г. Тула |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А23-1648/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии представителей заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001337480, ИНН 4028003880) - Хотеевой Н.С. (доверенность от 13.08.2013 N 21д), Власова Д.А. (доверенность от 26.06.2015 N 53д), представителя заявителя - закрытого акционерного общества "ХЛЕБОКОМБИНАТ" (г. Калуга, ОГРН 1024001426228, ИНН 4029016184) - Самодерженкова Ю.И. (доверенность от 24.09.2015 N 6241), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ХЛЕБОКОМБИНАТ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2015 по делу N А23-1645/2015, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "ХЛЕБОКОМБИНАТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения Управления МВД по Калужской области (далее - Управление) в лице отделения N 1 межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела управления государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - отделение), выраженного в письме от 04.02.2015 N 77/193, об отказе в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства ГАЗ-3307 государственный регистрационный знак в047мм40 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Указанный судебный акт мотивирован тем, что отсутствует возможность идентификации транспортного средства в силу утраты номерных табличек как на кузове, так и на раме.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что на момент представления заявителем автомобиля ответчику для регистрационный действий не существовало и не существует закона, запрещающего производство регистрационных действий в случае замены в ходе производства капитального ремонта одного или нескольких номерных агрегатов транспортного средства (в рассматриваемом случае грузового автомобиля). По мнению апеллянта, в рассматриваемом случае изменение конструкции транспортного средства не имело место, поскольку в процессе капитального ремонта автомобиля была заменена пришедшая в негодность кабина на новую аналогичную, изготовленную тем же заводом-изготовителем и официально приобретенную у его торгового представителя.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, свидетельством о регистрации транспортного средства и паспортом транспортного средства подтверждается, что обществу на праве собственности принадлежит автомобиль ГАЗ 3307 идентификационный номер (VIN) XТН330700R1535101 государственный регистрационный знак в047мм40. Автомобиль приобретен обществом по договору купли-продажи от 09.07.2003.
Согласно акту дефектовки автотранспорта, составленному сотрудниками общества 22.07.2013, кабина данного автомобиля имеет сквозную коррозию, пол кабины прогнил полностью, двери имеют сквозную коррозию и механические повреждения.
На основании договора купли-продажи от 06.08.2013 N 101/13-КП общество приобрело у ООО "Компания Волга" кабину ГАЗ 3307 в сборе. В дальнейшем общество осуществило замену кабины на вышеуказанном автомобиле.
Общество 27.01.2015 обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные спорного автомобиля государственный регистрационный знак в047мм40. Номер VIN в данном заявлении общество указало как "не установлено". Сотрудником управления в данном заявлении сделана отметка об отсутствии маркировочной таблички и переборудовании - замене кабины. При этом раздел заявления "Вносимые изменения в конструкцию ТС" обществом не заполнен.
Письмом отделения управления от 27.01.2015 N 77/109 обществу сообщено следующее.
В соответствии с требованиями четвертого абзаца пункта 24 Регламента N 605 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку.
"Идентификационная маркировка" - нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте на раме или на легкосъемной части кузова (кабины), нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков. (Приложение N 8 к Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", ГОСТ Р-51980-2002 Транспортные средства, Маркировка, общие технические требования).
Транспортное средство имеет несущий кузов (кабину) или рамную конструкцию, где кузов (кабина) или рама являются основным элементом транспортного средства, на котором нанесен идентификационный номер изделия (VIN).
Базовое транспортное средство - транспортное средство, которое в целом, или его кузов (кабина) или шасси были использованы при создании другого транспортного средства (пункт 5 общих положений Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720).
В результате замены кузова (кабины) или рамы автомобиль утрачивает элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер. При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что впоследствии приведет к невозможности его идентификации.
В предоставлении государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные с транспортным средством ГАЗ 3307 государственный регистрационный знак в047мм40 отказано по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным исходя следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 24 Регламента N 605 установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Государственная услуга не предоставляется в случае: представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с пунктом 13 раздела II (Требования к безопасности объектов технического регулирования) действовавшего Технического регламента N 720, каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер.
Пунктом 7.37.1 Приложения N 7 (Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) к указанному Техническому регламенту предусмотрено, что маркировка, нанесенная на транспортное средство, должна соответствовать указанной в документах на это транспортное средство.
Согласно пункту 2.1 приложения N 8 к Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую, в том числе наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.
Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства.
Пунктом 3.3.1 ГОСТ Р 51980-2002 "Транспортные средства, маркировка. Общие технические требования" аналогично установлено, что табличка изготовителя (на которую, среди прочего, наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для целей его идентификации) должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации.
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства представленным документам устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в ходе осуществления регистрационного действия (пункты 39 - 41 Регламента N 605).
Действующим в настоящее время Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, также установлено (Приложение N 7), что на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет (пункт 1.1); нанесение идентификационного номера на транспортное средство (шасси) производится изготовителем, номер наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной (пункты 1.3.1, 1.3.2, 1.4, 1.4.1); идентификационный номер указывается в документах на транспортное средство (шасси) (пункт 1.5).
Регламентом N 605 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе: документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Документы на номерные агрегаты: документы с отметками таможенных органов о выпуске номерных агрегатов в обращение на таможенной территории Таможенного союза; документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями.
Документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат; иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, из заявления и пояснений общества, копий заявления общества в отделение Управления и иных материалов дела следует, что на спорном транспортном средстве произведена замена кабины, пришедшей в негодность, на новую аналогичной марки, а также замена рамы, что исключает возможность идентификации базового транспортного средства, которое послужило основанием для замены кабины (т. 1, л. д. 64, 67, 68, 69, 70, 115).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно признан законным и обоснованным содержащийся в оспариваемом отказе Управления вывод о невозможности идентификации автомобиля и об отсутствии у оснований для совершения регистрационных действий по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Также следует признать совершенно обоснованной ссылку суда на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.04.2015 по делу N А14-7446/2014.
В жалобе общество указывает, что на момент представления заявителем автомобиля для регистрационных действий не существовало и не существует закона, запрещающего производство регистрационных действий в случае замены в ходе производства капитального ремонта одного или нескольких номерных агрегатов транспортного средства, вместе с тем, как указывалось выше, в рассматриваемом случае идентификация базового средства невозможна ввиду замены как кузова, так и рамы, содержащих самостоятельные номера.
По мнению апеллянта, в рассматриваемом случае изменение конструкции транспортного средства не имело место, поскольку в процессе капитального ремонта автомобиля была заменена пришедшая в негодность кабина на новую аналогичную, изготовленную тем же заводом-изготовителем и официально приобретенную у его торгового представителя, однако, материалами дела установлена и замена рамы, в отношении которой каких-либо правоустанавливающих документов не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не являющиеся основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2015 по делу N А23-1648/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1648/2015
Истец: ЗАО "Хлебокомбинат", ЗАО Хлебокомбинат
Ответчик: УМВД по Калужской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области