город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2015 г. |
дело N А32-30181/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлова Андрея Анатольевича - лично, паспорт, Князева С.В. по доверенности от 18.08.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлова Андрея Анатольевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 по делу N А32-30181/2015,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлова Андрея Анатольевича
к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлов Андрей Анатольевич (далее - глава КФХ, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района (далее - администрации, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе передать в собственность крестьянскому (фермерскому) хозяйству для сельскохозяйственного производства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, состоящего из земельной доли в размере 100,3 гектара, принадлежащей муниципальному образованию на праве собственности, с кадастровым номером 23:25:0000000:381, расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах АОЗТ "Русь", а также о возложении на администрацию обязанности принять решение о предоставлении земельных участков в собственность заявителю по цене не более 15 процентов кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в льготном порядке, установленном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и выделенные в счёт земельных долей, также находящихся в муниципальной собственности. Однако из материалов дела не следует, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт в счёт земельной доли, право на которую признано администрацией. При этом суд указал, что в соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. К указанным в данной норме исключениям из настоящего правила спорный случай не относится. Вместе с тем суд пришёл к выводу, что заявитель не доказал факт правомерного использования спорного земельного участка, поскольку представленные им соглашения о фактическом пользовании земельном участком и договор хранения земельного участка заключены в отношении земельного участка без определения кадастрового номера площадью, значительно отличающейся от площади спорного земельного участка, который поставлен на кадастровый учёт. Кроме того, суд установил, что спорный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности муниципальному образованию и другим физическим лицам. Доказательства того, что предоставление в пользование спорного земельного участка предпринимателю осуществлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", то есть по решению общего собрания участников долевой собственности, в материалах дела отсутствуют. Иные представленные в материалы дела документы не подтверждают в достаточной мере факт использования земельного участка с кадастровым номером 23:25:0000000:381.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указал, что пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо запрещает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель указывает, что договор аренды или иное соглашение об использовании земельного участка не могли быть заключены, поскольку земельная доля не может являться объектом арендных отношений. Согласно разъяснениям Минэкономразвития, изложенным в письме от 25.11.2011 N Д-23-4894, в качестве доказательства использования земельного участка в целях его приобретения на льготных условиях могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога и иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и тому подобное). Соответствующие доказательства представлены в материалы дела.
В своих возражениях на апелляционную жалобу администрация просила оставить решение суда без изменения, указав на то, что заявителем не подтверждено правовое основание использования спорного земельного участка, каких-либо обременений на спорный земельный участок, поставленный на кадастровый учёт, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Использование земельного участка, образовавшегося из невостребованной доли, на законном основании возможно только после приобретения спорного земельного участка в муниципальную собственность. Соглашения о фактическом использовании земельного участка заключены в период с 2005 по 2011 год. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок возникло на основании решения Приморско-Ахтарского районного суда от 27.12.2013.
Представители предпринимателя в судебном заседании просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя органа местного самоуправления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.07.2014 (том 1, л.д. 36) Бородинскому сельскому поселению Приморско-Ахтарского района Краснодарского края принадлежит на праве общей долевой собственности земельная доля общей площадью 100,3 га в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 572,3 га по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах АОЗТ "Русь", кадастровый номер 23:25:0000000:381.
В период с 2006 по 2010 годы между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и крестьянским хозяйством "Алтай" в лице руководителя Хохлова Анатолия Васильевича (правопредшественник КФХ Хохлова А.А.) заключались письменные соглашения о фактическом пользовании земельным участком, расположенным по адресу: Приморско-Ахтарский район, бывшие земли АОЗТ "Русь", отделение N 3 общей площадью 213 га.
Согласно протоколу общего собрания от 15.04.2014 (том 1, л.д. 54) полномочия главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хохлова Анатолия Васильевича прекращены, полномочия главы КФХ возложены на Хохлова Андрея Анатольевича.
КФХ "Алтай" (правопредшественник КФХ Хохлова А.А.) неоднократно обращалось к главе администрации Бородинского сельского поселения Приморско- Ахтарского района с заявлениями от 10.07.2014, от 17.07.2014, от 23.07.2014 о заключении договора купли-продажи земельных долей общей площадью 100,3 га в границах земельного участка с кадастровым номером 23:25:0000000:381 по цене 15% от кадастровой стоимости с направлением проекта договора купли-продажи 5 земельных долей общей площадью 100,3 гектара в границах земельного участка с кадастровым номером 23:25:0000000:381 (т. 1, л.д. 41 - 45).
Администрация Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района опубликовала 23.07.2014 извещение на своем официальном сайте о возможности продажи в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельную долю размером 100,3 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:25:0000000:381 (т. 1, л.д. 12).
В письме от 13.07.2015 N 659 администрация Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района отказала главе КФХ Хохлову А.А. в продаже земельных долей, сославшись на отсутствие у КФХ Хохлова А.А. правовых основания для использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности (т. 1, л.д. 162).
Не согласившись с данным отказом, глава КФХ обратился с данным заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа в приватизации земельных долей редакции (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
В качестве обязательного требования к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ названо осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
В аренду, согласно статье 9 Закона N 101-ФЗ, могут быть переданы только прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Статьей 12 Закона N 101-ФЗ перечень сделок, которые могут быть совершены с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без выделения земельного участка в счет земельной доли, ограничен завещанием, отказом от права, внесением ее в уставный (складочный) капитал использующей земельный участок сельскохозяйственной организации, передачей в доверительное управление, куплей-продажей или дарением другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок.
Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Согласно статьям 12, 12.1 Закона N 101-ФЗ право муниципальной собственности на земельную долю возникает при отказе от права собственности на нее и государственной регистрации прекращения указанного права или на основании решения суда о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (статья 14 Закона N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 5.1, которым предусмотрена передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующей такой земельный участок сельскохозяйственной организации в собственность без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости.
Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 года N Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Вышеприведенные нормативные положения и разъяснения не могут быть истолкованы таким образом, что лицо, использовавшее земельный участок в отсутствие на то каких-либо законных оснований и соответствующего волеизъявления собственников, то есть действуя недобросовестно, в силу закона приобретает право на льготную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на бесконкурентных началах, получает необоснованное преимущество по сравнению с иными участниками оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Соответствующий вывод согласуется с закрепленным законодателем в пункте 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принципом добросовестности поведения участников гражданского оборота и недопустимости извлечения выгод и преимуществ из незаконных и недобросовестных действий, который ранее следовал из текста статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для реализации права на выкуп земельной доли на льготных условиях крестьянское (фермерское) хозяйство должно доказать не только факт использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, но и представить доказательства правомерности такого использования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, кроме Бородинского сельского поселения спорный земельный участок с кадастровым номером 23:25:0000000:381 площадью 5 723 000 кв. м (5723 га) принадлежит на праве общей долевой собственности гражданам Рябчикову А.И., Умеренникову Д.И., Лягайло Е.М., Хорошайло Л.Е., Платонову В.В., Никитенко В.В., Асташовой Л.М., Лапенко Р.И., Ляшко М.В., Кухаренко В.А., Малашниченко Е.А., Волкову А.Т., Барановой А.П., Чубенко Г.В., Стрелковой Л.Ф., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 13.07.2015 N 23/036/020/2015-399 (том 1, л.д. 32 - 35).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения, в том числе, об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности (подпункт 7 пункта 3 статьи 14 Закона N 101-ФЗ).
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, решение общего собрания участников долевой собственности о передаче в аренду КФХ "Алтай" или КФХ Хохлова А.А. указанного земельного участка отсутствует, соглашения о предоставлении земельного участка площадью 2 130 000 кв. м заключались администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район.
При этом предметом вышеуказанных соглашений о фактическом пользовании земельным участком являлся земельный участок общей площадью 2 130 000 кв. м, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, отделение N 3, без кадастрового номера, тогда как земельный участок, находящийся в долевой собственности, имеет кадастровый номер 23:25:0000000:381 и площадь 5 723 000 кв. м, поставлен на кадастровый учет 13.09.2007 (т. 1, л.д. 39).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не подтвержден факт и правовое основание использования испрашиваемого земельного участка, соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующие разъяснения, изложенные в пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу с момента его официального опубликования - с 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением земельных участков:
- предоставленных сельскохозяйственным организациям, а также гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, либо предоставленных арендаторам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и на которых отсутствуют здания или сооружения в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды;
- предоставленных религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями;
- переданных в аренду гражданину или юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Под вышеприведенные исключения из установленного запрета (моратория) приватизации находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае рассматриваемый случай не подпадает.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований главы КФХ на основании пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не имеется.
Доводы заявителя фактически выражают несогласие с позицией суда первой инстанции и не содержат сведений об обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 сентября 2015 года по делу А32-30181/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30181/2015
Истец: ИП Хохлов Андрей Анатольевич, Хохлов А А
Ответчик: Администрация Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района
Третье лицо: Администрация Бородинского с/п П-А р-на