Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф04-850/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А70-365/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8106/2015) закрытого акционерного общества "Трест-ВММ" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2015 по делу N А70-365/2015 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Трест-ВММ" (ОГРН 1067438010750, ИНН 7438020451) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Администрации г.Тюмени, общества с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Лизинг", об оспаривании решения об отказе в размещении объектов спорта в районе ул.Восстания, изложенного в письме от 14.10.2014 N 141014033/10-1,
при участии в судебном заседании представителей:
от Закрытого акционерного общества "Трест-ВММ" - Зинина Оксана Владимировна (паспорт, по доверенности от 12.10.2015 сроком действия 2 года);
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Каюмова Регина Ренатовна (удостоверение, по доверенности N 222/08-3-Д от 15.09.2015 сроком действия 1 год);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Общества с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Лизинг" - Мязина Наталья Анатольевна (удостоверение адвоката, по доверенности N Д-34 от 01.06.2015 сроком действия по 31.12.2015);
от Администрации г.Тюмени - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Закрытое акционерное общество "Трест-ВММ" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту - Департамент) об оспаривании решения об отказе в размещении объектов спорта в районе ул.Восстания г.Тюмени, изложенного в письме от 14.10.2014 N 141014033/10-1, обязании Департамента принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов спорта на земельном участке, расположенном в г.Тюмени в районе ул.Восстания (ориентировочная площадь земельного участка 12 300 кв.м.) с утверждением схемы расположения соответствующего земельного участка на кадастром плане территории.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Тюменской области), Администрация г. Тюмени, ООО "ЮТэйр-Лизинг".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что испрашиваемый Обществом земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 72:23:04270001:202, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем оспариваемый отказ является законным и обоснованным, ввиду отсутствия у Департамента правовых оснований для предварительного согласования заявителю места размещения объекта спорта в г.Тюмени в районе ул.Восстания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Трест-ВММ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что вышеизложенный вывод суда первой инстанции является неправомерным, поскольку испрашиваемый земельный участок не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:04270001:202 (они имеют смежное расположение, что подтверждается схемой расположения земельного участка), кроме того, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принадлежности испрашиваемого земельного участка к собственности Российской Федерации.
Указанное, а также отсутствие в оспариваемом отказе каких-либо данных, подтверждающих отнесение испрашиваемого земельного участка к собственности РФ, по мнению апеллянта, свидетельствует о незаконности решения об отказе в размещении объектов спорта в районе ул.Восстания г.Тюмени, изложенного в письме от 14.10.2014 N 141014033/10-1.
От Департамента и ТУ Росимущества в Тюменской области в материалы дела поступили письменные отзывы, согласно которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
От ООО "ЮТэйр-Лизинг" в материалы дела также поступил письменный отзыв о правомерности обжалуемого решения, с приложенными в его обоснование копиями документов: план приватизации Государственного производственного объединения авиакомпания "Тюменьавиатранс", утвержденный 23.10.1992, свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации N 11-34, распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации Тюменской области от 19.03.2002 N 283/14-з "О предоставлении в аренду земельных участков ОАО "Авиакомпания "Тюменьавиатранс" под имущественный комплекс аэропорта "Плеханово" в г. Тюмени", договор аренды земельного участка N 23-30/106 от 11.11.2002, договор аренды федерального имущества N 96 от 02.07.2003, свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2004, судебные акты по делам А70-13172/2012, А70-12708/2013.
Указанные документы судом апелляционной инстанции в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимаются и подлежат рассмотрению по существу.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Администрация г.Тюмени извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Закрытого акционерного общества "Трест-ВММ" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях по делу, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Лизинг" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, а также доводы изложенные представителем Департамента имущественных отношений Тюменской области.
В судебном заседании объявлен перерыв. Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
После перерыва представители Департамента имущественных отношений Тюменской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области и Администрации г.Тюмени надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
От представителя Общества с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Лизинг" поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии информационного письма фирмы "Тюменьспецавиа" от 21.10.1992 г., копии плана аэропорта "Плеханово", утвержденного 02.10.1992 г.
Представитель ЗАО "Трест-ВММ" возражает против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с заявленным ходатайством, а также выслушав мнение представителя Общества, приходит к следующему выводу.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Таким образом, процессуальный закон не запрещает апелляционному суду принимать дополнительные документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, а обязывает суд сделать это (абзац 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, а вышеназванные документы приобщению к материалам дела.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Письмом от 07.08.2014 N 140212024/2 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта спорта в г.Тюмени в районе ул.Восстания.
Письмом от 14.10.2014 N 141014033/10-1 Департамент сообщил Обществу об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта спорта. Основанием для отказа послужил вывод Департамента об отнесении испрашиваемого земельного участка к собственности РФ и об отсутствии в этой связи полномочий у Департамента на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ.
Общество не согласно с отказом в предварительном согласовании места размещения объекта спорта, изложенным в письме от 14.10.2014 г. N 141014033/10-1, в связи с чем обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
20.05.2015 Арбитражным судом Тюменской области вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Общество оспаривает решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта спорта в г.Тюмени в районе ул.Восстания.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами, что установлено пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ (в ред., действовавшей на момент обращения Общества с заявлением в Департамент) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта РФ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта спорта в г.Тюмени в районе ул.Восстания, послужил вывод Департамента об отсутствии полномочий на рассмотрение указанного заявления, в связи с отнесением испрашиваемого земельного участка к объектам федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции считает вышеизложенный вывод Департамента обоснованным.
При этом, вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 72:23:04270001:202, судом апелляционной инстанции признается не соответствующим материалам рассматриваемого спора, а именно, представленным в материалы дела: утвержденным проектам границ земельного участка (л.д. 91, 97), кадастровому паспорту земельного участка от 06.11.2014 (л.д.74-88), схеме расположения запрашиваемого земельного участка (л.д. 121), а также ответу Отдела управления и распоряжения государственным имуществом от 11.09.2014 (л.д. 49), согласно которому невозможно идентифицировать испрашиваемый Обществом земельный участок, письму Департамента от 24.04.2015 N 14-06-1255/5 об отсутствии сведений о местоположении земельного участка площадью 6000 кв.м. в районе ул. Восстания, испрашиваемого ЗАО "Трест-ВММ". Кроме того, тот факт, что истребуемый земельный участок не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:04270001:202 наглядно прослеживается из Публичной кадастровой карты (maps.rosreestr.ru).
Однако, неверное определение судом первой инстанции принадлежности истребуемого земельного участка к земельному участку с кадастровым номером 72:23:04270001:202 не исключает правильности вывода об отсутствии у Департамента правовых оснований для предварительного согласования заявителю места размещения объекта спорта в г.Тюмени в районе ул.Восстания, исходя из следующего.
Из заявления ЗАО "Трест-ВММ" следует, что Общество обратилось с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов спорта и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 12300 кв.м, расположенном по адресу г. Тюмень, ул. Восстания.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах земельного участка площадью 165,96 га, который распоряжением Администрации города Тюмени от 22.02.1993 N 375 (л.д.123) "О предоставлении земельного участка в аренду аэропорту "Плеханово" был предоставлен под существующие здания и сооружения аэропорта.
21.07.1993 на основании Распоряжения N 375 от 22.02.1993 между Фондом имущества г.Тюмени и Авиакомпанией "Тюменьавиатранс" был заключен договор NА-39 аренды указанного земельного участка (л.д.114-115).
Указанный земельный участок находился в собственности РФ.
В силу пункта 2.3.4. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года N 2980-1 предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта могут быть приватизированы только по решению Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств.
Как следует из материалов дела, 23.10.1992 в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. N 721 утвержден План приватизации государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс", которое являлось федеральной собственностью (пункт 4 Плана). Предприятие имело подразделение Фирму "Тюменьспецавиа", местонахождение которой аэропорт Плеханово (пункт 9.1. Плана).
Договором N 22 от 28.10.1992 о предоставлении имущества во временное безвозмездное пользование Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области передал АООТ "Тюменьавиатранс" объекты и сооружения инженерной инфраструктуры, а также объекты гражданской обороны.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом администрации Тюменской области N 77/1 от 29.01.1993 г. утверждено региональное государственное предприятие по обеспечению воздушного движения "Тюменьаэроконтроль".
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Тюменской области от 20.04.1994 г. N 86/06 на баланс РГП "Тюменьаэроконтроль" на условиях договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения с Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Тюменской области передано государственное имущество систем (объектов) ИВП и УВД согласно Приложению N 1, не подлежащих приватизации в соответствии с распоряжением Госкомимущества от 16.09.1992 г. N 444-р, находящееся на балансе АО "Тюменьавиатранс".
Согласно Приложению N 1 к Распоряжению комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 20.04.1994 г. N 86/06 на испрашиваемом земельном участке расположены радиолакационные объекты всех назначений, объекты систем посадки, объекты радионавигации и иные объекты, необходимые для использования системы по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением.
В последующем данный земельный участок был разделен на два распоряжением Администрации города Тюмени от 24.04.1997 N 1233 "О предоставлении в аренду земельных участков АООТ "Тюменьавиатранс" под существующий имущественный комплекс аэропорта "Плеханово" в районе ул. Интернациональная" (л.д.112,116) акционерному обществу открытого типа Тюменской авиационной транспортной компании "Тюменьавиатранс" под имущественный комплекс аэропорта "Плеханово" был предоставлен земельный участок ориентировочной общей площадью 108,2 га в границах согласно Выкопировки (л.д.114) из плана города в районе ул. Интернациональная; распоряжением Администрации города Тюмени от 04.06.1997 N 1635 "О предоставлении в аренду земельных участков под имущественный комплекс РГП по ОВД "Тюменьаэроконтроль" в районе аэропорта "Плеханово" (л.д.95-96) региональному государственному предприятию по организации воздушного движения "Тюменьаэроконтроль" под имущественный комплекс был предоставлен земельный участок ориентировочной общей площадью 75,1 га в границах согласно выкопировке (л.д.97) из плана города в районе аэропорта Плеханово.
В соответствии с распоряжением Администрации г.Тюмени от 17.07.2001 N 3018 "О предоставлении земельных участков ГУДП "Аэронавигация Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОВД" под существующие сооружения и объекты в районе аэропорта "Плеханово" у Тюменской авиационной транспортной компании "Тюменьавиатранс" с 21.04.2000 была изъята часть земельного участка площадью 2863 кв.м., предоставленного распоряжением Администрации г.Тюмени от 24.04.1997 N 3896 под существующие здания и сооружения аэропорта "Плеханово".
При этом в соответствии с пунктом 4 распоряжения от 17.07.2001 N 3018 было признано утратившим силу распоряжение Администрации г.Тюмени от 04.06.1997 N 1635 "О предоставлении в аренду земельных участков под имущественный комплекс РГП по ОВД "Тюменьаэроконтроль" в районе аэропорта "Плеханово".
Распоряжением Администрации г.Тюмени от 28.10.2004 N 5824 "Об утверждении проекта границ земельного участка под имущественный комплекс в районе аэропорта "Плеханово" был утвержден проект границ земельного участка предоставленного ГУДП "Аэронавигация Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОВД".
После утверждения границ на основании распоряжения от 28.10.2004 N 5824 данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 72:23:04270001:202, разрешенное использование: под имущественный комплекс, площадь 626 408,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, г. Тюмень, район аэропорта "Плеханово".
В подтверждение права собственности РФ на указанный земельный участок третье лицо представило в материалы дела свидетельство о государственной регистрации права от 12.03.2012 N 72 НМ 169584, выписку из реестра федерального имущества от 06.04.2015 N 372/1.
Второй земельный участок также был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 72:23:04270001:946, разрешенное использование: под существующий имущественный комплекс аэропорта "Плеханово", площадь 840 957 кв.м., адрес объекта: Тюменская область, г.Тюмень, район аэропорта "Плеханово".
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Тюменской области от 27.11.2013 N 334/03 земельный участок с кадастровым номером 72:23:04270001:946 был предоставлен в аренду ООО "ЮТэйр-Лизинг".
В подтверждение права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок третье лицо представило в материалы дела свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2014 N 72 НМ 886318, выписку из реестра федерального имущества от 06.04.20015 N 374/1.
При этом, следует отметить, что из фактического пользования Российской Федерации, земельный участок общей площадью 165,96 га не выбывал.
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на земли" (далее - Закон N 101-ФЗ), в статье 3 которого, в том числе, было предусмотрено такое основание для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, как расположение на земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Закону N 101-ФЗ (признан утратившим силу с 01.07.2006).
При этом согласно пункту 1 статьи 3.1 Вводного закона N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 4 раздела IV Приложения 1 к Постановлению предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта входят в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
Кроме того, в Плане приватизации государственного производственного объединения Авиакомпания "Тюменьавиатранс" указан вид собственности - федеральная.
Следовательно, земельный участок площадью 165,96 га, который в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 22.02.1993 N 375 был предоставлен под существующие здания и сооружения аэропорта АООТ "Тюменьавиатранс", является в силу закона федеральной собственностью, поскольку на нем располагалось недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В силу статьи 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" органы исполнительной власти Тюменской области, в том числе от имени области управляют (владеют, пользуются и распоряжаются) землями, отнесенными к государственной собственности Тюменской области, в том числе передают земельные участки в собственность граждан и юридических лиц, предоставляют в пользование, осуществляют резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Тюменской области, в соответствии с федеральным и областным законодательствами.
Статьей 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" предусмотрен порядок управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 1 статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (в ред., действовавшей на момент обращения Общества с заявлением в Департамент) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области.
Таким образом, в силу указанных норм законодательства к полномочиям органов исполнительной власти Тюменской области не относятся вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в собственности РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 4.1.2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, утвержденного приказом Росимущества от 30.04.2009 N 122, территориальный орган самостоятельно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, установив, что на испрашиваемом заявителем земельном участке ранее располагалось недвижимое имущество, которое до приватизации находилось в федеральной собственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что именно ТУ Росимущества в Тюменской области уполномочено принимать решения по возможности предоставления данного земельного участка, вне зависимости от отсутствия таких объектов на дату рассмотрения заявления Общества.
При этом, отсутствие в рассматриваемом случае государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок не имеет правового значения, поскольку государственная регистрация перехода права собственности может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Учитывая изложенное, решение об отказе в размещении объектов спорта в районе ул.Восстания г.Тюмени, изложенное в письме от 14.10.2014 N 141014033/10-1, судом апелляционной инстанции признается законным и обоснованным.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Трест-ВММ" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2015 по делу N А70-365/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-365/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф04-850/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Трест-ВММ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г. Тюмени, ООО "ЮТэйр-Лизинг", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области