г. Москва |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А41-29114/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.
судей Шевченко Е.Е., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ЮКАР Интернешнл" - Караблин Ю.В., представитель по доверенности от 20.04.2014,
от администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮКАР Интернешнл" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2015 по делу N А41-29114/15, принятое судьей Обарчуком А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮКАР Интернешнл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Одинцово (далее - администрация г.п.) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований) о признании незаконным отказа включить в схему размещения нестационарные торговые объекты, изложенного в выписке из протокола от 06.02.2015 N 1, и действий по рассмотрению вопроса о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на комиссии при отсутствие на это полномочий в связи с переходом их к администрации района
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации г.п., администрации района.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество осуществляет развозную торговлю посредством автоприцепов, размещенных в городе Одинцово Московской области по следующим адресам: ул. Железнодорожная, около д. 19; ул. Полевая, около д. 6; ул. Южная, около д. 2; ул. Старое яскино, около д. 35; ул. Окуловская, около остановки дом отдыха "Озера".
Общество обратилось в администрацию г.п. с просьбой включить указанные объекты мелкорозничной торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово.
Согласно выписки из протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок хозяйствующих субъектов от 06.02.2015 N 1 администрацией г.п. принято решение не включать объекты общества в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на период с 01.01.2014 до 31.12.2015 для последующего заключения договоров на их размещение.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Пунктами 5 - 8 Правил предусмотрено, что для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
В заявлении указываются следующие сведения:
а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования;
б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения;
в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения;
г) планируемые сроки размещения объектов.
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Непосредственно разработка и утверждение схемы согласно пункта 3 статьи 10 Закона о торговле, осуществляется органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данный Порядок утвержден распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов".
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, запрещено размещение нестационарных торговых объектов:
в местах, не включенных в схему;
размещение временных конструкций, предназначенных для хранения бахчевых культур, отдельно от нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков);
в полосах отвода автомобильных дорог;
в арках зданий, на газонах, цветниках, клумбах, площадках (детских, для отдыха, спортивных), на дворовых территориях жилых зданий, в местах, не оборудованных подъездами для разгрузки товара, на тротуарах шириной менее 3 метров;
ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов;
на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций;
под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, мостами;
в надземных и подземных переходах, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные переходы, метро;
на расстоянии менее 25 метров от мест сбора мусора и пищевых отходов, дворовых уборных, выгребных ям;
в случае, если размещение нестационарных торговых объектов уменьшает ширину пешеходных зон до 3 метров и менее;
в случае, если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.).
Из содержания оспариваемого решения следует, что в качестве оснований для отказа во включении спорных объектов в схему послужило их расположение в полосе отвода автомобильных дорог и на тротуарах шириной менее 3-х метров, что предусмотрено абзацами 3-4 пункта 2.7 Порядка.
Доказательств того, что поименованные обстоятельства отсутствуют, обществом не представлено.
Напротив, справкой по итогам проведения рейда по выявлению и пресечению деятельности на объектах несанкционированной торговли общества от 08.11.2013 с приложенными к ней фотоматериалами, подтверждается расположение нестационарных объектов общества в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования подтверждаются.
Таким образом, органом местного самоуправления, с учетом требований к разработке схемы, определенных распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р, правомерно отказано во включении объектов мелкорозничной торговли в уже утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов.
Вопреки доводам общества, принятое решение не вступает в противоречие пунктом 6 статьи 10 Закона о торговле, согласно которому утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Так, названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
Кроме того, согласно разъяснений в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.11.2012 по делу N А40-20386/12 действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления включать в схему размещения нестационарных торговых объектов конкретные торговые места.
Также апелляционным судом отклоняется довод общества относительно того, что администрация г.п. Одинцово не вправе была рассматривать заявление общества о включении нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово, поскольку соглашение о распределении полномочий, в том числе, по данному вопросу, заключенное между муниципальными образованиями "городское поселение Одинцово" и "Одинцовский муниципальный район Московской области", было утверждено решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28.04.2015., т.е. уже после принятия спорного решения и совершения оспариваемых действий заинтересованным лицом.
Следовательно, непосредственно при принятии оспариваемого отказа названное соглашение о распределении полномочий не могло быть учтено администрацией городского поселения Одинцово.
Кроме того, согласно писем администрации г.п. Одинцово от 26.03.2015 N 2.8/1741, от 18.03.2015 N 2.8/1307 документы по внесению дополнений и изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово были направлены в администрацию района в марте 2015 года, т.е. также после принятия спорного решения.
При таких обстоятельствах, решение и действия администрации г.п. соответствуют требованиям действующего законодательства в связи с чем, не могут быть признаны незаконными и нарушающими права общества при наличии объективных не опровергнутых обстоятельств расположения нестационарных торговых объектов в полосе отвода автомобильных дорог и на тротуарах шириной менее 3-х метров.
Из доводов общества, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2015 по делу N А41-29114/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29114/2015
Истец: ООО "Юкар Интернешнл"
Ответчик: Администрация городского поселения Одинцово
Третье лицо: Администрация Одинцовского района Москоской области, Администрация городского поселения Одинцово