г. Вологда |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А44-4516/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Журавлева А.В., Зайцевой А.Я., при ведении протокола секретарём судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 октября 2015 года по делу N А44-4516/2015 (судья Максимова Л.А.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области (место нахождения: 173025, Великий Новгород, проспект Мира, дом 22/25; ОГРН 1045300283280, ИНН 5321099417; далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в арбитражный суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (место нахождения: 173007, Великий Новгород, улица Прусская, дом 10/12; ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197; далее - Управление МЧС) о взыскании 51 216 руб. 52 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй - четвертый кварталы 2012 года, 2013 - 2014 годы.
Определением суда от 04.06.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 20.07.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Новгородское спецавтохозяйство" (далее - Общество).
Решением суда от 07 октября 2015 года требования удовлетворены в полном объеме.
Управление МЧС с решением суда не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Управление размещением отходов производства и потребления не занимается, соответствующие договоры на вывоз отходов заключены Управлением с Обществом. В связи с этим считает, что отсутствуют основания для возложения на него обязанности по внесению платы за размещение отходов в спорные периоды. Отмечает, что Управление осуществляет свою деятельность за счет средств федерального бюджета в пределах выделенных лимитов бюджетного финансирования, при этом денежных средств на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду Управлению не поступало. Погасить задолженность не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.
Управление Росприроднадзора в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена по правилам статей 123, 156, 266 АПК РФ без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управление МЧС представило в Управление Росприроднадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за II-IV кварталы 2012 года, за 2013 год, за 2014 год, согласно которым размер платы за указанные периоды в общей сумме составил 51 216 руб. 52 коп.
Вместе с тем данную плату Управление МЧС в бюджет не перечислило. Актом сверки расчетов от 05.03.2015 подтверждается задолженность Управления МЧС по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды в размере 51 216 руб. 52 коп.
В связи с неисполнением Управлением МЧС обязанности по перечислению платы за негативное воздействие на окружающую среду Управление Росприроднадзора направило в адрес ответчика требование от 12.03.2015 N 06-21/689, которым предложило в добровольном порядке погасить указанную задолженность в течение десяти дней с момента получения требования.
Данное требование получено Управлением МЧС 08.04.2015, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении, однако в добровольном порядке не исполнено.
Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, Управление Росприроднадзора обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
В частности, такой Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
При этом согласно пункту 4 статьи 16 Закона об охране окружающей среды внесение платы, определенной пунктом 1 указанной статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за вредное воздействие на окружающую среду.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ N 557) определён срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отчётным периодом является календарный квартал.
Таким образом, в силу приведенных положений законодательства об охране окружающей среды Управление МЧС, являясь природопользователем, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе связанное с размещением отходов и потребления.
Наличие задолженности у ответчика по внесению данной платы подтверждается материалами дела, в том числе расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленными Управлением МЧС, а также актом сверки взаимных расчётов за период с 01.01.2012 по 01.02.2015, подписанным представителями истца и ответчика без каких-либо замечаний.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания платы в связи с тем, что Управление МЧС не является специализированной организацией, занимающейся размещением отходов производства и потребления, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов определено как содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; при этом объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П (далее - Постановление N 5) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по её восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счёт субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления N 5, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путём нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платёж в стоимости размещения отходов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 по делу N 303-КГ14-2151.
В представленных ответчиком в материалы дела договорах на вывоз, прием и захоронение твердых бытовых отходов IV-V классов опасности, заключенных Управлением МЧС с закрытым акционерным обществом "Новгородское спецавтохозяйство" в период с 2011 года по 2014 год, переход права собственности на отходы не предусмотрен, а также указывается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в тариф не включена.
В свете изложенного, поскольку Управление МЧС в силу действующего законодательства об охране окружающей среды обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Управления Росприроднадзора, взыскав с ответчика задолженность по данной плате за спорный период в сумме 51 216 руб. 52 коп.
Ссылка Управления МЧС на отсутствие бюджетного финансирования на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не принимается апелляционным судом, так как данное обстоятельство не может служить основанием, освобождающим от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Иное толкование апеллянтом положений природоохранного законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда апелляционной инстанцией не установлено, апелляционная жалоба Управления МЧС удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 октября 2015 года по делу N А44-4516/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4516/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области
Третье лицо: ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство"