Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 года N 13АП-1534/2010
г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2010 года |
Дело N А56-85285/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1534/2010) ООО "Эльбор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2009 по делу N А56-85285/2009 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Эльбор"
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области,
2) Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: 1) Бардовской В.Н., дов. от 11.01.2010 Павловой О.В., дов. от 02.02.2010 N 03-22/00961 2) Петровой Т.В., дов. от 17.09.2009 N 05-06/15603
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эльбор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления ИФНС России по Лужскому району N 92 от 06.10.2009 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решения Управления ФНС России по Ленинградской области N 15-26-10/18021 от 28.10.2009.
Решением от 25 декабря 2009 года суд отказал в удовлетворении заявления Общества.
ООО "Эльбор" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2009 года по делу N А56-85285/2009 и удовлетворить заявленные требования.
По мнению Общества, решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Общество считает, что срок на обжалование постановления о назначении административного наказания не пропущен, т.к. постановление было получено Обществом 03.11.2009, а заявление в арбитражный суд подано 12.11.2009.
Общество несогласно с выводами налогового органа о превышении выручки фискальных отчетов по сравнению с выручкой, отраженной в кассовой книге предприятия на 120 рублей. По утверждению Общества все суммы, указанные в протоколе являются остатками и оприходованы в кассу, установленный лимит в 3000 рублей не был превышен, Общество имеет централизованную кассу - изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Кроме того, Общество полагает, что совершенное административное правонарушение является малозначительным.
ООО "Эльбор", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не направило в судебное заседание своего представителя и заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы на две недели для представления из обслуживающего банка справки о наличии у Общества централизованной кассы - изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.
Ходатайство ООО "Эльбор" признано судом апелляционной инстанции не подлежащим удовлетворению, поскольку с момента проверки прошло более пяти месяцев, т.е. Общество имело достаточно времени для сбора доказательств.
Представители Управления ФНС по Ленинградской области и Инспекции ФНС России по Лужскому району Ленинградской области, считая решение суда законным и обоснованным, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области проведена проверка Общества по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью, соблюдения порядка ведения кассовых операций, полноты оприходования в кассу денежной наличности.
В ходе проверки выявлено превышение по состоянию на 22.09.2009 выручки фискальных отчетов по сравнению с выручкой, указанной в кассовой книге на 120 рублей.
Инспекцией также установлено несвоевременное оприходование части выручки, полученной 17.08.2009 в размере 850 руб. (данная выручка оприходована 20.08.2009), неоприходование части выручки, полученной 24.08.2009 в размере 2810 руб. (данная выручка оприходована 25.08.2009), неоприходование выручки, полученной 08.09.2009 в размере 5000 руб. (данная выручка оприходована 09.09.2009). Также Инспекцией установлено накопление наличных денежных средств в кассе сверх установленного лимита за 17.08.2009, 24.08.2009, 08.09.2009 и отсутствие оборудованного помещения кассы предприятия.
По результатам проверки составлен акт от 29.09.2009 N 4710/13-250, протокол об административном правонарушении от 29.09.2009 N 98 и вынесено постановление N 92 от 06.10.2009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности налоговый орган указал на нарушение Обществом пунктов 3, 5, 6, 7, 22, 23, 24, 29, 30 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и пункта 2 приложения N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40.
Общество обжаловало постановление о назначении административного наказания в Управления ФНС по Ленинградской области, которое решением N 15-26-10/18021 от 28.10.2009 постановление ИФНС России по Лужскому району N 92 от 06.10.2009 оставлено без изменения.
Считая привлечение к административной ответственности не законным, Общество оспорило названные постановление и решение в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу ООО "Эльбор" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции правильно установлено, что постановление ИФНС России по Лужскому району N 92 от 06.10.2009 оспорено заявителем в арбитражный суд с пропуском срока на обжалование, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 01.12.2009 суд обратил внимание заявителя на пропуск срока на обжалование постановления. В ходатайстве, поступившем в арбитражный суд 22.12.2009, Общество указало, что срок обжалования постановления в суд не пропущен, поскольку постановление получено 03.11.2009, что подтверждается, по мнению Общества, почтовым конвертом, приложенным к заявлению (л.д.11). Данное утверждение не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку на приложенном заявителем конверте (л.д.11) отправителем значится Управление ФНС России по Ленинградской области, а оспариваемое постановление вынесено ИФНС России по Лужскому району. Кроме того, оспариваемое постановление не могло быть получено Обществом в ноябре 2009 года, поскольку 15.10.2009 Обществом была подана жалоба в Управление ФНС России по Ленинградской области с приложением копии оспариваемого постановления. Данное обстоятельство подтверждается представленной Управлением ФНС России по Ленинградской области копией жалобы, поступившей в Управление 15.10.2009 ( вх.N 31705).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что копия оспариваемого постановления от 06.10.2009 получена заявителем не позднее 15.10.2009, заявление в суд отправлено почтой 12.11.2009, то есть с пропуском срока на обжалование.
Обжалование постановления административного органа по делу об административном правонарушении в вышестоящий административный орган не прерывает срок, в течение которого это постановление может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе восстановить срок на обжалование постановления при наличии ходатайства заявителя. Поскольку соответствующее ходатайство заявителем не представлено, суд правильно указал на отсутствие оснований для пересмотра в судебном порядке постановления ИФНС России по Лужскому району N 92 от 06.10.2009 о назначении административного наказания.
Рассмотрев требование Общества об отмене решения Управления ФНС России по Ленинградской области N 15-26-10/18021 от 28.10.2009 по существу суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания его незаконным.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пунктам 19, 22, 24 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. О показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену) согласно постановлению Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 кассир-операционист ежедневно составляет отчет по форме N КМ-6, который вместе с выручкой сдается по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю предприятия.
Согласно пункту 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, кассир (кассир-операционист) составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира-операциониста".
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Факт неоприходования и несвоевременного оприходования Обществом денежных средств в кассу подтвержден актом проверки от 29.09.2009 N 4710/13-250.
В соответствии с п.п.5,6,7 Порядка предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Материалами административного дела (акт проверки от 29.09.2009 N 4710/13-250, приложение к акту - сводная таблица по полноте оприходования выручки, протокол об административном правонарушении от 29.09.2009 N 98) подтверждается накопление наличных денежных средств в кассе сверх установленного лимита в размере 3 000 рублей за 17.08.2009 - в сумме 3267,52 руб., 24.08.2009 - в сумме 5 177,52 руб., 08.09.2009 - в сумме 6 588,50 руб.
В нарушение пунктов 29, 30 Порядка, пунктов 1-3 Приложения N 3 к Порядку Общество не имело на момент проверки оборудованного помещения кассы для хранения наличных денежных средств, что подтверждается протоколом осмотра территорий от 22.09.2009 N 324, протоколом опроса свидетеля Морозовой О.Н. от 22.09.2009.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлены доказательства принятия своевременных и достаточных мер, направленных на соблюдение порядка ведения кассовых операций.
При таких обстоятельствах у Управления ФНС по Ленинградской области не имелось оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, сделал правильный вывод об отсутствии основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам Общества, изложенным в суде первой инстанции. Все доводы Общества исследовались судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Суд первой инстанции принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2009 года по делу N А56-85285/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЭЛЬБОР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-85285/2009
Истец: ООО "Эльбор"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5061/10
21.07.2010 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-85285/09
08.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5061/10
22.03.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1534/10
25.12.2009 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-85285/09