16 декабря 2015 г. |
Дело N А83-2589/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Лик" Егорова Г.В., приказ от 26.01.2015 N 1, представителя общества с ограниченной ответственностью "Лик" - Синельникова Д.В., доверенность от 06.10.2015 года б/н, в отсутсвии представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу, надлежаще извещенного о дате, месте и времени проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лик" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.08.2015 по делу N А83-2589/2015 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Лик" о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лик" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лик" (далее - общество, ООО "Лик") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.08.2015 заявление удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с наложением на него штрафа в размере 200 000,00 руб. Также суд решил изъять из незаконного оборота алкогольную продукцию, арестованную согласно протоколу ареста товаров и иных вещей N 07-15/51-3 от 03.06.2015 и направить на переработку или уничтожение в порядке, определенном Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 N 430. При этом суд исходил из того, что материалами дела подтверждено осуществление обществом оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Не согласившись с указанным судебным актом в части размера назначенного штрафа, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.08.2015 и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000,00 руб. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что административное правонарушение было совершено им впервые, на полное признание обществом вины и на тяжелое материальное положение.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сотрудниками Управления 03.06.2015 в 15 часов 40 минут в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 07-15/50 по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ в отношении ООО "Лик" установлено что, общество в магазине розничной торговли по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Крылова, д.8 осуществляет оборот алкогольной продукции в ассортименте, без соответствующей лицензии. В связи с выявленным фактом в отношении ООО "Лик" определением от 03.06.2015 N 07-15/51-1 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст.14.17 КоАП РФ. Сотрудниками Управления 03.06.2015 проведен осмотр витрины и подсобных помещений магазина розничной торговли, в ходе которого обнаружена в реализации на торговой витрине магазина алкогольная продукция в ассортименте, в количестве 179 (сто семьдесят девять) единиц алкогольной продукции. Указанное отражено в протоколе осмотра от 03.06.2015 N 07-15/51-2. Находящаяся в магазине розничной торговли алкогольная продукция в общем количестве 179 единиц, принадлежащая ООО "Лик" арестована, о чем составлен протокол ареста товаров и иных вещей от 03.06.2015 N 07-15/51-3. Таким образом сотрудниками Управления установлен факт осуществления оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Событие административного правонарушения подтверждается определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.06.2015 N 07-15/51-1, протоколом осмотра от 03.06.2015 N 07-15/51-2, фототаблицей к протоколу осмотра от 03.06.2015 N 07-15/51-2, протоколом ареста алкогольной продукции от 03.06.2015 N 07-15/51-3, объяснениями руководителя общества.
На основании статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Данное заявление было удовлетворено судом первой инстанции, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, с наложением на него штрафа в размере 200 000,00 руб. Также суд изъял из незаконного оборота арестованную алкогольную продукцию и направил ее на переработку или уничтожение в порядке, определенном Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 N 430.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.
Нормы, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции, закреплены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 171 -ФЗ лицензии выдаются на осуществление таких видов деятельности как закупка, хранение, поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничная продажа алкогольной продукции. При этом в статье 26 указанного Закона установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции подразумевается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, контролирующий орган в ходе проведения административного расследования выявил факт реализации ООО "Лик" алкогольной продукции без соответствующей лицензии, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Согласно данной норме производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Несоблюдение ООО "Лик" установленного действующим законодательством порядка осуществления оборота алкогольной продукции свидетельствует о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения. В нарушение требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В силу изложенного вывод суда первой инстанции о виновности ООО "Лик" в совершении административного правонарушения и необходимости привлечении его к административной ответственности является правомерным и обоснованным.
Довод ООО "Лик" о том, что назначенное судом первой инстанции административное наказание является чрезмерно суровым, апелляционная коллегия находит несостоятельным в силу следующего.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, допускается возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Таким образом, возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела.
Оценив доводы общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел исключительных обстоятельств для назначения ему наказания ниже низшего предела. Так, в подтверждение своей позиции о том, что наложенные на общество в соответствии с частью 3 статьи 4.17 КоАП РФ штрафные санкции даже в минимальном размере (200 000, 00 руб.) повлекут прекращение деятельности общества, ООО "Лик" представило суду: справку о прибыли общества за период с 25.05.2015 по 12.12.2015, согласно которой чистая прибыль общества за указанный период составила 33 079,31 руб.; справку по счету, открытому в Отделении ОО N 231 ПАО РНКБ, исходя из которой остаток на счете общества по состоянию на 11.12.2015 составляет 216,53 руб.; копию решения Арбитражного суда Республики Крым от 25.08.2015 по делу N А83-2694/2015, оставленного без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16, и на него наложен штраф в размере 200 000,00 руб.; копию постановления Киевского районного суда г. Симферополя от 19.08.2015 по делу N 5-1772/2015, оставленного без изменения решением Верховного суда Республики Крым от 02.10.2015, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, и на него наложен штраф в размере 200 000,00 руб.
Однако, представленные в материалы дела справка, согласно которой за период с 25.05.2015 по 12.12.2015 чистая прибыль общества составила 33 079,31 руб. и справка отделения банка, исходя из которой остаток на счете общества по состоянию на 11.12.2015 составляет 216,53 руб. не могут однозначно свидетельствовать о тяжелом финансовом положении общества, которое характеризуется совокупностью его денежных, основных, оборотных средств, материальных активов и другими показателями. Кроме того, само по себе тяжелое финансовое положение юридического лица не является безусловным основанием для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, в том числе запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Допущенное обществом административное правонарушение представляет угрозу не только жизни и здоровью граждан, но и экономическим интересам Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности указанной продукции, а приложенные обществом в обоснование своей позиции копии решения Арбитражного суда Республики Крым от 25.08.2015 по делу N А83-2694/2015, оставленного без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015, и постановления Киевского районного суда г. Симферополя от 19.08.2015 по делу N 5-1772/2015, оставленного без изменения решением Верховного суда Республики Крым от 02.10.2015, свидетельствуют лишь о злостном нарушении обществом установленных в сфере оборота алкогольной продукции правил.
В деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к невозможности осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимо отметить, что негативные последствия, наступившие для юридического лица, являются следствием допущенных им самим нарушений, совершая которые он, как субъект предпринимательской деятельности, должен был предвидеть и осознавать возможность их возникновения.
На основании указанного, по мнению апелляционной коллегии, характер совершенного заинтересованным лицом правонарушения не обладает какими-либо особенностями, являющимися основанием для применения в рассматриваемом случае при назначении административного наказания положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Фактически в настоящем случае общество своими противоправными действиями нарушило императивные требования законодательства, регулирующие порядок осуществления лицензируемой деятельности, который установлен в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности соответствующей продукции.
В рассматриваемом случае размер административного штрафа определен судом первой инстанции в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 3 статьей 14.17 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции считает, что, учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, не влечет необоснованное ограничение прав юридического лица и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу вышеуказанного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 августа 2015 года по делу N А83-2589/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2589/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Лик"