г. Владивосток |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А51-12332/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грин Три",
апелляционное производство N 05АП-10684/2015
на решение от 22.10.2015
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-12332/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин Три" (ИНН 2536264489, ОГРН 1132536005887, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.08.2013)
о признании незаконным решения Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005) от 05.06.2015 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10702020/260515/0015100,
при участии:
от ООО "Грин Три": представитель Дульнева Л.Ф. по доверенности от 24.02.2014 сроком на 3 года, паспорт;
от Владивостокской таможни: представитель Скопинцев А.В. по доверенности от 14.07.2015 N 151 сроком до 14.07.2016. удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Грин Три" (далее - заявитель, общество, декларант, ООО "Грин Три") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) от 05.06.2015 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10702020/260515/0015100.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 22.10.2015, общество просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных требований апеллянт ссылается на то, что заполнение формы корректировки декларации на товары (далее - КДТ) производилось им по разным основаниям. Так, 03.06.2015 декларант распорядился авансовыми платежами в целях доплаты таможенных пошлин, налогов, размер которых увеличился в результате принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости и решения о классификации товара, а 04.06.2015 заявитель дал распоряжение о зачете авансовых платежей в счет полной оплаты таможенных пошлин, налогов по видам платежей с предоставлением таможенных поручений.
В любом случае, по мнению заявителя апелляционной жалобы, неверное заполнение формы КДТ не могло явиться основанием для отказа в выпуске товара, при наличии достаточного количества средств на указанных в КДТ платежных поручениях. При этом, о достаточности денежных средств свидетельствует отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей по состоянию на 14.08.2015 N 2705.
Таможенный орган с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В мае 2015 года ООО "Грин Три" на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен товар, задекларированный по ДТ N 10702020/260515/0015100.
Таможенная стоимость была определена обществом по первому методу и составила согласно графы 12 ДТ 3.635.765,83 руб. С указанной таможенной стоимости обществом были исчислены таможенные платежи и таможенный сбор в общей сумме 1.125.887,41 руб., в уплату которых общество указало в графе "В" декларации следующие платежные документы:
- N 280 от 22.05.2015 (в сумме 35.636,83 руб., из них: по коду 1010 - в сумме 5.625, по коду 5010 - в сумме 30.011,83 руб.),
- N 277 от 19.05.2015 (в сумме 59.665,35 руб. по коду 2010),
- N 285 от 26.05.2015 (в сумме 335.101,23 руб. по коду 2010),
- N 284 от 26.05.2015 (в сумме 695.484 руб. по коду 5010).
02.06.2015 таможенным органом в отношении ввезенного товара приняты решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, согласно которому был изменен код товара, а также решение о корректировке таможенной стоимости.
В тот же день таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, которым декларанту предложено в срок до 05.06.2015 представить корректировку декларации на товары, а в случае уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, также документы и сведения, подтверждающие их уплату.
03.06.2015 декларантом была заполнена форма КДТ1 N 10702020/260515/0015100/02, в которой были изменены таможенная стоимость товара (с 3.635.765,83 руб. на 3.636.657,62 руб.), с измененной таможенной стоимости исчислены таможенные платежи, подлежащие доплате в сумме 341,21 руб., а также указаны реквизиты платежных документов для списания доначисленных таможенных платежей:
- N 285 от 26.05.2015 (в сумме 153,12 руб. по коду 2010),
- N 284 от 26.05.2015 (в сумме 188,09 руб. по коду 5010).
В тот же день в связи с невозможностью произвести списание денежных средств с платежных поручений, указанных в графе "В", и в связи с не уплатой таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК РФ) по коду 2010, 5010 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, согласно которому декларанту было предписано внести изменения в графу "В" спорной декларации, а именно: указать платежные документы, необходимые для списания денежных средств.
04.06.2015 обществом в таможенный орган была направлена новая форма КДТ1 N 10702020/260515/0015100/03, в которой были указаны следующие платежные поручения:
- N 277 от 19.05.2015 (на списание 14.074,81 руб. по коду 2010),
- N 285 от 26.05.2015 (в сумме 330.042,45 руб. по коду 2010),
- N 275 от 15.05.2015 (в сумме 37.635,57 руб. по коду 2010),
- N 296 от 03.06.2015 (в сумме 13.166,87 руб. по коду 2010),
- N 280 от 22.05.2015 (в сумме 26.147,61 руб. по коду 5010),
- N 284 от 26.05.2015 (в сумме 699.536,31 руб. по коду 5010).
05.06.2015 таможенным органом было принято решение об отказе в выпуске товаров по спорной декларации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 195, пунктом 1 статьи 201 ТК ТС, в связи с тем, что в отношении товаров не уплачены таможенные пошлины, налоги.
Посчитав, что таможенным органом неправомерно отказано в выпуске товаров, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в процессе реализации своего права на распоряжение авансовыми платежами декларантом были даны распоряжения трижды. При этом, в ходе корректировок информации о размере таможенных платежей и платежных документах, с которых было необходимо списать авансовые платежи, декларантом каждый раз заполнялась новая КДТ1 с указанием различных сумм, подлежащих уплате. Указанные формы КДТ были заполнены с нарушением Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Инструкция N 289). В связи с чем оснований для идентификации поданных КДТ1 в качестве документов, позволяющих однозначно установить волеизъявление декларанта о распоряжении авансовыми платежами в качестве таможенных платежей по спорной ДТ в установленном размере у таможенного органа не имелось.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 179 ТК РФ товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В силу подпунктов 6 и 11 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе, сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; а также сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
Как установлено подпунктом 9 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом, в том числе: документами, подтверждающими уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей.
В силу пункта 4 статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 196 ТК ТС предусматривает, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза.
Как установлено пунктом 4 указанной нормы права сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с: пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 201 ТК ТС устанавливает, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Таким образом, по смыслу указанных норм права уплата декларантом таможенных платежей является необходимым условием для принятия решения о выпуске товара со стороны таможенного органа.
Статьей 73 ТК ТС и статьей 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 311-ФЗ) в качестве одного из способов уплаты таможенных платежей, внесения обеспечения уплаты таможенных платежей определено распоряжение плательщиком авансовыми платежами.
Так, в силу пункта 1 указанных норм права авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.
Из положений пункта 3 статьи 73 ТК ТС и пункта 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ следует, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам (пункт 4 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ).
Таким образом, в силу названных норм авансовые платежи носят обезличенный характер, а само распоряжение данными платежами, в том числе с целью их использования в качестве уплаты таможенных платежей, должно быть формализовано в виде конкретного документа, позволяющего установить волеизъявление лица о таком распоряжении.
В соответствии с подпунктом 45 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Инструкция N 257), в графе 47 "Исчисление платежей" указываются сведения об исчислении таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также особенностях уплаты в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Исчисление сумм таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, производится в основной строке (основных строках) раздельно по каждому виду платежа, в том числе условно начисляемого.
Согласно подпункту 46 пункта 15 указанной Инструкции в графе "В" "Подробности подсчета" указываются сведения о суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за все товары, декларируемые в ДТ, с учетом следующих особенностей: сведения по каждому виду таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, указываются отдельной строкой (отдельными строками) в разрезе документов, подтверждающих (отражающих) уплату платежа; все элементы разделяются между собой знаком тире "-", пробелы между элементами не допускаются.
Сведения об уплате таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, формируются по следующей схеме:
элемент 1 - код вида платежа в соответствии с классификатором видов таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
элемент 2 - сумма уплаченного таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы;
элемент 3 - цифровой код валюты уплаты в соответствии с классификатором валют;
элемент 4 - номер документа (документов), подтверждающего/отражающего (подтверждающих/отражающих) уплату таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы;
элемент 5 - в Республике Армения, Российской Федерации и Республике Казахстан - дата документа (документов), подтверждающего/отражающего (подтверждающих/отражающих) уплату таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы (XX.XX.XXXX - день, месяц, год);
элемент 6 - способ уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, в соответствии с классификатором способов уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
В соответствии классификатором, используемым для заполнения таможенных деклараций, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378,:
- под кодом вида платежа "1010" указывается наименование вида платежа "таможенные сборы за совершение таможенных операций (за таможенное оформление товаров, за таможенное декларирование товаров, за таможенные операции)";
- под кодом "2010" указывается "ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)";
- под кодом "5010" указывается "налог на добавленную стоимость".
- под кодом "БН" указывается наименование способа уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы - "в безналичной форме на соответствующий код бюджетной классификации";
- под цифровым кодом валюты "643" указывается Российский рубль (RUB - буквенный код валюты).
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что, руководствуясь названными нормативными актами, декларант в графе "В" "Подробности подсчета" ДТ N 10702020/260515/0015100 изначально заявил следующие сведения:
- 1010-5625-643-280-22052015-БН (таможенный сбор за совершение таможенных операций (за таможенное оформление товаров, за таможенное декларирование товаров, за таможенные операции), платежное поручение N 280 от 22.05.2015 на сумму 5.625 руб. в безналичной форме);
- 2010-59665.35-643-277-19052015-БН,
- 2010-335101.23-643-285-26052015-БН (ввозные таможенные пошлины, платежные поручения N 277 от 19.05.2015 на сумму 59.665,35 руб., N 285 от 26.05.2015 на сумму 335.101.23 руб. в безналичной форме)
- 5010-30011.83-643-280-22052015-БН,
- 5010-695484-643-284-26052015-БН (налог на добавленную стоимость, платежные поручения N 280 от 22.05.2015 на сумму 30.011,83 руб., N 284 от 26.05.2015 на сумму 695.484 руб. в безналичной форме).
Таким образом, декларант распорядился о списании с указанных платежных поручений авансовых платежей в счет исчисленных по спорной ДТ таможенных сборов, пошлин и налогов в общей сумме 1.125.887,41 руб., а именно: по коду 1010 (таможенный сбор) в размере 5.625 руб., по коду 2010 (ввозные таможенные пошлины) в сумме 394.766,58 руб., по коду 5010 (налог на добавленную стоимость) в сумме 725.495,83 руб.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (далее - КДТ), за исключением случаев, указанных в пункте 9, абзаце втором пункта 14, пунктах 20 и 26 настоящего Порядка.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Инструкция N 289), в случае, если изменяются и (или) дополняются сведения о товарах, в отношении этих товаров дополнительно заполняются в том числе графы КДТ 47 и B (если внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, либо касается документов, подтверждающих уплату таможенных, иных платежей).
Как установлено пунктом 9 Инструкции N 289 при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в графах ДТ, в соответствующую графу КДТ переносятся все сведения из графы ДТ с учетом вносимых изменений и (или) дополнений, за исключением случая, если в соответствии с настоящей Инструкцией предусмотрен иной порядок заполнения отдельных граф КДТ.
Подпунктом 9 пункта 10 Инструкции N 289 предусмотрено, что графа "В" "Подробности подсчета" заполняется с учетом следующих особенностей.
Графа заполняется, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, влияет на размер подлежащих уплате таможенных, иных платежей либо касается сведений о документах, подтверждающих уплату таможенных, иных платежей.
В колонке "Вид" указывается код вида таможенного, иного платежа в соответствии с классификатором видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций".
В колонке "Сумма" указывается общая сумма подлежащего уплате таможенного, иного платежа за все товары, сведения о которых указаны в ДТ, с учетом вносимых изменений и (или) дополнений. Если общая сумма подлежащего уплате таможенного, иного платежа в отношении всех товаров, сведения о которых указаны в ДТ, после изменения и (или) дополнения сведений равна 0, в колонке "Сумма" указывается цифра "0".
В колонке "Предыдущая сумма" проставляется общая сумма таможенного, иного платежа, указанная:
в графе "B" ДТ, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей производится впервые;
в колонке "Сумма" графы "B" предыдущей КДТ, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей производилось ранее.
В колонке "Изменения" указывают разность величин, указанных в колонках "Сумма" и "Предыдущая сумма". Если величина, указанная в колонке "Сумма", меньше величины, указанной в колонке "Предыдущая сумма", в колонке "Изменения" перед полученным значением указывается знак минус "-".
Если величина, указанная в колонке "Изменение", отлична от 0, в отношении каждого такого вида таможенного, иного платежа в колонке "Номер и дата платежного поручения" отдельной строкой (отдельными строками) указываются сведения в разрезе документов, подтверждающих уплату такого платежа, в соответствии с порядком заполнения графы "B" ДТ, установленным Инструкцией по заполнению ДТ, с учетом следующих особенностей:
в случае если в связи с внесением изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, таможенный, иной платеж подлежит доплате, в колонке "Номер и дата платежного поручения" отражаются сведения о фактической уплате дополнительно начисленных сумм таможенного, иного платежа в разрезе платежных документов, в соответствии с которыми произведена уплата;
в случае если в связи с внесением изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, таможенный, иной платеж подлежит возврату (в колонке "Изменение" указана величина со знаком минус "-"), в колонке "Номер и дата платежного поручения" отражаются сведения о подлежащей возврату сумме таможенного, иного платежа в разрезе платежных документов, в соответствии с которыми произведена уплата (взыскание) платежа, подлежащего возврату. При этом в элементе 2 колонки "Номер и дата платежного поручения" сумма уплаченного таможенного, иного платежа указывается со знаком минус "-".
В случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений в сведения о документах, подтверждающих уплату таможенных, иных платежей (элементы 4 - 7 графы "B" ДТ), в колонке "Номер и дата платежного поручения" сведения указываются двумя строками:
в первой строке указываются сведения, перенесенные из графы "B" ДТ с указанием в элементе 2 суммы со знаком минус "-";
во второй строке указываются сведения с учетом вносимых изменений и (или) дополнений в соответствии с порядком заполнения графы "B" ДТ, установленным Инструкцией по заполнению ДТ.
Таким образом, в случае внесения изменений в части указания платежных документов в случае корректировки информации, содержащейся в ДТ, в форму КДТ переносится информация, отраженная в ДТ и дополняется скорректированными сведениями. Таким же образом оформляется и корректировка последующей (уже скорректированной) информации, отраженной в соответствующих графах ДТ И КДТ.
Из материалов дела судом установлено, что после принятия таможенным органом 02.06.2015 решений о корректировке таможенной стоимости и о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, декларантом в таможенный орган 03.06.2015 была представлена КДТ1 N 10702020/250515/0015100/02, в которой в графе "В" была отражена следующая информация:
- 2010-153,12-643-285-26.05.2015-БН (ввозные таможенные пошлины, платежное поручение N 285 от 26.05.2015 в сумме 153,12 руб. в безналичной форме);
- 5010-188,09-643-284-26.05.2015-БН (налог на добавленную стоимость, платежное поручение N 284 от 26.05.2015 на сумму 188,09 руб. в безналичной форме).
Таким образом, декларантом в соответствии с правилами заполнения графы "В" "Подробности подсчета" была указана сумма таможенных платежей, подлежащая доплате в связи принятием решения о классификации и с произведенной корректировкой таможенной стоимости товара, изменение которой также было отражено в графе 12 КДТ1, а также указаны платежные документы, с которых подлежат списанию авансовые платежи в счет доначисленных сумм.
04.06.2015 после принятия таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, в связи с необходимостью указания платежных документов, необходимых для списания денежных средств, в связи с невозможностью произвести списание денежных средств с ранее указанных платежных поручений, указанных в графе "В" декларации на товары, и не уплатой таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС по ДТ по коду 2010, 5010, декларантом вновь была представлена КДТ1 с указанием в графе "В" следующей информации:
- 2010-14074,81-643-277-19.05.2015-БН,
- 2010-330042,45-643-285-26.05.2015-БН,
- 2010-37635,57-643-275-15.05.2015-БН,
-2010-13166,87-643-296-03.06.2015-БН (ввозные таможенные пошлины, платежные поручения N 277 от 19.05.2015 в сумме 14.074,81 руб. в безналичной форме, N 285 от 26.05.2015 в сумме 330.042,45 руб. в безналичной форме, N 275 от 15.05.2015 в сумме 37.635,57 руб. в безналичной форме, N 296 от 03.06.2015 в сумме 13.166,87 руб. в безналичной форме)
- 5010-26147,61-643-280-22.05.2015-БН
- 5010-699536,31-643-284-26.05.2015-БН (налог на добавленную стоимость, платежное поручение N 280 от 22.05.2015 на сумму 26.147,61 руб. в безналичной форме, N 284 от 26.05.2015 на сумму 699.536,31 руб. в безналичной форме).
Таким образом, общество, представляя 04.06.2015 КДТ1 N 10702020/260515/0015100/03, распорядилось авансовыми платежами с указанием конкретного вида платежа, суммы и платежного документа, с которого подлежит списанию денежные средства, всего в сумме 1.120.603,62 руб., из которых по коду 2010 (таможенные пошлины) в размере 394.919,7 руб., по коду 5010 (НДС) - 725.683,92 руб., что соответствует сумме таможенных платежей, исчисленной на основании первоначально поданной ДТ с учетом доначислений в сумме 341,21 руб. по КДТ1 N 10702020/250515/0015100/02, представленной 03.06.2015.
Факт наличия достаточной суммы авансовых платежей на представленных платежных поручениях, необходимой для уплаты таможенных платежей, на дату корректирования декларации на товары 04.06.2015 подтверждается отчетом о расходовании денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127, подпунктом 1 пункта 1 статьи 128 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации; таможенные сборы уплачиваются за таможенные операции - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации.
Как следует из отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, по состоянию на 14.08.2015 N 2705 таможенный сбор в сумме 5.625 руб. был списан таможней с платежного поручения N 280 от 22.05.2015 при регистрации ДТ в силу вышеназванных нормативных правил.
На дату направления декларантом КДТ1 от 04.06.2015 с указанием платежных поручений у декларанта имелись денежные средства в виде авансовых платежей в размере, необходимом для списания авансовых платежей в счет исчисленных сумм по спорной декларации.
Так, с платежного поручения N 277 от 19.05.2015 декларант распорядился списать авансовые платежи в сумме 14.074,81 руб. в счет уплаты ввозной таможенной пошлины по коду 2010, при этом остаток денежных средств на данном платежном документе составлял 14.074,81 руб., что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом Владивостокской таможни (л.д. 63), а также отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, по состоянию на 14.08.2015 N 2705.
Также подтверждается указанными доказательствами и факт наличия достаточности денежных средств на платежных документах N 285 от 26.05.2015, N 275 от 15.05.2015, N 296 от 03.06.2015, N 284 от 26.05.2015.
О несоответствии остатка денежных средств сумме, подлежащей списанию в счет уплаты налога на добавленную стоимость, таможенный орган согласно письму (л.д. 63) указывает на платежное поручение N 280 от 22.05.2015. При этом, из данных письменных пояснений Владивостокской таможни следует, что остаток денежных средств на данном платежном документе составлял 26.147,61 руб., а необходимо было списать согласно распоряжению декларанта 31.772,61 руб.
Вместе с тем, данные обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку как следует из КДТ1 N 10702020/260515/0015100/03 от 04.06.2015 общество указало в графе "В" о списании с платежного поручения N 280 от 22.05.2015 в счет уплаты по коду 5010 налога на добавленную стоимость 26.147,61 руб., а не 31.772,61 руб. При этом, отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, по состоянию на 14.08.2015 N 2705 подтверждается, что по состоянию на 04.06.2015 на указанном платежном поручении остаток авансовых платежей составлял 26.147,61 руб.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 117 Федерального Закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет прийти к выводу о том, что КДТ1 от 04.06.2015 содержала в себе окончательные и полные сведения о платежных документах, представленных декларантом для уплаты таможенных платежей, и являлась конкретным и формализованным распоряжением заявителя о зачете авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10702020/260515/0015100 с учетом всех изменений и дополнений в данную декларацию. При этом, средств на представленных платежных поручения хватало для уплаты таможенных платежей по спорной ДТ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в выпуске товара по основанию неуплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
Доводы таможенного органа и выводы суда первой инстанции о том, что представленные декларантом формы КДТ были заполнены с нарушением Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, в связи с чем у таможенного органа не имелось оснований для идентификации поданных КДТ1 в качестве документов, позволяющих однозначно установить волеизъявление декларанта о распоряжении авансовыми платежами в качестве таможенных платежей по спорной ДТ в установленном размере, судебная коллегия признает ошибочным.
Действительно, ООО "Грин Три" в процессе реализации своего права распоряжения авансовыми платежами трижды давало распоряжения: в декларации на товары, в КДТ1 от 03.06.2015 и в КДТ1 от 04.06.2015. Вместе с тем корректирование декларантом 04.06.2015 информации о размере таможенных платежей и платежных документах осуществлялось по иному основанию нежели оформление КДТ1 от 03.06.2015 применительно к одной и той же ДТ на товары, что не запрещено действующим Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Изменение в КДТ1 от 04.06.2015 сумм авансовых платежей, подлежащих списанию с конкретного платежного документа, обусловлено недостаточностью денежных средств на указанных платежных поручениях в тех суммах, которые общество указало в ДТ. В связи с чем декларант скорректировал подлежащую списанию сумму в разрезе конкретного платежного поручения.
Несмотря на различное указание декларантом сумм, подлежащих уплате в разрезе каждого платежного документа на основании сведений, заявленных в ДТ и КДТ1 от 04.06.2015, итоговая сумма таможенных платежей по спорной ДТ, подлежащая списанию с платежных документов, указанных в КДТ1 от 04.06.2015, не изменилась по сравнению с суммой, первоначально указанной в декларации на товары и с учетом КДТ1 от 03.06.2015.
Таким образом, окончательное распоряжение декларантом принадлежащими ему авансовыми платежами было осуществлено посредством подачи N 10702020/260515/0015100/03 от 04.06.2015, в которой были указаны сведения о каждом виде платежа и документах, подтверждающих их уплату, информация о подлежащих уплате суммах и реквизиты платежных документов, что позволяет совершенно точно определить платежный документ и сумму списания с него.
То обстоятельство, что в декларант не указал как этого требует подпункт 9 пункта 10 Инструкции N 289 в колонке "Номер и дата платежного поручения" сведения, перенесенные из графы "B" ДТ с указанием в элементе 2 суммы со знаком минус "-", не могло послужить основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товара, поскольку основания, по которым может быть отказано в выпуске товара, установлены статьей 201 ТК ТС и данный перечень является исчерпывающим. Неправильное заполнение КДТ1 не указано в данной норме права в качестве основания для отказа в выпуске товара, кроме того, данное основание не указано и Владивостокской таможней при принятии оспариваемого решения от 05.06.2015 об отказе в выпуске товара.
Возможность идентификации КДТ1 от 04.06.2015 в качестве документа, позволяющего однозначно установить волеизъявление декларанта о распоряжении авансовыми платежами в качестве таможенных платежей по спорной ДТ в установленном размере у таможенного органа имелась. При этом, таможенным органом устанавливалось наличие денежных средств именно на тех платежных документах, которые указаны заявителем в КДТ1 от 04.06.2015.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отказа в удовлетворения требований общества о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 05.06.2015 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10702020/260515/0015100 у суда первой инстанции не было.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, то принятое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 05.06.2015 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10702020/260515/0015100, как не соответствующего Таможенному кодексу Таможенного Союза.
В силу статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, с таможенного органа в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в общей сумме 4.500 руб.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 532 от 09.11.2015 ООО "Грин Три" государственная пошлина в сумме 1.500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2015 по делу N А51-12332/2015 отменить.
Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 05.06.2015 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10702020/260515/0015100, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного Союза.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Грин Три" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4.500 руб., в том числе: 3.000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Грин Три" излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 532 от 09.11.2015 государственную пошлину в сумме 1.500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12332/2015
Истец: ООО "ГРИН ТРИ"
Ответчик: Владивостокская таможня