрейсовый медицинский осмотр.
Согласно п. 24, 27 Приложения N 1 Приказа N 7 от 15.01.2014 г. - Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить безопасность транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в процессе эксплуатации.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
В силу п. 2.4 Приложения N 1 Приказа N 7 от 15.01.2014 г. - Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.
Материалами дела установлено, что предпринимателем Ефимовым А.В. не соблюдаются указанные положения, а именно:
Согласно приказу от 07.06.2012 г. N 32а предпринимателем Ефимовым А.В. установлены нормы пробегов между ТО-1 и ТО-2 для проведения технического обслуживания и ремонта автобусов, направляемых на междугородние маршруты: летний период: для ТО-1 - 3150 км.; для ТО-2 - 12600 км.; зимний период: для ТО-1 - 2800 км.; для ТО-2 - 11200 км.
При проведении проверки предпринимателем Ефимовым А.В. представлен журнал учета постановки автобусов на ТО (начат 30.04.2015 г.), путевые листы за июль, за отработанный период августа 2015 г.
При анализе документов установлено, что 11.07.2015 г. проведено техническое обслуживание N 2 автобусу DAEWOO ВХ-212 гос. рег. знак Н245МН 27, показания спидометра - 282546 км.
Очередное ТО-2 проведено 05.08.2015 г., показания спидометра - 296536 км.
Пробег между ТО составил 13990 км., что превышает установленную норму на 1390 км.
04.07.2015 проведено техническое обслуживание N 2 автобусу DAEWOO BH-120F гос. рег. знак К775ТТ 27, показания спидометра - 934183 км.
Очередное ТО-2 проведено 27.07.2015 г., показания спидометра - 947416 км.
Пробег составил 13233 км., что превышает установленную норму на 633 км.
16.07.2015 г. проведено техническое обслуживание N 2 автобусу DAEWOO ВН-120 гос. рег. знак К833СС 27, показания спидометра - 298975 км.
Очередное ТО-2 проведено 03.08.2015 г., показания спидометра - 311778 км. Пробег составил 12803 км, что превышает установленную норму на 203 км.
Приказом от 07.06.2012 N 32а на предприятии Ефимова А.В. не установлено допустимое отклонение от действующих норм при проведении технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что водители предпринимателя Ефимова А.В. не проходили обязательные предварительные медицинские осмотры при приеме на работу в качестве водителей транспортных средств, что является нарушением ст. 23 Закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ; Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", зарегистрированного в Минюсте РФ 21.10.2011 г. N 2211.
Указанное нарушение предпринимателем Ефимовым А.В. не оспаривается.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в "Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек_", утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280.
Согласно требованиям настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать требования, установленные статьей 20 Закона РФ "О безопасности дорожного движения"; соблюдать требования, предъявляемые к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п.п. "з", "и" п. 4 Положения от 02.04.2012 г. N 280).
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности организации обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
В силу п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек_, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280, осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как правомерно указал суд первой инстанции, перевозка пассажиров на транспортных средствах не прошедших в установленном порядке Техническое обслуживание, нарушение режима отдыха водителей, нарушение требований, предъявляемых к медицинским осмотрам при приеме на работу в качестве водителей транспортных средств, не выполнение требований, предъявляемых анализу причин и условий, способствовавших возникновению ДТП - создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Таким образом, апелляционная инстанция подждерживает вывод суда первой инстанции о том, что предпринимателем Ефимовым А.В., при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров были допущены грубые нарушения требований (условий), предусмотренных имеющейся у него лицензией, что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействиях) признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем Ефимовым А.В. подтверждаются материалами дела, документами представленными Ефимовым А.В. в ходе проверки, актом проверки N 07-110к от 10.08.2015 г.; протоколом об административном правонарушении серия 27 N 007056 от 11.08.2015 г.; лицензией от 15.08.2007 г. N АСС-27-034571.
Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Доказательств исключительности обстоятельств правонарушения, в соответствии с которыми предприниматель не имел возможности соблюсти требования лицензионных условий в материалы дела не представлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность предпринимателя, судом апелляционной инстанции установлено.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для применения в отношении предпринимателя статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 вышеуказанной статьи Кодекса, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Кроме того, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела, характер выявленных нарушений, что предприниматель в содеянном не раскаялся, вину не осознал, применил к правонарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
Порядок, сроки привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь частью 4 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.10.2015 по делу N А73-11871/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11871/2015
Истец: Дальневосточное межрегиональное управление госавтодорожного надзора, Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора
Ответчик: ИП Ефимов Андрей Викторович
Третье лицо: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора