Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2016 г. N Ф07-1241/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А05-7988/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2015 года по делу N А05-7988/2015 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
публичное акционерное общество "Мобильные телесистемы" (место нахождения: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4; ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (место нахождения: 164530, Архангельская обл., с. Холмогоры, ул. Ломоносова, д. 18; ОГРН 1032902190100, ИНН 2923002032; далее - Комитет) и администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", в котором просит взыскать с надлежащего ответчика 84 160 руб. 78 коп. неосновательного обогащения, составляющего переплату по арендной плате за 2014 год по договорам от 29.07.2009 N РФ29-19-000388, от 25.06.2009 N РФ29-19-000379, от 02.06.2009 N РФ29-19-000372, от 02.11.2009 N РФ29-19-000426 аренды земельных участков.
В предварительном судебном заседании истец уточнил ответчика по иску, просил взыскать заявленную сумму неосновательного обогащения с Комитета.
Уточнение ответчика принято судом в порядке статей 46, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 06.10.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Комитета в пользу Общества взыскано 3366 руб. 43 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неприменение судом норм законов подлежащих применению, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что истцом не представлено доказательств, что объекты на участках являются линейными.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключены следующие договоры аренды земельных участков:
- от 29.07.2009 N РФ 29-19-000388, по условиям которого в редакции дополнительного соглашения от 15.09.2014 арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком до 28.07.2019 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 225 кв.м с кадастровым номером 29:19:011701:51;
- от 25.06.2009 N РФ 29-19-000379, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком до 24.06.2058 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 225 кв.м с кадастровым номером 29:19:020405:53;
- от 02.06.2009 N РФ 29-19-000372, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком до 01.07.2058 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 158 кв.м с кадастровым номером 29:19:070801:88;
- от 02.11.2009 N РФ 29-19-000426, по условиям которого в редакции дополнительного соглашения от 26.01.2015 арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком до 02.11.2019 земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 225 кв.м с кадастровым номером 29:19:080501:101.
Все земельные участки предоставлены для размещения (эксплуатации) башен сотовой связи.
В соответствии с платежными поручениями от 24.04.2014 N 310703, 310704, 310705, 310706, от 16.07.2014 N 315598, 315599, 315600, 315602, от 27.08.2014 N 318512, 318513, от 04.09.2014 N 132357, 132360, от 17.10.2014 N 321136, 321137, 321138, 321140, от 23.12.2014 N 327445, 327447, 327448, 327449 Общество внесло арендную плату по указанным договорам за 2014 год в общей сумме 84 389 руб. 66 коп., в том числе по договору от 29.07.2009 N РФ 29-19-000388 - 25 498 руб. 79 коп.; по договору от 25.06.2009 N РФ 29-19-000379 - 25 094 руб. 36 коп.; по договору от 02.06.2009 N РФ 29-19-000372/Д0909301-03 - 14 380 руб. 07 коп.; по договору от 02.11.2009 N РФ 29-19-000426 - 19 419 руб. 44 коп.
Считая, что за пользование земельными участками излишне внесена арендная плата в общей сумме 84 160 руб. 78 коп., истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру и удовлетворил иск полностью.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Пункт 1 статьи 422 предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей до 01.03.2015; далее - Закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.
Из материалов дела видно, что расчет размера арендной платы за пользование земельными участками произведен ответчиком в соответствии с формулой, изложенной в пункте 4 указанного Положения об арендной плате путем умножения площадей земельных участков, удельных показателей их кадастровой стоимости, ставок арендной платы и коэффициентов инфляционных процессов.
При расчете Комитет применил ставки арендной платы, установленные постановлением администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" от 06.02.2014 N 13 по виду (группе) разрешенного использования земельных участков - башни, мачты сотовой, спутниковой связи: для земельных участков из населенных пунктов - 415 %; для земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта и связи - 3500 %.
Размер арендной платы за 2014 год по такому расчету составил: для земельного участка с кадастровым номером 29:19:011701:51 - 25 498 руб. 79 коп.; для земельного участка с кадастровым номером 29:19:020405:53 - 25 094 руб. 36 коп.; для земельного участка с кадастровым номером 29:19:070801:88 - 14 380 руб. 07 коп.; для земельного участка с кадастровым номером 29:19:080501:101 - 19 416 руб. 44 коп.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ):
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
В вышеназванном постановлении указано, что, рассматриваемое положение, с учетом особого характера этих объектов, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов.
В соответствии с данными государственного кадастрового учета земельные участки, используемые истцом по договорам аренды, имеют разрешенное использование для размещения/ для установки и эксплуатации башен сотовой связи.
В силу пункта 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Пунктом 28 той же статьи к средствам связи отнесены технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Соответственно башня сотовой связи, как объект на котором размещаются средства связи (базовые станции с антеннами, антенны радиорелейных линий связи, объекты инженерной инфраструктуры), является сооружением связи.
Передача, доставка сообщений электросвязи осуществляется по линиям связи, под которыми согласно пункту 7 статьи 2 Закона о связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
Соответственно, к линиям связи относятся как физические цепи и линейно-кабельные сооружения, так и радиорелейные линии передачи.
Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
Поскольку башни сотовой связи служат для размещения линии передачи, которые организованы путем установки антенн базовых станций сотовой связи, то расположенные на арендуемых земельных участках башни связи как единый сложный объект являются составными частями линии связи.
В силу подпункта 8 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) земельные участки, предоставленные для нужд связи, является ограниченными в обороте.
При таких обстоятельствах, поскольку спорные земельные участки, на которых расположены линии связи, относятся к ограниченным в обороте, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что к этим земельным участкам должен применяться предельный размер годовой арендной платы не более полутора процентов кадастровой стоимости.
В соответствии с представленными в материалы дела справками о кадастровой стоимости земельных участков кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 29:19:011701:51 в 2014 году составила 5816 руб. 25 коп.; земельного участка с кадастровым номером 29:19:020405:53 - 5724 руб.; земельного участка с кадастровым номером 29:19:070801:88 - 3280 руб. 08 коп.; земельного участка с кадастровым номером 29:19:080501:101 - 438 руб. 75 коп.
Соответственно, размер арендной платы за 2014 год для земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 29:19:011701:51 не может превышать 87 руб. 24 коп.; для земельного участка с кадастровым номером 29:19:020405:53 - 85 руб. 86 коп.; для земельного участка с кадастровым номером 29:19:070801:88 - 49 руб. 20 коп.; для земельного участка с кадастровым номером 29:19:080501:101 - 6 руб. 58 коп.
Общий предельный размер арендной платы за пользование четырьмя земельными участками составил 228 руб. 88 коп.
Общество за 2014 год внесло арендую плату в сумме 84 389 руб. 66 коп., что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Следовательно, излишне уплаченная арендная плата в сумме 84 160 руб. 78 коп. составила неосновательное обогащение Комитета (как стороны по договорам аренды земельных участков (в том числе договора аренды от 29.07.2009 N РФ 29-19-000388 с учетом дополнительного соглашения от 15.09.2014) и лица, которому производилась оплата арендных платежей).
Указанный расчет судом проверен и признан правильным.
Правовых оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, доказательств и иных выводов у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которыми у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2015 года по делу N А05-7988/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7988/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2016 г. N Ф07-1241/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район"