г. Ессентуки |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А63-6882/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2015 по делу N А63-6882/2015,
по заявлению государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 7, г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601948665, ИНН 2634003750, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН 1042600281129, ИНН 2634061712, о признании недействительным представления от 18.05.2015 N 52,
государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 5, г. Буденновск, ОГРН 1022601948665, ИНН 2634003750, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН 1042600281129, ИНН 2634061712, о признании недействительным представления от 19.05.2015 N 53 (судья Аксенов В.А.),
при участи в судебном заседании:
от государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Воблов Д.Н. по доверенности N 140 от 29.12.2014;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае - Куминова Ю.В. по доверенности N 15 от 28.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 7, г. Минеральные Воды, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, о признании недействительным представления от 18.05.2015 N 52 (дело N А63-6882/2015).
Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 5, г. Буденновск, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, о признании недействительным представления от 19.05.2015 N 53 (дело N А63-7193/2015).
Определением суда от 11.08.2015 г. суд объединил дела N А63-6882/2015, N А63-7193/2015 в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер N А63-6882/2015.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2015 требования удовлетворены.
Признаны недействительными представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, от 18.05.2015 г. N 52. и от 19.05.2015 г. N 53.
Решение мотивировано наличием существенных нарушений процедуры проверки; отсутствием оснований для выдачи представлений.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - ТУ Росфиннадзора) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что оспариваемые представления носят информационный характер, не влекут для заявителя последствий, не подлежат обжалованию на основании статьи 198 АПК РФ. Нарушений при проверке и выдаче представлений не допущено; рассмотрение возражений проверяемого объекта после вынесения предписания не является нарушением процедуры.
Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиалов) представило возражения, в которых просит оставить решение суда без изменения.
Представители сторон свои доводы поддержали.
Судом удовлетворены ходатайства о приобщении дополнительных материалов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
На основании приказа и. о. руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 13.04.2015 N 150рп. ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в период с 20 по 30 апреля 2015 года в отношении филиала N 7 Ставропольского РО ФСС проведена выездная проверка использования в 2014 году средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 N 240, а также проверка устранения выявленных нарушений проверкой, проведенной в 2014 году.
По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 07.05.2015 г. и выявлено, что филиалом N 7 Ставропольского РО ФСС в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2011 N 57н, несвоевременно (свыше месяца с даты принятия решения о выплате) производились выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации и (или) оказанные услуги на общую сумму 4 596 887,60 руб.
Акт выездной проверки от 07.05.2015 г. получен 07.05.2015 г. директором филиала N 7 Ставропольского РО ФСС.
Не согласившись с выявленными нарушениями, отраженными в акте выездной проверки от 07.05.2015 г. филиал N 7 Ставропольского РО ФСС почтовым отправлением направил 18.05.2015 года возражения от 15.05.2015 N 1-14/5694 в адрес ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае. Указанные возражения ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае получены 25.05.2015 г. и рассмотрены руководителем 03.06.2015 г.
ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае 18 мая 2015 года вынесло представление N 52, которое подписано и.о. руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае и направлено в адрес филиала N 7 Ставропольского РО ФСС.
В представлении указано, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства:
Представление от 18.05.2015 N 52 обязывает нарушителя рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения; принять меры к устранению нарушений и проинформировать ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае о результатах исполнения.
ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в период с 15 по 28 апреля 2015 года в отношении филиала N 5 Ставропольского РО ФСС проведена выездная проверка использования в 2014 году средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 N 240, а также проверка устранения выявленных нарушений проверкой, проведенной в 2014 году. Проверка проведена на основании приказа и.о. руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 13.04.2015 N 148рп.
По результатам проверки был составлен акт выездной проверки от 08.05.2015 года и выявлено, что филиалом N 5 Ставропольского РО ФСС в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2011 N 57н, несвоевременно (свыше месяца с даты принятия решения о выплате) производились выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации и (или) оказанные услуги на общую сумму 2698670,82 рубля.
Иных нарушений проверкой ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае не установлено.
Акт выездной проверки от 08.05.2015 г. получен 08.05.2015 г. директором филиала N 5 Ставропольского РО ФСС.
Не согласившись с выявленными нарушениями, отраженными в акте выездной проверки от 08.05.2015 г. филиал N 5 Ставропольского РО ФСС 15.05.2015 года направил возражения от 15.05.2015 г. N 01-19/05/3654 почтовым отправлением в адрес ТУ
Росфиннадзора в Ставропольском крае. Указанные возражения ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае получены 25.05.2015 г. и рассмотрены руководителем 03.06.2015 г.
ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае 19 мая 2015 года вынесло представление N 53, которое подписано и.о. руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае и направлено в адрес филиала N 5 Ставропольского РО ФСС. Представление от 19.05.2015 N 53, имеющее юридические последствия, обязывает нарушителя рассмотреть информацию о нарушениях, принять меры к устранению нарушений и проинформировать ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае о результатах исполнения. Кроме того ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае проинформировало заявителя о передаче материалов проверки в прокуратуру Ставропольского края, в связи с чем обжалуемое представление может иметь правовые последствия для должностных лиц заявителя.
Не согласившись с указанными представлениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
В соответствии со статьей 269.2. БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статья 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с пунктом 74 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 29.10.2014) "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере") отмена представлений и предписаний Службы (ее территориального органа) осуществляется в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, представление подписано руководителем Росфиннадзора, выдано в соответствии со статьей 269. 2, 270.2 содержит сведения о допущенных нарушениях ст.162 БК РФ, п.5 Порядка выплаты компенсаций; содержит указание рассмотреть его, принять меры по устранению причин и условий нарушения и информировать об исполнении; содержит разъяснение о том, что оно может быть обжаловано в суд или в Федеральную службу бюджетного надзора.
Кроме того ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае проинформировало заявителя о передаче материалов проверки в прокуратуру Ставропольского края, в связи с чем, обжалуемое представление может иметь правовые последствия для должностных лиц заявителя, что подтверждают представители лиц, участвующих в деле.
Довод апелляционной жалобы о том, что представление не может быть оспорено в порядке статьи 198 АПК РФ не подтвердился. Суд правильно применил нормы права и рассмотрел дело по существу.
Основанием для вынесения представлений явились материалы проверок.
В соответствии со статьей 267.1. БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2. БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (далее - Служба) полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 29.10.2014) "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" - далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
В соответствии с пунктом 4 Правил плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Службы, который утверждается руководителем Службы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Службы, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Службы.
В соответствии с пунктом 15 Плана контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае на 2015, согласованным с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора 15.01.2015 и на основании поручения Росфинандзора от 27.03.2015 проведена проверка использования в 2014 году средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных на реализацию переданных полномочий по представлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, а также проверка устранения выявленных нарушений проверкой, проведенной в 2014 году.
Объект проверки - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Филиалы не указаны в качестве самостоятельных объектов контроля.
Проверка проводилась на основании приказа ТУ Росфиннадзора по СК от 03.04.2015 N 141-р, в соответствии с которым проверке подлежали вопросы соблюдения бюджетного законодательства при использовании средств субвенций из федерального бюджета, их использование, а также иные вопросы, в которых возникнет необходимость. Срок проверки с 06.04.2015 по 20.04.2015.
Выездной проверкой нарушений в деятельности Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не выявлено, о чем составлен акт от 20.04.2014.
Вместе с тем, в данном акте выездной проверки отделения от 20.04.2014 указано, что прием заявлений на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, выплату компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации, протезно-ортопедических изделий (включая их ремонт), на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" осуществляется непосредственно филиалами, в связи с чем, проверка Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не представилась возможным.
Во время проверки 13.04.2015 ТУ Росфиннадзора по СК изданы приказы N 148 и 150 о проверке тех же вопросов в деятельности филиалов N 5 и 7 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Приказы изданы на основании пункта 15 Плана контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае на 2015, где объектом проверки указано отделение, а не филиалы.
Несмотря на отсутствие указания в плане в качестве объектов проверки филиалов, ТУ Росфиннадзора по СК вправе было провести контрольное мероприятие в соответствии со следующими нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 266.1. БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются органы управления государственными внебюджетными фондами; это же предусмотрено подпунктом "з" пункта 7 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (утверждены
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 29.10.2014) "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
В соответствии с пунктом "з" пункта 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (утвержден Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере" государственная функция осуществляется в отношении следующих лиц (далее - объекты контроля): органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 15.05.2014) "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:
региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Согласно Положению о Государственном учреждении - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации имеет 30 филиалов, не являющихся юридическими лицами, уполномоченными на осуществление всех или части функций отделения.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 24.10.2014) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации
Из совокупности приведенных норм следует, что уполномоченным органом на выплату компенсаций является отделение фонда, а исполнителем - его филиал.
При проверке объекта контроля - Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в целях полноты контроля ТУ Росфиннадзора вправе было проверить деятельность его филиалов.
В приказах о проведении выездных проверок филиалов содержатся сведения о сроках проверки, руководителе проверки, вопросах проверки, необходимости составить справку и акт проверки, что соответствует требованиям Правил.
На основании приказа N 148 контролеру-ревизору Сапельниковой Л.В. выдано удостоверение от 13.04.2015 на проведение встречной проверки в филиале N 5.
На основании приказа N 1150 главному контролеру-ревизору Михайловой Р.Ю. выдано удостоверение от 13.04.2015 на проведение выездной проверки в филиале N7.
По результатам проверок филиалов составлены акты проверок, в которых установлены одинаковые нарушения: нарушение сроков выплаты компенсации (свыше месяца с даты принятия решения о выплате).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11.1. Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 27.10.2014) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 27.10.2014) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 24.10.2014) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 24.10.2014) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 24.10.2014) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Как установлено актами, филиалами N 5 и 6 нарушены сроки выплаты компенсации, что является нарушением требований вышеперечисленных актов.
В акте проверки филиала N 7 от 07.05.2015 указано: Кузнецов И.В. N2126: заявление о предоставлении государственной услуги подано 06.06.2014, рассмотрено (принято решение о выплате) 06.06.2014; перечислена компенсация по заявке на кассовый расход от 24.12.2014 N 43.
В акте проверки филиала N 5 от 08.05.2015 указано:
Волошина К.В. заявление подано 10.06.2014, решение принято 10.06.2014, перечислена компенсация по заявке на кассовый расход от 22.12.2014 N 45.
Енин В.Д. заявление подано 19.06.2014; решение принято в тот же день; перечислена компенсация по заявке на кассовый расход от 22.12.2014 N 45.
Сухарева А.И. заявление подано 13.05.2014, решение принято в тот же день; перечислена компенсация по заявке на кассовый расход от 20.08.2014 N 23.
Булавинова Е.М. заявление подано 13.05.2014, решение принято в тот же день; перечислена компенсация по заявке на кассовый расход от 20.08.2014 N 23.
Данные сведения приведены для примера, полный перечень лиц, которым компенсация выплачена с нарушением установленного срока, приведен в реестрах (перечнях) N 5 и N 6, прилагаемых к актам проверки (том 2 л.д. 10-99).
Общая сумма несвоевременно выплаченных компенсаций составила по филиалу N 5 - 2 698 670,82 рублей; по филиалу N 7 - 4 596 887,6 рублей, о чем указано в актах и реестрах, что является нарушением уполномоченным органом ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2011 N 57н.
С данными результатами проверки ГУ РО ФСС согласно.
Судом первой инстанции исследован вопрос о несвоевременной выплате компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации и (или) оказанные услуги в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что в своих возражениях на акт проверки заявитель указал на факт несвоевременного доведения лимитов, как причину несвоевременной выплаты и отсутствия в связи с этим нарушений ст. 162 БК РФ. Однако данные возражения не были рассмотрены при вынесении обжалуемого представления. В связи, с чем суд пришел к выводу, что вина заявителя в рассматриваемых правонарушениях надлежащим образом не была доказана.
Как установлено актом проверки ГУ РО ФСС, его филиалов, подтверждено пояснениями представителей сторон, потребности в денежных средствах на указанные цели на 2014 год уточнялись в связи с тем, что необходимы были дополнительные ассигнования; дополнительные ассигнования выделены и доведены уполномоченному органу 23.03.2014; 24.07.20144; 24.09.2014; 14.11.2014; 16.12.14; 18.12.14, что составило 69% от уточненной потребности.
Вместе с тем, нарушение заключается не в невыплате компенсации, а в ее несвоевременной выплате. Доказательств того, что на момент принятий решений о выплатах ассигнования были исчерпаны, ГУ РО ФСС ни в ходе проверки, ни суду не представило. Нет сведений также о своевременности принятия достаточных мер для увеличения ассигнований.
ТУ Росфиннадзора обосновано установило проверкой факт нарушения уполномоченным органом требований законодательства. В актах проверки указано, что должностное лицо, допустившее нарушение в филиалах, проверкой не выявлено. При этом предписаниями контролирующий орган правомерно обязал установить причины и условия совершения нарушения, что дает уполномоченному органу возможность представить доказательства отсутствия своей вины в процессе исполнения предписания.
При установлении нарушения требований бюджетного законодательства, орган финансового контроля в соответствии со статьей 269.2. БК РФ, пунктом 47 Правил вправе направить представление, адресованное объекту контроля.
Поскольку нарушения обнаружены в деятельности исполнителя, являющегося филиалом отделения - объекта финансового контроля, то указание в представлении на нарушения исполнителя является правомерным. Не указание в качестве адресата представления юридического лица не является в данном случае существенным нарушением. При этом юридическое лицо воспользовалось своим правом на судебную защиту, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая недействительными представления, пришел к выводу, что оспариваемые представления вынесены с существенными нарушениями процедуры их принятия. К нарушениям существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, к которым в соответствии с п. 65 Порядка N 1092 относится и не рассмотрение письменных возражений объекта контроля, что является одним из оснований для признания оспариваемого представления недействительным. Не дождавшись и не рассмотрев письменные возражения на акт проверки, ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае лишило филиалы N 7 и N 5 Ставропольского РО ФСС права на объективное и полное рассмотрение всех материалов проверки, что привело к вынесению незаконного представления.
Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 29.10.2014) "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" предусмотрено:
64. Акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с настоящими Правилами.
65. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
66. Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Службы (ее территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
67. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Службы (ее территориального органа) принимает решение: а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения; б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения; в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
Суд первой инстанции правильно установил, что акт выездной проверки от 07 мая 2015 года получен филиалом N 7 в этот же день, то есть 07 мая 2015 года. В течение 10 рабочих дней, то есть до 25 мая 2015 года, филиал N 7 имел право представить письменные возражения на полученный акт проверки. Возражения были направлены почтовым отправлением 18 мая 2015 года. Однако, не дожидаясь истечения срока, предусмотренного п. 65 Порядка N 1092, ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае 18 мая 2015 года вынесло представление N 52. При этом срок для принятия решения о вынесении представления истекал 07 июня 2015 года. Оспариваемое представление от 18.05.2015 N 52 вынесено ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае до рассмотрения руководителем 03.06.2015 года возражений филиала N 7.
Акт выездной проверки от 08 мая 2015 года получен филиалом N 5 в этот же день, то есть 08 мая 2015 года. В течение 10 рабочих дней, то есть до 26 мая 2015 года, филиал N 5 имел право представить письменные возражения на полученный акт проверки. Возражения были направлены почтовым отправлением 15 мая 2015 года. Однако, не дожидаясь истечения срока, предусмотренного п. 65 Порядка N 1092, ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае 19 мая 2015 года вынесло представление N 53. При этом срок для принятия решения о вынесении представления истекал 08 июня 2015 года. Оспариваемое представление от 19.05.2015 N 53 вынесено ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае до рассмотрения руководителем 03.06.2015 года возражений филиала N 5.
Суд указал, что представления вынесены до окончания проверки и расценил действия ТУ Росфиннадроза как существенные нарушения, влекущие недействительность оспариваемых ненормативных актов.
При этом суд не учел следующее.
В соответствии с пунктами 48-49 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (утвержден Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере"):
48. Результатом исполнения административной процедуры проведения контрольного мероприятия и оформления его результатов является акт проверки (ревизии), заключение, подготовленное по результатам проведения обследования, и иные материалы контрольного мероприятия.
49. Фиксация результата выполнения административной процедуры проведения контрольного мероприятия и оформления его результатов осуществляется путем оформления в установленном порядке акта проверки (ревизии), заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, на бумажных носителях, а также иных материалов контрольного мероприятия на бумажных и иных носителях информации.
Исходя из приведенных норм, контрольные мероприятия, в рассматриваемом случае - проверки, завершились после подписания актов проверок.
После исполнения процедуры контрольного мероприятия следует стадия реализации результатов контрольного мероприятия.
В Административном регламенте указано:
89. Основанием для начала административной процедуры реализации результатов проведения контрольного мероприятия является наличие оформленных в установленном порядке акта проверки (ревизии), заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, и иных материалов контрольного мероприятия.
90. Административная процедура реализации результатов проведения контрольного мероприятия предусматривает следующие административные действия, продолжительность их выполнения:
а) подготовка материалов контрольного мероприятия к рассмотрению и принятие руководителем (заместителем руководителя) Службы (территориального органа) решения - в срок не более 30 календарных дней с момента подписания акта проверки (ревизии), заключения, подготовленного по результатам проведения обследования;
б) оформление решения руководителя (заместителя руководителя) Службы (территориального органа) - в течение 25 рабочих дней со дня принятия решения руководителем (заместителем руководителя) Службы (территориального органа);
в) направление представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения (далее - применение мер принуждения) - в течение 5 рабочих дней со дня их оформления.
94. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководителем (заместителем руководителя) Службы (территориального органа) принимается решение:
а) о применении мер принуждения;
б) об отсутствии оснований применения мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при наличии письменных возражений от объекта контроля, а также при предоставлении объектом контроля дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной проверки (ревизии).
108. Результатом исполнения административной процедуры реализации результатов проведения контрольного мероприятия является:
а) предписание, представление, уведомление о применении бюджетной меры принуждения;
б) справка об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) приказ (распоряжение) о назначении выездной проверки (ревизии).
109. Фиксация результата выполнения административной процедуры реализации результатов проведения контрольного мероприятия осуществляется путем:
а) оформления в установленном порядке на бумажном носителе представления, предписания, уведомления о применении бюджетной меры принуждения;
б) оформления в установленном порядке на бумажном носителе справки об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) оформления в установленном порядке на бумажном носителе приказа (распоряжения) о назначении выездной проверки (ревизии).
Из приведенных норм следует, что направление возражений, их рассмотрение и принятие по ним решений осуществляется на стадии реализации результатов контрольного мероприятия (проверки).
Согласно пояснениям ТУ Росфиннадзора, в ходе проверки возражения были представлены в виде объяснительных должностных лиц проверяемых филиалов о недостаточности ассигнований, и были известны проверяющим, после подписания акта эти же доводы изложены в возражениях и представлены ТУ Росфиннадзора в электронном и в письменном виде.
По результатам рассмотрения возражений составлены служебные записки о том, что основания для исключения из актов сведений о нарушениях, выразившихся в несвоевременной выплате компенсаций за приобретенные инвалидами средства реабилитации, для проведения внеплановых проверок в связи с поступлением возражений, отсутствуют.
Данные выводы соответствуют требованиям бюджетного законодательства и Регламента.
Представления подписаны уполномоченным лицом, форма представлений соответствует приложению N 10 к Приказу Росфиннадзора от 20.11.2014 N 437 "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
По своему содержанию представления соответствуют обстоятельствам и выводам, содержащимся в актах проверок. Представления являются исполнимыми.
Относительно содержащегося в представлениях предложения проинформировать ТУ Росфиннадзора о результатах исполнения к установленному сроку по приложенной форме отчета, установлено, что форма отчета не предусмотрена законодательными актами, разработана самостоятельно и не является обязательной к соблюдению. В этом случае информация может быть представлена в произвольной письменной форме. Это обстоятельство не нарушает права заявителя.
Оспариваемые представления соответствуют требованиям законодательства, не нарушают законных прав заявителя, оснований для признания их недействительными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены судебного решения в порядке статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2015 по делу N А63-6882/2015 отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6882/2015
Истец: ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 7, ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N5
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в СК
Третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в СК